Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (11 класс)
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс)

Самажанова Гульдана Николаевна

Задания с ответами и критериями оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_podgotovki_k_olimpiade_11_klass.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку 11 класс

Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах.

Буксировать, вручат, догмат, донельзя, древко, дремота, заперла, избалованный, клала, крепит, мизерный, новорожденный, оркестровый, откупорить, подростковый, расклешить, сноровистый, украинский, факсимиле, юродивый.

Ответ. БуксИровать, вручАт, дОгмат, донЕльзя, дрЕвко, дремОта, заперлА, избалОванный, клАла, крепИт, мизЕрный, новорождЁнный, оркестрОвый, откУпорить, подрОсковый, расклЕшить, сноровИстый, украИнский, факсИмиле, юрОдивый.

Оценка. По 0,5 балла за каждый правильный ответ.

Итого: максимум - 10 баллов.

Задание 2. Сколько общих морфем в словах невероятный, неимоверный?

Ответ. В современном русском языке слова НЕ-ВЕР-/О/-Я-Т-Н-ЫЙ, НЕ-ИМ-/О/-ВЕР-Н-ЫЙ. Общими являются следующие морфемы: НЕ-, -ВЕР-, -О-, -Н-, -ЫЙ. С этимологической точки зрения общими являются также корневые морфемы –ИМ- и –Я-, доказательством чего является чередование этих корней в словах ВЗЯТЬ - ВЗИМАТЬ, ПОНЯТЬ – ПОНИМАТЬ, ОБНЯТЬ – ОБНИМАТЬ.

Оценка. 3 балла за верно выделенные морфемы (0,5 балла за морфему) + 2 балла, если указали как общие морфемы –ИМ и –Я. Итого: максимум - 5 баллов.

Задание 3. Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов:

Ивербаубрата -

Формагрома -

Дорожкапанизуве -

Филатав -

Ответ:

1. Аббревиатура

2. Орфограмма

3. Звукоподражание

4. Алфавит

Оценка: За каждый термин - 1 балл. Итого: максимум - 4 балла.

Задание 4. Фитоним, гидроним, топоним, антропоним. Что обозначают эти лингвистические термины? Продолжите ряд терминов.

Ответ. Во всех приведённых словах есть общий корень –оним (греч. onyma– имя) и соответственно фито- (греч. phyton- растение); гидро- (греч. hydriaтопо- (греч. topos– место, местность); антропо- (греч. anthrōpos- человек). Поэтому фитоним– это название растений, гидроним – название водоёмов, топоним – название местности (города или другого населённого пункта), антропоним – имя лица.  Синоним, антоним, омоним, пароним, гипероним, гипоним, агноним. Толкование одного термина – 1 б. Всего 4 балла.

Оценка. Толкование одного термина – 1 балл. Всего 4 балла. Подбор термина – 2 балла. Итого: максимум - 6 баллов.

Задание 5. В современном русском языке есть слово косноязычный. Объясните его значение, пользуясь следующими церковнославянскими цитатами как подсказками: «Скорый въ помощь и косный въ гнѣвъ»; «Да будетъ всякъ человѣкъ скоръ услышати и косенъ глаголати»; «косный сердцемъ».

Ответ. Слово косный исконно означало ‘медленный’ - 2 балла. Ср. совр. болг. Късен — ‘поздний’ - 2 балла. Соответственно косноязычный – это тот, у кого замедлена, затруднена речь - 1 балл.

Оценка. Итого: максимум - 5 баллов.

Задание 6. Дайте краткую характеристику каждой группе устойчивых выражений, взятых из стихотворений Иосифа Бродского, и восстановите их первоначальный вид:

1) гулял по острию ножа; о философском диаманте;

2) родственник недальний; неколесный транспорт; после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха;

3) лжет как сивый мерин; симпатичные чернила; знак допроса; птичкиным языком;

4) треугольник любви; с лицом из камня; пройти сквозь ушко иголки.

