Выступление по теме "Особенности подготовки к собеседованию по русскому языку"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Качанова Оксана Владимировна

В данной работе раскрываются особенноси подготовки и проведения устного экзамена по русскому языку с практическим материалом. Полезен будет не только учителям, но и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом. Работа оценивается по системе зачет/незачет. Ученик получает "зачет" в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

Задание 1( чтение текста). Максимальное количество баллов: 2 балла.

Задание 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации). Максимальное количество баллов: 4 балла.

Речевое оформление (заданий 1 и 2).

Максимальное количество баллов: 4 балла.

Задание 3 (монолог). Максимальное количество баллов: 3 балла.

Задание 4 (диалог). Максимальное количество баллов: 2 балла.

 Речевое оформление (заданий 3 и 4).

Максимальное количество баллов: 4 балла.

ИТОГО: 19 баллов. Общее время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. 

Устная часть. 1 задание. Устная часть ОГЭ (9 класс) 2018 Задание 1 (устная часть ОГЭ). Выразительное чтение.   Время на подготовку: 2 минуты. Кол-во баллов за задание: 2.  В критериях оценивания выразительного чтения указаны два параметра: интонация (ИЧ) и темп (ТЧ).  Согласно критериям, интонация должна соответствовать пунктуационному оформлению текста. Давайте разберемся, что же такое интонация и как она связана с пунктуационным оформлением. ИНТОНАЦИЯ -  это ритмико - мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, служащих для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний. И. членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания. В качестве составных элементов интонации выступают:

1) мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе (ср. Произнесение повествовательного и вопросительного предложений);

2) ритм речи, т. е. чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов (ср. речь прозаическую и  речь стихотворную);

 3) интенсивность речи, т. е. сила или слабость голоса при произнесении, связанные с усилением или ослаблением выдоха (ср. речь в небольшом помещении и на площади); 4) темп речи, т. е. скорость протекания речи по времени и величина пауз между речевыми отрезками (ср. речь замедленную и речь скороговоркой);

5) тембр речи, звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки (например, голос «бархатный», «металлический», «дребезжащий», «звонкий» и др.);

6) фразовое и логическое ударение, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.

Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания. Законченность интонации отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов.

Виды интонации:

  1. Повествовательная или изъявительная И. характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий — интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Там, где повествовательная И. объединяет более сложный комплекс слов или словосочетаний, отдельные части последнего могут характеризоваться или повышением или частичным понижением И. (особенно часто понижение И. наблюдается в перечислениях), но менее низким, чем конец фразы. В таких случаях повествовательная фраза может содержать либо несколько вершин и одно заключительное понижение, либо несколько понижений, менее низких, чем заключительное.   
  2. Вопросительная И. бывает двух основных типов:  

а) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе (последняя, будучи оборвана на повышении, создает впечатление незаконченности высказывания, чего нет после повышения вопросительной И.);  

б) вопросительная И. характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. От положения этого слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок.     

 3. В восклицательной И. необходимо различать:     

 а) И. собственно восклицательная, характеризуемая более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова;     

     б) И. побудительная с многочисленными градациями: от просьбы и побуждения до решительного приказания; И. последнего характеризуется понижением тона, близким к повествовательной И.      

Термин "пауза" также тесно связан с интонацией. ПАУЗА  -  временной разрыв в потоке устной речи. П. во взаимодействии с мелодикой членит речь на фразы. На продолжительность и распределение П. влияют сложность речемыслительных задач, подготовленность / неподготовленность речи. Иногда П. является следствием слабого знания языка, недостаточной сформированности навыков и умений. П. влияет на темп речи.

Различают следующие типы П.: 1) логические (с их помощью речь делится на смысловые отрезки); 2) психологические (помогают говорящему передать свои переживания, связанные с содержанием речи иэмоционально-творческими намерениями); 3) ритмические (организуют ритм стихотворных текстов); 4) ситуативные (используются в разных ситуациях общения с различными целями, например, помочь студентам записать текст лекции); 5) индивидуальные (вызваны особой манерой говорить).Как связаны знаки препинания с интонацией и паузами? Знаки препинания всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку. Вот эти-то изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому и придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация. «Каждый знак препинания, -как говорил К.С. Станиславский,- имеет свою характерную «голосовую фигуру».

Всего в нашем языке десять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, многоточие. Функции знаков препинания:  

 •  выделение предложений с указанием на их эмоциональную окраску и  степень законченности (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие); •   указание на отношения между частями предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире);

•   выделение прямой речи, цитат (кавычки);

 •  указание на эмоциональное отношение к отдельным словам и словосочетаниям (кавычки, вопросительный и восклицательный знаки, заключённые в скобки); •   указание на пропуски текста (многоточие);

 •  знаки сокращений слов (точка, дефис, косая черта и другие).  

