Урок русского языка в 8 классе по теме "Неполные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок открытия нового знания построен на технологии системно-деятельностного подхода. На уроке применяются исследовательский, частично-поисковый и рефлексивный методы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 8 класс.

Тема урока: Полные и неполные предложения

Цели урока:

- формирование понятия о неполных предложениях, их особенностях

Познавательные задачи:

 -дать понятие о неполных предложениях;

- показать сферу их употребления;

 - формировать лингвистическое мировоззрение у обучающихся ;

 -совершенствовать знания о родном языке;

 - развивать языковой и эстетический идеал;

- стимулировать творческую деятельность  

Практические задачи:

 - сформировать умение находить неполные предложения в текстах;

- показать значение интонации в неполных предложениях;

 - обогащать словарный запас речи учащихся;

 - обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- развивать творческое воображение учащихся

Общепредметные задачи:

 - воспитывать коммуникативные качества обучающихся (умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения и отстаивать свою, приводя аргументы);

 - развивать логическое мышление;

- формировать осознание ценности совместной деятельности;

 -обучать школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

 - формировать общеучебные умения – работа с книгой, со справочной литературой;

 - совершенствовать навыки чтения

Формируемые УУД:

1. Личностные: развивать интерес к изучению языка; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.

2. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; в соответствии с требованиями урока выстраивать свою речь; участвовать в диалоге по теме урока.

3. Познавательные: уметь извлекать нужную информацию из текстов, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, ставить цели и формулировать проблему.  

4. Коммуникативные: формировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать своё мнение, оценивать мнение одноклассников, сотрудничать с учителем и сверстниками.

Основные понятия, формируемые на уроке: неполные предложения, диалог, контекст, тире.

Ожидаемые предметные результаты: овладение умениями находить неполные предложения в художественных текстах, уместно использовать их в своей речи, ставить знаки препинания в неполных предложениях; умело интонационно произносить эти предложения.

Метапредметные результаты: формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в справочной литературе и словарях, решение рабочих задач с использованием ИКТ в совместной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Технологии: Технология развития критического мышления на основе чтения и письма, Технология системно- деятельностного подхода.

Методы обучения: Исследовательский, частично - поисковый, рефлексивный.

 Формы обучения: Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная (самостоятельная) работа.

Система оценок: взаимопроверка, взаимооценивание, оценка работы в группе; оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся

Ресурсы:  учебник,  доска, компьютер, проектор, словари, раздаточный материал из художественных произведений

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!

Человек не может прожить, не развивая и не совершенствуя себя! Сегодня на уроке нам предстоит сделать очередное открытие! Итак, в путь! Откройте теради, запишите число, классная работа.

Наш урок я назвала так:  Большому кораблю - большое плаванье. Можете предположить, о чем идет речь? (ответы) Правы Вы или нет, узнаем чуть позже.

2. Актуализация имеющихся знаний и способов действий с ними.

Чтобы перейти к изучению новой темы, нам нужно вспомнить ранее изученное.

У вас на столах лежат листы. На них вы сейчас выполните проверочную работу, самостоятельно проверите ее по критериям на доске и выставите себе баллы в оценочный лист.

Соотнесите характеристику и предложение. Время на выполнение 5 минут

  1. Сложное
  1. В воздухе пахнет сосной.
  1. Простое, односоставное, распространенное
  1. Мороз и солнце.
  1. Простое, двусоставное, нераспространенное
  1. Язык  — это зеркало, которое стоит между нами и миром
  1. Простое, осложненное однородными членами
  1. Задача решена.
  1. Простое, двусоставное, распространенное
  1. Буря мглою небо кроет

  1. Вокруг – ни звука.

Самопроверка.

Ключ:  А- 3,    В-1,   С- 4,    D – 2,    E- 5.

Кол-во верных ответов – это количество баллов

3. Создание проблемной ситуации.

Какое предложение осталось? Почему?

Давайте сравним его с предложением, которое я взяла для темы урока. Что в них общего? Попробуйте восстановить предложения.  (ответы) То есть пропущенные слова восстанавливаются из контекста.