Ответ. В приведенных примерах мы имеем дело с идиоматическими выражениями, элементы которых подверглись заменам без или с сопутствующими семантическими отклонениями. С точки зрения природы замен характеристика групп может быть следующей:

1) единицы с синонимическими заменами: гулял по острию ножа (ходить по острию ножа), о философском диаманте (философский камень);

2) единицы с антонимическими заменами: родственник недальний (дальний родственник), неколесный транспорт (колесный транспорт); после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха (после нас хоть потоп);

3) единицы с паронимическими заменами: лжет как сивый мерин (ржет как сивый мерин), симпатичные чернила (симпатические чернила), знак допроса (знак вопроса), птичкиным языком ( птичьим языком);

4) единицы с заменами элементов однокоренными словами с сопутствующим искажением изначальной синтаксической структуры идиомы: треугольник любви (любовный треугольник), с лицом из камня (с каменным лицом),  пройти сквозь ушко иголки (пройти сквозь игольное ушко).

Оценка. За точную характеристику каждой группы – 1 балл (всего - 4 балла), за каждый восстановленный идиом в строке – 0,5 балла. Итого: максимум - 10 баллов.

Задание 7. В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой - их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения; обоснуйте свой ответ.

(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h - такой же звук, как в словах ого, ага; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы]; č - звук, похожий на русский [ч]; ž - звук, похожий на русский звук [ж]).

Слова чешского языка

Значения этих слов

dorost

dotyk

dovažek

dráha

hlína

hnilička

holota

hrabivost

chapadlo

chrup 

перезрелая груша

прикосновение

довесок

молодежь

сброд

корыстолюбие

зубы

щупальце

земля

трамвай

Ответ:

Слова чешского языка

Значения этих слов

Комментарий

dorost

молодежь

Ср. русск. рост, расти, росток, отросток и т.п. Идея роста стала в чешском языке выражением идеи юности, молодости.

dotyk

прикосновение

Ср. русск. ткнуть, тыкать, которые также выражают идею прикосновения, хотя и несколько иного характера.

dovažek

довесок

Ср. русск. важный, вага ‘вес, тяжестьʼ, ‘большие весы на торговой площадиʼ, ‘толстое тяжелое бревно, используемое как рычаг для подъема тяжестейʼ; в славянские языки слово пришло из немецкого Wage ‘весыʼ.

dráha

трамвай

Ср. русск. дроги ‘погребальная повозка, колесницаʼ.

hlina

земля

Ср. русск. глина.

hnilička

перезрелая груша

Ср. русск. гнить (гнилой, гниль) ‘разрушаться, портиться, разлагатьсяʼ.

holota

сброд

Ср. русск. голытьба ‘беднота, оборванцыʼ.

hrabivost

корыстолюбие

Ср. русск. грабить ‘отнимать силой в разбойном нападении, разорять поборами, взятками, взысканиямиʼ,  грабеж, грабитель.

chapadlo

щупальце

Ср. русск. хапать ‘хвататьʼ

chrup

зубы

Ср. русск. хрупать ‘есть, раскусывая или разгрызая с трескомʼ.

Оценка: 0,5 балла - за правильно определенное значение и 0,5 балла за правильно установленное соотношение со словами русского языка, то есть за правильное обоснование.

Итого: максимум - 10 баллов.

Задание 8. Согласно словарю В. И. Даля, слово преподобный может применяться как к святым людям (святой преподобный князь), так и к инструментам: преподобный топор, преподобное долото.

Раскройте исконное значение слова преподобный в сравнении с родственными ему словами в современном русском языке. Истолкуйте выражение преподобный топор.

Ответ: В современном русском языке слово преподобный - однокоренное с подобный, бесподобный, подобие, подобать (подобает, подобающий), уподобить.

Идея подобия на основании анализа данных слов должна представляться как следование должному, установленному порядку, образцу. Сравни: как подобает - как надлежит, следует, принято, должно; подобающий - такой, какой необходимо, обладающий набором определенных, необходимых качеств; бесподобный - тот, который нельзя сравнить с образцом (сравни: В. И. Даль: чему нет подобного относительно хороших качеств; лучший, превосходный, несравненный, беспримерный), уподобить -сравнить с тем, что может представлять собой образец; сделать по образцу чего-либо.

Отсюда: преподобный с усилительной приставкой пре-: очень, весьма достойный, обладающий превышающим необходимый набором внутренних характеристик в соответствующей деятельности. Сочетание преподобный топор В.И. Даль истолковывает как весьма хороший, бесподобный, превосходный.

Оценка: 3 (2+1) балла - подбор родственных слов и описание их значения (2 балла - за 1-3 слова + 1 балл, если слов больше 3-х).

3 балла - истолкование исконного значения слова преподобный через сравнение с родственными словами.

2 балла - объяснение выражения преподобный топор.