В качестве особого знака препинания выделяется красная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования, а также пробел, отделяющий слова друг от друга.  

А теперь подробнее поговорим о каждом знаке.   Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем знаку, — «голос положить на дно». На «завершающей» точке пауза сравнительно длительная, как правило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается. «Учение Маркса всесильно, | потому что оно верно».||| *В этой фразе мы имеем дело с «завершающей» точкой, после которой и поставлен знак разделительной паузы — |||, на ударном слове «верно» голос сильно понижается. «Не спеши, | не будь тороплив в речи. | Не все понимают быструю речь. | Иной оратор, | как горох, сыплет слова, | не уследишь за его речью. || Конечно, и длинные паузы между отдельными фразами или словами утомляют слушателя, | делают его речь скучной, | утомительной». || *В этом примере нет так называемых «завершающих» точек, и голос на них понижается гораздо меньше, а паузы между предложениями соединительные. Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания. Например: «Его речь была краткой, | связной, | неумолимо логичной; | он никогда не говорил лишних слов; | каждая фраза... | — необходимое звено в цепи доводов». || *Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой — обращает наше внимание на каждую часть в отдельности. Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу. К.С. Станиславский заметил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую... Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы». Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует. ВАЖНО ПОНИМАТЬ, что в русском языке интонация не всегда соответствует расположению запятых. Исходя из этого, бывают два случая: а) знак препинания есть, но нет паузы; б) пауза есть, но нет знака препинания. *На стыке союза и оборота; Иван с трудом перепрыгнул через яму и, подняв руки вверх, громко закричал. (паузы после союза «и» нет, а запятая стоит») *На стыке подчинительных союзов; *При вводных словах, стоящих после союзов и т.д.

Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте.

Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотонна и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок. «В природе | (поскольку мы оставляем в стороне обратное действие на нее человека) | действуют одна на другую лишь слепые, | бессознательные силы, | во взаимодействии которых и проявляются общие законы». || Слова в скобках читаются на одной ноте.Кавычки. Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т.д.

Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху. Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его. Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения.

Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз.

Многоточие. К.С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе». В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что-либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль. «...Он (социализм) будет перерастать в коммунизм,.. || ибо люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности | без насилия | и без подчинения» ||.

Тире в звучащей речи требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове и означает соединительную паузу. Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому или подвести итог. «Учет и контроль | — вот главное, что требуется для «налажения», | для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества». ||  

ТЕМП РЕЧИ. Согласно критериям он должен соответствовать коммуникативной задаче. Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 0.5 интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации.   ЗАПОМНИТЕ: темп речи должен подбираться исходя из содержания текста. Следует избегать крайностей: не слишком медленно и не слишком быстро. Быстрая речь не всегда бывает понятной. Причины этого могут быть различными:

1. Выступающий по неопытности намечает много вопросов и считает необходимым в отведенное ему время успеть все изложить.

2. Лектор, оратор пренебрежительно относится к аудитории и стремится поскорее закончить свое выступление.

3. Иногда быстрая речь бывает обусловлена робостью выступающего, страхом перед аудиторией. Нежелательна и замедленная речь. Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию. Важно уметь изменять темп речи. Если требуется что-то подчеркнуть, выделить (определение, выводы), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ускоряется.

 Недостатки, которые необходимо устранить чтобы речь была выразительной.  

 -Монотонность (речь неизменна, лишена повышения или понижения тона).

 -Недостаточная выразительность в более значительных словах и повторяемые интонационные обороты.  

 -Слишком быстрая или, наоборот, слишком медленная речь.  

Устная часть. 2 задание. Устная часть ОГЭ 2018. Задание 2. Пересказ текста впривлечением дополнительной информации. Необходимо пересказать прочитанный ранее текст и уместно использовать в пересказе цитату. Можно использовать любой способ цитирования. Подготовка к пересказу составляет 1 минуту. Сам пересказ занимает 3 минуты.

Требования к пересказу:

1) Сохранение всех микротем.  Микротема - наименьшая составная часть общей темы. Как правило, 1 микротема присутствует в одном абзаце.

2) Соблюдение фактологической точности (если не помните год или название, лучше не включать в свой пересказ информацию, в которой вы не уверены).

 3) Уместное и логичное цитирование.

Цитирование - использование чужого текста в своем выступлении. Цитаты, как правило, сопровождаются ссылками на источник. Цитирование бывает полным и частичным. При частичном цитировании важно сохранять смысловую точность. Нельзя "выдергивать" слова из контекста, заменять их по своему усмотрению.  Сокращать цитату, убирая лишние слова, допустимо, только если это не меняет её смысла. 

