Методический анализ представления темы причастие в УМК по русскому языку Е.А. Быстровой
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Паршикова Вероника Игоревна

Методический анализ представления темы причастие в УМК по русскому языку Е.А. Быстровой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический анализ представления темы причастие в УМК по русскому языку Е.А. Быстровой

Тема «Причастие» относится к разделу «Морфология. Орфография». На изучение данной темы дается 10 параграфов.

При изучении причастия выделяется несколько подтем:

  1. Что такое причастие.
  2. Причастный оборот.
  3. Действительные и страдательные причастия.
  4.  Образование причастий настоящего времени.
  5.  Образование причастий прошедшего времени.
  6. Полные и краткие причастия. Морфологический разбор причастия.
  7.  План морфологического разбора причастия.
  8. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
  9. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
  10. Употребление причастий в речи.

Изучение причастия начинается с теоретических вопросов, относящихся к разделу «Вспомните». Благодаря теоретическим вопросам учащиеся постепенно подходят к введению нового для них понятия. Вопросы подобраны удачно, на наш взгляд, так как с их помощью формируется представление о причастии.

В первом упражнении предлагается сравнить грамматическое значение причастий, прилагательных и глаголов. Данное упражнение помогает сформировать и выделить общие признаки причастия и глагола, а также причастия и прилагательного.

Далее дается небольшая, но понятная и лаконичная теоретическая часть. Ниже выносятся все суффиксы причастий, с помощью которых облегчается задача разграничения причастия и прилагательного.

Постепенно задания усложняются. В задании № 146 нужно определить возвратность, вид, время и переходность глаголов. Даны пары слов, в каждой паре нужно найти причастие и прилагательное. На наш взгляд, задание подобрано удачно, дети практикуются в разграничении причастия и прилагательного.

Некоторые задания являются слишком схожими. Не хватает разнообразия, так как при выполнении однотипных заданий теряется внимательность и интерес.

Некоторые задания слишком объемны, например: упражнение 144. Дан длинный текст, в котором нужно вставить пропущенные буквы и дописать окончания причастий. Также к этому заданию предлагается большое количеств ненужных дополнительных вопросов, отвлекающих внимания с новой темы и занимающих много времени. Такие упражнения идут подряд (№ 146, 147, 148, 149, 150, 151). Было бы логичнее «раскидать» их по параграфу.

При изучении причастного оборота предлагается объемная теоретическая часть, а упражнений на ее отработку дается крайне мало.

Также стоит отметить, что все тексты, дающиеся в учебнике, взяты из художественных произведений.

В конце темы представлена проверочная работа и тренинговые задания, которые могут быть использованы для диагностики полученных знаний, устранения пробелов. Это позволяет не привлекать в работе дополнительный материал. Задания разнообразны и интересны для выполнения.

В упражнениях также используются не только художественные тесты, но и научные, например: упражнение №142.  Что позволяет не только изучить материал по теме, но и почерпнуть полезную научную информацию.

Таким образом, данный УМК составлен логически правильно, в нем прослеживаются все уровни дифференциации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"

Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....

Апробация УМК по русскому языку (Е.А.Быстрова)

Данный материал раскрывает особенности нового УМК по русскому языку, автором которого является Е.А.Быстрова...

Методическая разработка на тему: " Презентация к урокам по русскому языку" Русский язык в таблицах".

таблицы по русскому языку помогут учащимся  получить и систематизировать знания по основным темам орфографии и пунктуации на уроках русского языка , при подготовке к контрольным работам....

система контроля по теме ПРИЧАСТИЕ и ДЕЕПРИЧАСТИЕ по русскому языку 7 класс

система контроля по русскому языку по теме ПРИЧАСТИЕ : ДИКТАНТ  сграмматическими заданиями; по теме ДЕЕПРИЧАСТИЕ тестовая форма проверки знаний по модели ЕГЭ   в двух вариантах....

Методические рекомендации по теме «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка как методическая система приёмов совершенствования общеучебных умений (СОУ)»

Методические рекомендации по применению технологии «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка» предназначены   для педагогов школы. В них изложены приёмы технологии иллюс...

Методическая разработка на тему "Словарная работа на уроках русского языка в 5-7 классах"

Методическая разработка на тему " Словарная работа на уроках русского языка в 5-7 классах" состоит из двух глав:исторические и психолого-педагогические основы темы и практическая...