Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (10-11 кл.).doc
олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс)

Материалы, способствующие углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развитию логического мышления,навыков лингвистического анализа,а также смекалки и сообразительности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 1.Учитель предложил детям привести примеры слов, в которых рядом оказались бы два гласных звука. Один из участников так выполнил задание: пауза, приехать, какао, оазис, сияя, поэт, сильнее, аукать, маяк, зоопарк.  1.1. Правильно ли выполнено задание? Поясните свой ответ. 1.2. Есть ли в русском языке слова, где рядом стоят два, три, четыре, пять согласных? Приведите примеры.

2. К индоевропейскому корню *kes – «резать, ломать, рубить» восходят следующие русские слова: каша, коса, костер, кость, хвоя, скала, час, черта, щепка, щель. Принимая во внимание значение индоевропейского корня, определите буквальное (первичное) значение выделенных слов.

3. Как известно, анекдоты указывают на «болевые точки» жизни общества.

3.1. Почему стало возможно появление этого анекдота? 3.2. В чем отрицательные и положительные стороны отраженного в этом анекдоте общественного явления? 3.3. Укажите лингвистический прием, при помощи которого создается юмористический эффект анекдота?

 Мальчик, почему ты плачешь? – Потерялся. – А как тебя зовут? – Не знаю. – А как зовут твоих родителей? – Не знаю. – А адрес знаешь? – Знаю: www. мальчик. ru.

4. В речи спортсменов нередко можно услышать: «Сегодня хороший стартЁр», «Он вышел на дистанцию, чтобы почувствовать стартЁра», «СтартЁр сказал, что…». 4.1. Определите значение выделенного слова. Есть ли у него другие значения? 4.2. Какое значение имеет суффикс, при помощи которого образовано данное слово? 4.3. Как называется такое явление в языке? Приведите подобные примеры.

5. Укажите автора и название произведения, откуда взят этот текст:
…Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я (
также, так же) мог бы жить!
5.1. Меняется ли смысл высказывания в зависимости от написания (слитного или раздельного) выделенных слов? 5.2. Какой вариант  предпочел автор произведения?


6. В документах Кунгурской приказной избы конца XVII – начала XVIII века очень часто встречается слово
рухлядь: 1) «Принес фату бумажную красную /…/ полтора конца холсту верх шапочной отласной ветхой три золотника шелку /…/ восьм кокошников женских холщовых шитых шелками три бруска мыла а сказал он Ивану что де ту рухлядь нашел»(1702); 2) «Красную рухлядь сукню темно-зеленую сукна анбурского да две рубашки женских да кокошник золотом шит купил…» (1696); 3) «Велено мне /…/ твоей великог  государя казне денги и мягкую рухлядь счесть» (1680); 4) «Роспросные и пытошные речи /…/ о взятье денег с него Гришки и ковша и жемчюгу и иной сребряной рухляди и кружива» (1696)1.
 меховые шкурки, (относительное прилагательное); сребряная рухлядь – изделия из серебра (относительное прилагательное).

7. Выходя из автобуса, вы нечаянно оступились и произнесли: «Ой, мамочки!» или «Ой, мама!». Почему вы говорите «мамочки» или «мама», а не «папочки» или «девочки», «мальчики»? 7.1. Какой частью речи являются указанные выражения?
 память о материнской помощи спасает нас и в более зрелом возрасте.

 8. Разберите по составу слова мельком и пешком. 8.1. К какой части речи принадлежат данные слова? 8.2. Одинаков ли морфемный состав этих слов? 8.3. Что Вы знаете о возникновении слов мельком и пешком в русском языке?

 9. Произошел несчастный случай: утонул человек. В отделении милиции должны составить акт. Милиционер написал: «Акт об утопании», но подумал и зачеркнул. Затем написал: «Акт об утопии». Вновь зачеркнул, подумал и написал: «Акт о входе тела в воду и о невыходе тела из воды». Почему милиционеру не понравились первые два варианта? Помогите сотруднику милиции составить название акта.

10. Какую синтаксическую роль в предложении выполняют  выделенные слова?
А) Он дал мне письмо с просьбой
опустить его в почтовый ящик.
Б) Ветви
елей тянулись к моему лицу.
В)
Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.
Г) Я
жду не дождусь окончания работы.