Способы цитирования:

1) Прямая речь - дословное использование цитаты с указанием на источник речи. Пример: Л.Н. Толстой писал: "Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни".

2) Косвенная речь -  это чужая речь, воспроизводимая не от лица говорящего и введенная автором повествования в форме изъяснительной придаточной части сложноподчиненного предложения. Пример: Л.Н. Толстой писал, что "ученый - тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни". А.П. Чехов считал, что "равнодушие - паралич души".

***В косвенной речи, нельзя использовать форму 1 лица. В прямой речи нельзя вводить цитату при помощи изъяснительного придаточного. Например, нельзя использовать союз "что", как в косвенной речи. Уместное и логичное цитирование подразумевает включение цитаты в повествование так, чтобы она была связана с основным содержанием, предыдущей и следующей мыслью. Помимо смысловой связки необходимо использовать формальные виды связи: вводные слова, союзы, местоимения.

Алгоритм выполнения: 1)  При выполнении 1 задания постарайтесь читать текст вдумчиво, чтобы запомнить содержание.  При первом же чтении текста (при выполнении задания 1  найдите главные по смыслу предложения из каждого абзаца - это и будут ваши микротемы, которые нельзя упускать). Подчеркните и запомните их. 2) В уме или на бумаге составьте план пересказа, установите последовательность мыслей.

3) На подготовку к пересказу дается всего 1 минута. Лучше использовать ее для того, чтобы найти способ включить цитату в свой пересказ. Не забывайте, что к внедрению цитат существуют свои требования: она должна быть уместной и логичной. ВНИМАНИЕ!!! Задание 1 и 2 также проверяется по дополнительным критериям правильности речи. Учитываются грамматические, речевые, орфоэпические ошибки и искажения слов.
Практика устной части ОГЭ. Задания 1 и 2. Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста.

Юрий Александрович Сенкевич (1937-2003) - советский и российский медик и тележурналист, путешественник, телепродюсер, кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы, лауреат Государственной премии СССР, академик Российской телевизионной академии, президент Ассоциации путешественников России, ведущий старейшей телепередачи советского и российского телевидения «Клуб путешественников».

Выразительно прочитайте текст о Юрии Александровиче Сенкевиче вслух. У вас есть 2 минуты на подготовку.

Имя Юрия Сенкевича знают в каждой российской семье. В течение 30 лет этот человек вёл самую популярную телепередачу «Клуб путешественников». Вся его жизнь была связана с путешествиями по миру. Юрий Сенкевич родился 4 марта 1937 года в семье военного врача. Его родители в то время жили и работали в Монголии. А учиться в школе Юрий Сенкевич начал уже на родине в России в Петербурге. После школы в 1954 году Юрий поступил в Военно-медицинскую академию, чтобы стать врачом, как его отец. Но молодой человек мечтал не только работать врачом, но и заниматься наукой, поэтому в 1962 году он переехал в Москву и начал работать в Институте авиационной и космической медицины. Его интересовала проблема – как человек чувствует себя в космосе, сколько времени человек может находиться на космическом корабле. Научная работа шла успешно. Он много занимался с космонавтами, и он стал готовиться к полёту в космос. В то же время Юрию Сенкевичу предложили поехать в Антарктиду и работать там целый год. Хотя Сенкевич очень хотел полететь в космос, он решил поехать в Антарктиду, чтобы провести там медицинские эксперименты, потому что условия на Южном полюсе очень похожи на условия космического полёта. Это была сложная и опасная экспедиция, так как температура в районе, где находится российская антарктическая станция, -850C. После возвращения Сенкевича из Антарктиды в 1969 году известный норвежский учёный Тур Хейердал пригласил его принять участие в международной научной экспедиции на лодке «Ра». Юрий с радостью согласился. Эта идея ему очень понравилась, потому что Сенкевич всегда мечтал о путешествиях и приключениях. С детства он увлекался географией и историей, много читал о других странах и народах, об их жизни и культуре. Потом была следующая экспедиция вместе с Туром Хейердалом на лодке «Ра 2» через Атлантический океан. Когда Юрий Сенкевич вернулся на родину, он написал книгу, которая называется «Путешествие длиною в жизнь». Его пригласили выступить на телевидении, чтобы рассказать о своих поездках и впечатлениях. Простые и интересные рассказы Сенкевича так понравились зрителям, что он стал частым гостем в программе «Клуб кинопутешествий», а с 1973 года – ведущим этой программы. Имя Юрия Сенкевича занесено в книгу рекордов Гиннеса, как телеведущего, который работал в одной программе 30 лет. В 1997 году он стал академиком Российской телевизионной Академии. Хотя Юрий Сенкевич много работал на телевидении, он продолжал путешествовать. Он побывал в 125 странах, три раза был на Северном полюсе и два раза на Южном, его выбрали президентом Ассоциации путешественников России. Научная работа Сенкевича тоже продолжалась. Во время своих экспедиций он написал 60 научных работ о выживании человека в экстремальных (необычных) условиях.

Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Юрия Сенкевича:  «Древние совершенно справедливо утверждали: для того, чтобы увидеть, что же находится за горизонтом, надо плавать. И не только утверждали. Жизнь интересна ещё и тем, что можно путешествовать. Viaestvita. Дорога есть жизнь». Подумайте, где лучше использовать слова Ю.А. Сенкевича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задание 1. Чтение текста. Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) российский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи, почётный гражданин Москвы. Выразительно прочитайте текст о Павле Михайловиче Третьякове вслух. У вас есть 2 минуты на подготовку.

В Москве, недалеко от станции Третьяковская, находится известный во всем мире музей русского национального искусства. Этот музей называется Третьяковская галерея, потому что основателем музея был выдающийся деятель русской культуры, известный фабрикант Павел Михайлович Третьяков. Павел Михайлович родился в Москве в 1832 году, Его отец и дед были купцами. Отец Павла хотел, чтобы сын продолжал семейные традиции, и мальчик рано начал помогать отцу. Когда отец умер, Павел стал заниматься семейным бизнесом. Днем он работал, а вечером, после работы, занимался с учителями и самостоятельно. В свободное время он ходил на концерты, в театры, часто бывал на выставках и в музеях. Павел очень любил книги, увлекался музыкой, театром, живописью. В молодые годы Третьяков упорно работал над собой и стал одним из самых образованных и культурных людей своего времени. В 1865 году Павел Третьяков, которому тогда было 24 года, приехал в Петербург. Музеи Петербурга произвели на него большое впечатление. Здесь он познакомился с молодыми художниками и купил у них две картины, Так, Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию. Прошло несколько лет. Известный фабрикант Третьяков продолжал покупать картины. Третьяков коллекционировал картины только русских художников, считая русское искусство прекрасным. Это были картины русской природы, картины, рассказывающие об истории страны, портреты русских писателей, художников, музыкантов, ученых. Когда Третьяков собрал весомую коллекцию, он построил для картинной галереи специальное здание. В 1882 году картинная галерея стала открытой для посетителей. Сюда приходили его друзья и знакомые, а также многие известные люди города. Но Третьяков мечтал, чтобы все желающие могли увидеть его картины. Он любил Россию, родной город и решил, что его музей должен принадлежать Москве. В  1892 году умер его младший брат, который тоже собирал картины. После смерти брата Третьяков передал свое заявление в Московскую городскую Думу. В заявлении было написано, что Третьяков дарит коллекцию картин русских художников и коллекцию картин зарубежных художников, принадлежавшую его брату, а также здание музея и часть своего капитала родному и любимому городу – Москве. Конечно, он не написал о том, что кроме своей прекрасной коллекции и денег он дарил России свое сердце, душу, любовь и свой многолетний труд. Это понимали многие, О Третьякове писали в газетах, ему присылали письма, о нем говорили высокие слова. Но в это время Третьякова в Москве уже не было, он уехал за границу. Третьяков был скромным человек и не любил, когда о нем говорили.

Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского художника М.В. Нестерова о П.А. Третьякове: "Иногда в галерее появлялся высокий, сухощавый человек. Он подходил то к одной, то к другой картине, пристально, любовно всматривался в них, вынимая из сюртука платок, свертывал его «комочком», бережно стирал замеченную на картине пыль… Мы знали, что это был сам Павел Михайлович Третьяков". Подумайте, где лучше использовать слова М.В. Нестерова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задание 1. Чтение текста. Федор Филиппович Конюхов (1951) - советский и российский путешественник. Выразительно прочитайте текст о Федоре Филипповиче Конюхове вслух. У вас есть 2 минуты на подготовку. Международная ассоциация экстремальных видов спорта считает путешественником № 1 в мире Фёдора Конюхова. Кто же такой Фёдор Конюхов? Заслуженный мастер спорта Фёдор Конюхов родился в 1951 году. И хотя он по образованию художник и юрист (у него два диплома о высшем образовании), он считает, что его профессия – профессиональный путешественник и яхтенный капитан. Фёдор Конюхов является участником около 40 уникальных экспедиций.  Он совершил 5 кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику, причём один раз на вёсельной лодке. Первый россиянин, побывавший на всех Семи вершинах, на Южном и Северном полюсах. Из всех профессиональных путешественников в мире Фёдор Конюхов считается самым универсальным. В 2003-м году Фёдор Конюхов установил новый мировой рекорд по пересечению в одиночку на вёсельной лодке Атлантического океана по маршруту Канарские острова – остров Барбадос. 12 июля 2016 года Фёдор Конюхов, после годичной подготовки при поддержке команды, начал свой одиночный кругосветный полёт на воздушном шаре. Старт проходил на аэродроме австралийского городка Нортхэм по тому же маршруту, что и рекордный полёт его предшественника Стива Фасета в 2002 году — летательный аппарат оторвался от земли в 07:33 по местному времени (02:33 МСК). 23 июля 2016 года в 11:11 МСК Федор Конюхов благополучно приземлился на западе Австралии. Он установил новый мировой рекорд кругосветного полета — 11 дней 4 часа и 20 минут или 268 часов и 20 минут.

 Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный? Вами текст, включив в пересказ слова воздухоплавателя Дона Камерона о Ф.Ф. Конюхове: «Каждый, кто летает на воздушном шаре, немного сумасшедший; прежде всего ты должен быть очень аккуратен, внимателен к деталям, должен все продумать заранее». Подумайте, где лучше использовать слова Камерона в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задание 1. Чтение текста. Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) - советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор. Выразительно прочитайте текст о Булате Шалвовиче Окуджаве вслух. У вас есть 2 минуты на подготовку. Окуджава Булат Шалвович, один из самых любимых и популярных поэтов современной России, родился 9 мая 1924 года в Москве на Арбате в семье партийных работников. В период сталинских репрессий его отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в ссылку. В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем ушёл на фронт, был тяжело ранен. После войны работал на заводе токарем и одновременно окончил десятый класс вечерней школы. Затем учился на филологическом факультете Тбилисского университета. После окончания университета он работал учителем русского языка и литературы. Свою первую песню Булат сочинил ещё в студенческие годы. Потом появились песни «Полночный троллейбус», «До свиданья, мальчики», «Песенка про Чёрного кота» и другие. Эти песни сначала исполнялись автором в дружеских компаниях. Магнитофонные записи песен Булата передавались из рук в руки. Так было положено начало новому жанру, получившему название «авторская песня». Булат Окуджава также является автором известных в России и других странах прозаических произведений. Первая повесть «Будь здоров, школяр», была опубликована в 1961 года. В конце 1960-х годов он обратился к истории. Сначала сочинил историческую пьесу «Глоток свободы» о декабристе Михаиле Бестужеве. Потом появился роман «Бедный Авросимов» о декабристе Павле Пестеле, была написана книга «Мерси, или Похождения Шипова», названная автором авантюристическим романом с подлинными фактами. И уже затем появились романы «Путешествие дилетантов» и «Свидание с Бонапартом». В июне 1995 года состоялся его последний концерт в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. 2 июня 1997 года, на 74-м году жизни, Булат Окуджава скончался в военном госпитале пригорода Парижа Кламар. После смерти он получил множество наград, в его честь были названы улицы, школы и даже астероид, а 8 мая 2002 года в Москве был открыт первый памятник Булату Окуджаве на Арбате.

Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова писателя М. Гизатулина о Б. Окуджаве: «Булат — особо прочная сталь. И Окуджава оправдал это имя. На его долю выпало много страданий, но он переплавил их в удивительные стихи, которые и сегодня помогают людям превозмогать боль и обретать душевное равновесие». Подумайте, где лучше использовать слова М. Гизатулина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку. 

http://rustutors.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1516228146_y_senkevich.jpghttp://rustutors.ru/uploads/posts/2018-01/1516230054_tretyakov.jpghttp://rustutors.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1516230084_bez-nazvaniya.jpeghttp://rustutors.ru/uploads/posts/2018-01/1516230479_bulat.gif

Устная часть. 3 задание. Устная часть ОГЭ (9 класс) 2018 Задание 3 проверяет монологическую речь ученика. На выбор предлагают 3 карточки с заданием. Каждое задание соответствует типу речи: повествование, описание и рассуждение.

3 вида задания:

1) описать фотографию (тип речи: описание)

2) рассказать о ситуации из жизни (повествование)

3) дать ответ на вопрос (рассуждение). 

Обратите внимание на то, что 4 задание связано с 3, диалог будет проходить по той теме, которая заявлена в карточке 3-го задания. Для успешного выполнения задания необходимо:

1) Выполнить коммуникативную задачу, то есть в зависимости от задания описать событие, рассказать о нем или дать ответы на поставленные вопросы. Должно быть не менее 10 предложений. 

 2) Строить свое высказывание согласно типу речи, заявленному в карточке. Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. Любой текст-повествование состоит из зачина, кульминации и развязки. Пример: Пришёл, увидел, победил (Цезарь).

 Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали. Описания могут быть фактографическими или творческими. Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах. Пример: Отвёртка— ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень снаконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной). Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, их манер, речи и прочего.В таких описаниях предмет или явление должно выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет. Пример: "Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Рассуждение - последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей. Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. Чаще всего встречается в научном стиле( например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе. Рассуждение может быть развернутым и кратким.