Итого: максимум - 8 баллов.

 

Задание 9. Расставьте знаки препинания в следующем предложении.

Полковой командир в ту самую минуту как услыхал стрельбу и крик сзади понял что случилось что-нибудь ужасное с его полком и мысль что он примерный много лет служивший офицер мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности так поразила его что в ту же минуту забыв и непокорного полковника-кавалериста и свою генеральскую важность он ухватившись за луку седла и шпоря лошадь поскакал к полку под градом пуль осыпавших но счастливо миновавших его. (Л.Н. Толстой).

Ответ. Полковой командир в ту самую минуту, как услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что-нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший  офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного полковника-кавалериста, и свою генеральскую важность, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом пуль осыпавших, но счастливо миновавших его.

Оценка. Количество знаков препинания – 16. По 0,5 балла за каждый знак. Итого: максимум – 8 баллов.

Задание 10. Восстановите пропущенные фрагменты отрывка из статьи Энциклопедического словаря  юного филолога.

В ____ веке трудами братьев ___________________ и _____________________ был создан первый славянский литературный язык – _____________________________________ В его основе лежал диалект _____________________________________________________, на нем были сделаны переводы с __________________________ языка ряда___________________________________ и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в __________________________________________________________, а затем распространился у ___________________________________. С _____________ века он начинает бытовать у ______________________________________. Ученые называют его ______________________________ или ____________________________________. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) - _____________________________ и ___________________________________.

Ответ. В IX веке трудами братьев Кирилла и Мефодия был создан первый славянский литературный язык – старославянский. В его основе лежал диалект солунских славян (македонский диалект болгарского языка // один из южнославянских диалектов), на нем были сделаны переводы с греческого языка ряда церковных и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в Великой Моравии//западнославянской среде (землях), а затем распространился у южных славян. С X века он начинает бытовать у восточных славян. Ученые называют его церковнославянским или древнестарославянским. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) - глаголической и кириллической.

Оценка. Каждый восстановленный фрагмент – 1 балл. Итого: максимум – 13 баллов.

Задание 11. Объясните, почему в русских сказках о животных часто встречаются такие имена персонажей: Котофей Иванович (кот), Лисафья Ивановна (лиса), Петушайло Иванович (петух), Хавронья Ивановна (свинья), Михайло Иванович (медведь)? Какую роль играет в именовании слово Иванович?

Оценка: Указание на неоднородность «личных имен» животных (человеческие имена и уподобляемые им названия животных) - 1 балл.

Определение функции персонификации - 1 балл.

Роль в создании иносказательности сказки - 1 балл.

Условность отчества в именованиях животных, функция квазиотчества (термин не обязателен) - 2 балла.

Характеризующая функция именований: указание на национальность - 2 балла, взрослость - 1 балл, привилегированное положение - 1 балл.

Итого: максимум: - 9 баллов.

Задание 12. Какие средства художественной изобразительности использованы в стихотворении? Какие тропы образуются с помощью антонимов? Приведите свой пример.

 И опять звезда ныряет

В легкой зыби невских волн,

И опять любовь вверяет

Ей таинственный свой челн.

И меж зыбью и звездою

Он скользит как бы во сне,

И два признака с собою

Вдаль уносит по волне.

Ты, разлитая как море,

Дивно-пышная волна,

Приюти в твоем просторе

Тайну скромного челна!

                                              (Ф. Тютчев)

Ответ. Эпитеты, сравнение, риторическое обращение, метафора. По 1 баллу за каждый правильно названный троп – 5 баллов.

Антитеза, оксюморон – по 1 баллу + 1 балл за каждый правильный пример. Итого: максимум – 8 баллов.

Максимальное количество: 90 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс

Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...

Задания для Российско-Белорусской олимпиады по русскому языку. 9 класс

Образец заданий для Российско-Белорусской олимпиады по русскому языку....

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (10-11 кл.).doc

Материалы, способствующие углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развитию логического мышления,навыков лингвистического анализа,а также смекалки и сообразительност...

Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку (7-8 класс)

Олимпиадные задания с ответами по русскому языку для подготовки к учеников....

Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку ( 9 класс)

Базовые задания, которые чаще всего встречаются на олимпиадах разного уровня. После заданий приводятся ответы....

Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку (10 класс)

Задания позволяют качественно приготовиться к олимпиадам по русскому языку разного уровня....