Как называются такие предложения? (ответы)

Такие предложения называются неполными.

Запишем тему урока в тетрадь.

Чему мы должны научиться на уроке? Что узнать?

4. Лингвистическое исследование

Чтобы собрать информацию о неполных предложениях, будем работать в парах.

1 ряд. Анализируют предложения и определяют, какие члены предложения могут быть пропущены в неполном предложении.

2 ряд. Читают тексты и определяют, где чаще всего встречаются неполные предложения.

3 ряд. Анализируют предложения и формулируют правило о постановке знаков препинания в неполном предложении.

Время на выполнение 7 минут.

Проверяем работу.

Другие группы слушают и заполняют таблицу.

Самооценивание. 1-3 балла (ставим в оценочный лист)

Вывод. Сформулируйте определение неполного предложения (ответы)

Неполным  называется предложение, в котором пропущен какой-либо член- главный или второстепенный, но он легко восстанавливается из контекста.

ФИЗМИНУТКА

Закрепление нового материала.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания.

1. Река узнается в плавании, а человек -  в беде.

2. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

3. Набирайся ума в учении, храбрости – в сражении.

     4. Слова хороши правдивые, лисьи шубы – пушистые.

Проверка с объяснением. Самооценивание. 3 -5 баллов: «5» – без ошибок, «4»-1-2 ошибки, «3» – более 2 ошибок.

Проверочное тестирование. Ставим «+» в нужной колонке

Полное

Неполное

  1. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой

+

  1. Таня перешла в восьмой класс.                                                          

+

  1. Ира – в пятый.

+

  1. О чем ты мечтаешь?

+

  1. О каникулах.

+

  1. На столе – стопка книг и тетрадей.

+

  1. А волна за волной блещет в разгульном стремленье.

+

  1. Осень.

+

  1. Повеяло прохладой.

+

Взаимопроверка. 5 баллов – без ошибок, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – более 2 ошибок.

Выставление оценок

17-18 баллов – «5»

13-16-11 баллов – «4»

9-12 баллов – «3»

Рефлексия.

Утверждения

Выполнение

Я знаю, какие предложения полные и неполные

 

Я знаю, как  определить неполное предложение.

 

Я знаю, какие и когда  знаки препинания ставятся в неполном предложении.

 

Я знаю, как выполнить синтаксический разбор неполных предложений

У меня остались вопросы по теме

Домашнее задание: Выписать из художественных произведений 7 примеров неполных предложений.

Итог урока. Возвращаясь к названию нашего урока, я хочу пожелать вам Большого плавания в изучении русского языка.

Спасибо за работу на уроке.

Приложения

Лист самооценки ______________________________________________________________

Блиц-опрос

Исследование

Предложения

Тест

ИТОГО

Отметка

Исследование

1 ряд

Проанализируйте  предложения и определите, какие члены предложения могут быть пропущены в неполном предложении.

1.Налево шумела забытая ель, налево- плакучая ива.

2. Одной рукой собирай, а  другой  -  раздавай.

3. Все решили задачу одним способом, а я – двумя.

4. Мой брат увлекается альпинизмом, а я -  горнолыжным спортом.

2 ряд

Прочитайте тексты и определите, где чаще всего встречаются неполные предложения.

1) Отрывок из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

    - Так ты женат?! Не знал я ране! Давно ли?

- Около двух лет!

- На ком?

- На Лариной.

- Татьяне?

- Ты ей знаком?

- Я им сосед!

2) Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

     Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

     Золото добывают из земли, а знания - из книги.

3) Разговор двух приятелей:

   – Как твои дела?

    – Хорошо.

    – Сколько мы не виделись?

    – Два года.

3 ряд

Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении на месте пропуска какого-либо члена во второй части? Дайте полный ответ

  1. Юность богата надеждами, а старость – опытом.
  2. Перед домом яблоня в сугробе, за ночным окном – туман.
  3. Учение образует ум, воспитание – нравы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения

Урок изучения и закрепления материала...

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....