 3) Учитывать условия речевойситуациии. Речевая (коммуникативная) ситуация представляет собой «сочетание внешних и внутренних условий и обстоятельств, в которых протекает речевое общение, положение дел, которое сопровождает коммуникацию». Речевая ситуация формируется, прежде всего, под влиянием факторов, к числу которых относятся следующие: время и место высказывания; количество участников общения; их статусы, роли, цели коммуникации; профессиональные, возрастные, гендерные характеристики коммуникантов; эмоционально - волевые отношения; продолжительность общения; канал передачи информации (лично, по телефону).Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения, примерами чего являются типичные диалоги на экзаменах, в деканате, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации и т.д. Правильная оценка речевой ситуации позволяют говорящему успешно достичь поставленной цели, а слушающему — верно понять и интерпретировать его коммуникативное намерение.

4) Выстраивать речь логично и связно. Это значит использовать средства связи, развивать мысль последовательно. Это также зависит от типа речи. Не забывайте!!! Задание 3 и 4 еще оценивают по критериям правильности речи: устные ответы проверяют на речевые, грамматические, орфоэпические ошибки, Также учитывается выразительность и точность речи, богатство словаря.

Устная часть. 4 задание.

Устная часть ОГЭ (9 класс) 2018

4 задание  - это участие в диалоге по выбранной в 3 задании теме.

Для успешного выполнения 4 задания необходимо:

1) Выполнить коммуникативную задачу, а именно дать полные ответы на все поставленные вопросы. Если ответы будут односложными ( "да", "нет", "не знаю") задача не будет считаться выполненной.

2)  Учитывать условия речевой ситуации.

Не забывайте!!! Задание 3 и 4 еще оценивают по критериям правильности речи: устные ответы проверяют на речевые, грамматические, орфоэпические ошибки, Также учитывается выразительность и точность речи, богатство словаря.

Рекомендации по подготовке к устному экзамену по русскому языку в 9 классе

На устном экзамене в 9 классе учащиеся должны прочитать публицистический текст. Прочитан он должен быть выразительно, правильно. Что же надо понимать под понятием «выразительно»?

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. У читающего должен присутствовать определенный набор навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот набор включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпическим произношением.

Читайте легко. Конечно же, прочитайте текст заранее, потому что вчитывающийся, медленно разбирающий слова прямо в процессе громких чтений не может считаться хорошим чтецом. Любая книга требует подготовки. Помните, что нельзя тараторить и торопиться – говорите медленнее и не бойтесь повторять. Спокойный, уверенный тон всем пойдет на пользу. 

Навык чтения характеризуется следующими основными качествами:

  • Правильностью;
  • Беглостью;
  • Сознательностью;
  • Выразительностью.

Все качества чтения проявляются при чтении одновременно и взаимно обуславливают друг друга. Улучшение одного качества непременно ведёт к улучшению другого качества.

Формирование правильности чтения.

Правильность – это безошибочность воспроизведения звуко-слогового состава слов с соблюдением норм орфоэпии.

Правильность чтения является основой для формирования беглого, осознанного, выразительного чтения.

Беглость – это чтение в темпе разговорной речи, при котором обеспечивается сознательное восприятие текста.

В норме учащиеся достигают беглости чтения к концу 5 класса, ~ 150-160 слов в минуту.

Техника определения беглости чтения:

– дается прочитать абзац незнакомого текста, 1-2 предложения дается для вчитывания, после этого дают ученику дочитать текст до конца абзаца и определяется количество слов за 1 минуту .

- затем задают 2-3 вопроса по содержанию прочитанного. Вопросы должны быть не только репродуктивного (воспроизводящего), но причинно-следственного характера.

Перед чтением желательно сделать партитуру текста. С помощью значков обозначить повышение или понижение тона, паузы, перечислительную и некоторые иные интонации. Особенно важно отработать интонацию конца предложения, так как для нашей местности характерно произносить конец повествовательного предложения с повышением тона.

Пересказ прочитанного текста

Прежде всего обращаем внимание ученика на то, что текст состоит из трех частей, то есть построен как рассуждение: тезис, доказательства, вывод.

Следовательно, запоминаем тезис и заключение-вывод, определяем проблему текста, формулируем ее в виде вопроса, затем обращаемся к доказательной части текста, которая отвечает на этот вопрос. В логической последовательности располагаем доказательства.

В варианте 1 проблему формулируем в виде вопроса: «Что помогло М.В. Ломоносову достичь таких выдающихся результатов?»