11. Расставьте знаки препинания и постройте синтаксическую схему данного предложения: Я вернусь в этот город когда исчезнет боль воспоминаний и ничто не напомнит мне о трагических днях юности. Сколько вариантов расстановки знаков препинания предполагает этот текст? Объясните ваш выбор.

12. Кто, на ваш взгляд, меньше: карлик или лилипут? Объясните свое впечатление, исходя из звукового состава слов, учитывая при этом способ и место образования звуков.

13.Укажите слова с нулевым суффиксом:

а) зеленоглазый

б) старый

в) двадцатый

г) медный

д) золотой

е) дорогой

14. Определите, в каком ряду единицы представляют собой словообразовательную цепочку:

а) упросить – выпросить – запросить

б) просить – спросить – спрашивать

в) просить – попросить – попрошайка

г) запрос – просьба – проситель

15.Дано два ряда слов:

а) сапожничать  кубистский  воспитательный

б) осторожничать  снобистский  положительный

Дополните каждый из них одним словом из приведенного ниже множества: фонарный, элитарный,кустарный, кошмарный.

Объясните свое решение.

16. Восстановите соответствие лексического значения у членов пары:

а) банальный – наилучший

б) фатальный  отклоняющийся от нормы

в) маргинальный  избитый, затасканный

г) оптимальный – несложный

д) примитивный  невероятный, противоречивый

е) аномальный  находящийся в состоянии перехода

ж) парадоксальный  судьбоносный

17. Из каждого ряда выпишите лишнее существительное, у которого отличается грамматическая характеристика:

а) аппаратура, клавиатура, карикатура

б) козлятина, вмятина, курятина

в) пролетариат, чемпионат, делегат

г) сердцевина, писанина, чепуховина

18. В приведенных пословицах найдите имена существительные, у которых форма мн. числа не имеет грамматического значения ‘множество предметов’:

а) Бобы – не грибы: не посеешь – не взойдут.

б) В чужих руках ломоть шире.

в) В чужие сани не садись.

г) Гусли звонки, да струны тонки.

д) Коли нет сапог, так и лапти в чести.

19. Определите, в каком ряду у слов одинаковое грамматическое значение (а не грамматическая форма!) рода:

а) писатель, выключатель

б) красавец, красавица

в) красота, красавица

д) день, ночь

20. Расположите предложения по убыванию количества грамматических значений в глаголе и перечислите их:

а) В кустах щебетали какие-то птахи.

б) Сегодня мне везет.

в) Подай-ка поживее перо и чернила!

г) Я, конечно, вернулся бы сюда.

д) Наш долг – защищать крепость до последнего издыхания.

е) Ты всё пела? Это  дело.

21. Определите случаи переносного употребления глагольных форм лица, наклонения, времени и укажите, какие грамматические значения они приобрели:

а) Да тут нелегкая дерни ее зайти в лавку.

б) Раз-два, взяли!

в) Не смей больше этого делать! Кому говорят!

г) А ветер как гикнет, как мимо просвищет, как двинет барашком под звонкое днище!

д) Плакали теперь мои денежки!

22. Определите функцию члена предложения у инфинитива:

а) Постоянное стремление угодить столоначальнику не покидало Илью Андреевича.

б) Строить новые города – дело ответственное.

в) Всем замолчать!

г) Майор приказал укрепить блиндаж.

д) Под вечер я зашел к батюшке проститься.

23. Объясните, что общего и что различного в грамматическом строении данных предложений:

а) Я знаю, что ты читаешь.

б) Я видел, как он уходил.

в) Я спрошу, когда мы вернемся.

24. Напишите сочинение о том, как вы понимаете пословицу мал язык, да всем телом владеет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс

Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...

Задания для подготовки к олимпиаде по немецкому языку (ИЯ как первый ИЯ)

Комплекс олимпиадных заданий по немецкому языку позволяет показать учащимся формат олимпиады и активизировать интерес учащихся к изучению немецкого языка и привлечь учащихся к практической языковой де...

Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку (7-8 класс)

Олимпиадные задания с ответами по русскому языку для подготовки к учеников....

Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку ( 9 класс)

Базовые задания, которые чаще всего встречаются на олимпиадах разного уровня. После заданий приводятся ответы....

Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку (10 класс)

Задания позволяют качественно приготовиться к олимпиадам по русскому языку разного уровня....

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (11 класс)

Задания с ответами и критериями оценивания...