Доказательства располагаются по возрастающей:

  1. родился в далекой деревне;
  2. с детства много работал;
  3. вопреки семейной традиции страстно желал учиться;
  4. грамотно писал, считал;
  5. отправился в Москву;
  6. взял самые дорогие книги – учебники.

В заключительной части текста обобщим, сказав, что и в Москве его тоже ждали трудности, но Ломоносов их преодолел и достиг своей цели. Конкретно отвечаем на вопрос , который поставили себе после тезиса: «Страстная тяга к учебе помогла Ломоносову стать выдающимся ученым».

Монологическое высказывание

Третье задание представляет собой монологическое высказывание по предложенной теме . Можно выбрать один из трех вариантов:

  1. описание фотографии;
  2. повествование на основе жизненного опыта;
  3. рассуждение по заданной проблеме.

Как видим, здесь представлены все три типа речи, поэтому ученик может выбрать то, что ему интереснее.

Описание фотографии.

Описание фотографии желательно начать с назывных предложений. Назвать время года, место действия. Это может быть цепочка назывных предложений. Весна. Конец мая. Деревня или небольшой поселок.

Простые двусоставные предложения конкретизируют статичное описание. На заднем плане одноэтажный деревянный дом утопает в зелени. Кусты разросшейся сирени теснятся за низеньким палисадником, скрывают старенький домик.

На переднем плане фотографии море цветущих одуванчиков. Зеленый цвет занимает большую часть фотографии.

Чтобы описать центральную часть фотографии, мы используем простые осложненные или сложные предложения. Описав внешние детали, стараемся понять внутреннее состояние героини.

В центре фотографии мы видим девушку. Она сидит, привалившись к огромному дереву. Ее взгляд мечтательно устремлен вверх, как будто она видит свое будущее. Юное лицо контрастирует с бурой потрескавшейся корой старого дерева. Джинсы и розовая майка подчеркивают молодость героини. Очевидно, девушка готовится к экзамену, о чем говорит нам стопка книг на коленях, вероятно, учебников. Думаю, она хорошо учится, любит читать, умеет мечтать.

Во второй части монолога проводим параллель с героиней. Я тоже люблю читать.

Далее полными распространенными предложениями отвечаем на поставленные вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к устному собеседованию по русскому языку Подготовила учитель русского язык и литературы МБОУ СОШ №7 Качанова О.В.

Слайд 2

собеседование Задание 1( чтение текста). Максимальное количество баллов: 2 балла. Задание 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации). Максимальное количество баллов: 4 балла. Речевое оформление (заданий 1 и 2). Максимальное количество баллов: 4 балла. Задание 3 (монолог). Максимальное количество баллов: 3 балла. Задание 4 (диалог). Максимальное количество баллов: 2 балла. Речевое оформление (заданий 3 и 4). Максимальное количество баллов: 4 балла. ИТОГО: 19 баллов . Общее время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Для получения зачёта необходимо получить не менее 10 баллов.

Слайд 3

Устный экзамен 9 класс собеседование 1 блок Чтение и пересказ

Слайд 4

Выразительное чтение Интонация (ИЧ) Повествовательная Вопросительная Восклицательная Темп (ТЧ) 120 слов в минуту- одна страница машинописного текста, напечатанного через 0.5 интервала - две или две с половиной минуты. ПАУЗА

Слайд 5

Знаки препинания «положить голос на дно»: завершения или логического соединения. «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. голос остается на одной ноте.

Слайд 6

Недостатки Монотонность. Недостаточная выразительность. Слишком быстрый или слишком медленный темп чтения.

Слайд 7

Из методической копилки …. Требование к чтению. Темп должен соответствовать коммуникативной задаче. (Время на чтение текста не более 2 минут). Интонация должна соответствовать пунктуационному оформлению текста. При чтении соблюдаются орфоэпические нормы. Чтение должно быть плавным, выразительным, осознанным.

Слайд 8

Формы подготовки к чтению . На уроке : проводить пятиминутку «выразительное чтение», чтение по цепочке, прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика), давать образцы чтения для домашнего задания. Включать тексты для интонирования с указанными знаками препинания; предлагать задания, связанные с самостоятельной расстановкой знаков препинания, использовать приём «чтение с остановкой», в процессе чтения учиться слушать друг друга и оценивать качество чтения.

Слайд 9

Из методической копилки Дома : обучающимся заполнять словарь трудных слов и орфоэпический словарь; трудные слова – читаем, воспроизводим, запоминаем, проверяем). Родителям : контроль за ежедневным чтением (не менее 15 минут).

Слайд 10

Из методической копилки готовим к пересказу Высказывание должно сохранить 4 микротемы, включить цитату и быть грамматически оформленным . При пересказе использовать групповую работу: 1 группа –задаёт вопросы, 2 группа- отвечает. Поабзацная работа с текстом.

Слайд 11

Пересказ Рассуждение: тезис, доказательства, вывод. Запоминаем тезис и заключение-вывод, определяем проблему текста, формулируем ее в виде вопроса, затем обращаемся к доказательной части текста, которая отвечает на этот вопрос. В логической последовательности располагаем доказательства.

Слайд 12

Устный экзамен 9 класс собеседование 2 блок Монологическая и диалогическая речь

Слайд 13

Подготовка монологической речи (описание фотографии). Задача : подготовить монолог, который характеризуется смысловой цельностью, связностью, логичностью. Темы для монолога: отдых, спорт, досуг, ветераны войны, книга в моей жизни, социальные сети, праздник, космос, посещение музея, профессия, любимый предмет, выходной, достопримечательности, кино, концерт, поездка на море, экскурсия, природа, описание города, 1 сентября - День знаний, поход, концерт, соревнование, театр, семья (помощь в семье).

Слайд 14

Монологическое высказывание 1. Описание фотографии. 2. Повествование на основе жизненного опыта. 3. Рассуждение по заданной проблеме.

Слайд 15

Повествование - сообщение В основе лежат глаголы. Состоит из зачина, кульминации и развязки. Часто указывается место, время и действующее лицо.

Слайд 16

Описание Начать с назывных предложений. Назвать время года, место действия. Это может быть цепочка назывных предложений. Весна. Конец мая. Чтобы описать центральную часть фотографии, мы используем простые осложненные или сложные предложения. Описав внешние детали, стараемся понять внутреннее состояние героини. Во второй части монолога проводим параллель с героем или героями: я тоже люблю читать.

Слайд 17

Работа над диалогом Выстраивать диалог с использованием коммуникативной цепочки ученик-ученик, ученик-учитель, ученик- компьютер. Составление опросника по определённой теме. Форма работы: берём интервью у товарища. Использование игры: кто больше задаст вопросов.

Слайд 18

Этапы работы с текстом: 1.Определять тему текста, находить в тексте микротемы, выделять ключевые слова, составлять план. 2.Рассматривать на уроке тексты, принадлежащие к различным стилям речи, включать пересказ с последующим обсуждением, использовать тексты учебника по литературе, тексты учебников по другим учебным дисциплинам; тексты, принадлежащие к научно- публицистическому стилю.

Слайд 19

Рекомендации учителям - предметникам для развития речевых компетенций учащихся при проведении уроков Читать на уроках фрагменты текстов учебника, обращая внимание учащихся на темп чтения, правильную постановку ударений, интонацию, допущенные ошибки, искажения слов. Включать в урок различные виды пересказов прочитанного текста (подробный, сжатый, выборочный и т.д.), обращая внимание на сохранность микротем, речевое оформление ответа.

Слайд 20

Рекомендации учителям - предметникам для развития речевых компетенций учащихся при проведении уроков Вовлекать учащихся в диалог на публицистические темы (образ жизни, круг деятельности, окружающий мир и т.д), добиваясь решения коммуникативной задачи путём исключения односложных ответов

Слайд 21

Рекомендации учителям - предметникам для развития речевых компетенций учащихся при проведении уроков Добиваться от учащегося развёрнутого ответа на вопрос, обращая внимание на смысловую цельность, речевую связность и последовательность монологического высказывания. Создавать на уроке возможность для составления развёрнутого монологического высказывания (повествование, описание, рассуждение), оценивая словарь ученика (богатый/ бедный), использование при ответе разнообразных/однотипных синтаксических конструкций .

Слайд 22

Из методической копилки учителя Где осуществлять подготовку? На уроках, на элективных курсах, во внеурочной деятельности ….

Слайд 23

Применяется для анализа общей готовности (уровня речевой компетенции ) № Список класса чтение пересказ монолог диалог соот Не соот соот Не соотв соотв Не соот соотв Не соотв

Слайд 24

Если у человека нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному идолу, который стоит там, где его поставили . Хун Цзычен

Слайд 25

1) Вступление . Высказывание китайского мыслителя заинтересовало меня. Конечно же, оно очень точно передаёт суть хобби. 2) Тезис . Я разделяю мнение автора. Подлинное увлечение- это увлечение, которое не просто занимает время, а учит чему- то новому, развивает человека, облагораживает его. Если же человек ничем не интересуется, он останавливается на одном уровне, он равнодушен ко всему, подобно деревяшке. 3) Вывод. Я думаю, что хобби может сделать жизнь человека более интересной, поэтому каждый должен найти себе занятие по душе.

Слайд 26

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Устное собеседование.

Материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку...

Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе

Предлагаемые материалы позволяют учителю организовать подготовку обучающихся 9 классов к устному итоговому собеседованию по русскому языку в разделе "монолог и диалог". Для подготовки к моно...

Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из  способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...