Урок русского языка для 5 класса. "Второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Троегубова Александра Андреевна

Обобщить и систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: Второстепенные члены предложения

Цель урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • знать признаки второстепенных членов предложения,
  • уметь находить второстепенные члены в предложении и правильно обозначать их графически.

Развивающая:

  • развивать умение работать с художественным текстом,

        

Ход урока

1. Орг. Момент

- приветствие

- обсуждение темы урок.

2. Проверка Д/З

3. Подготовка к восприятию нового материала

- Какое время года в природе? Я предлагаю вам представить  картину зимнего леса и понаблюдать за его красотой. (Слайд 1)

И начнем мы с двух предложений. Прочитайте их  внимательно и подумайте, что в них общего и чем они отличаются?

(Одна грамматическая основа, второе предложение – распространенное). (Слайд 2)

              Снег пошел.                                    Пришла зима, раскинув покрывало белое,

           И все вокруг заледенело…

Речка стала ледяной,

Как же хорошо зимой!

ледяная, белое.

- Какое предложение помогает нам представить  картину зимы.? (Второе.)

- Какие члены предложения дают возможность увидеть зимние красоты? (Второстепенные.)

- Как вы думаете, нужны ли  в предложении второстепенные члены? Какова же их роль? (Нужны, они позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают речь содержательной, выразительной, без них предложение часто теряет смысл). 

- Конечно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы выражать свои мысли. А с помощью определений человек выражает не только мысли, но и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам. Одни прилагательные обозначают просто признак предмета, а другие помогают более ярко и  выразительно описывать предмет. Это эпитеты – художественные образные определения.

4. Систематизация знаний по теме «Второстепенные члены» через работу с поэтическими текстами.

- А чтобы вспомнить, как находить в предложении второстепенные члены, чем они различаются, как их правильно графически обозначать,  я предлагаю вам отправиться в путешествие. Мы побываем в гостях  у каждого времени года. Помогут нам увидеть красоту и очарование каждого времени года замечательные стихи русских поэтов о природе и знаменитые картины русских художников. Многие путешественники вели дневник, а мы будем записывать свои мысли в таблицу-памятку «Второстепенные члены предложения». Приготовьте ее.

А. Определение

 - Сейчас октябрь, и первой в своем великолепном дворце нас встречает красавица Осень в золотых нарядах. Посмотрите, какими яркими красками раскрасила Осень деревья на картине Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» и чем восхищается поэт Федор Иванович Тютчев в стихотворении «Осенний вечер».

(Слайд 7)

Какой второстепенный член помогает передать настроение осеннего вечера? (Определение.) Что обозначает определение? (Признак предмета.) На какие вопросы отвечает? (Каких? Какая?) Чем оно выражено в предложении? (Прилагательным.) Как оно подчеркивается? (Волнистой линией.) Запишите ваши ответы в памятку и проверьте себя. (Слайд 8)

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..

                                        Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»

Б. Дополнение

- А теперь мы в гостях у волшебницы Зимы. Как бережно укутала она белым покрывалом лес на картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима» и как сурова она в стихотворении «Зима» Сергея Александровича Есенина! (Слайд 9)

Найдите в предложении дополнение. (Пруды.) Что обозначает дополнение и на какие вопросы отвечает? (Предмет, вопросы косвенных падежей.) Чем оно выражено в предложении? (Существительным.) Как подчеркивается дополнение? (Пунктирной линией.) Запишите ответы в памятку и проверьте правильность записи. (Слайд 10)

Вот морозы затрещали
И сковали все
пруды.    

С.А. Есенин «Зима»

В. Обстоятельство

- Царство Весны встречает нас звоном капели и птичьими трелями. Легкое дыхание весны чувствуется в картине «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова и в отрывках из стихотворений Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» и Сергея Александровича Есенина «Наступление весны». (Слайд 11)

Найдите в предложениях обстоятельства. (С горы, в лесу, быстро.) Что обозначает обстоятельство? (Место и образ действия.) Что еще оно может обозначать? (Время действия, причину и цель.) На какие вопросы отвечает обстоятельство? (Где? Когда? Как? Куда? Откуда? Почему? Зачем?) Чем оно выражено в предложении? (Существительным с предлогом, наречием.) Как подчеркивается обстоятельство? (Точкой и  тире.) Запишите ответы в памятку и проверьте себя. (Слайд 12)

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам.

                          Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»                                                                                      

Весна наступает,
Снег
быстро тает.

           С.А. Есенин «Наступление весны»

- Запах душистых трав, ласковое дуновение теплого ветерка – Лето так и манит нас в свои края. Картина Исаака Ильича Левитана «Лето» и строки стихотворения Александра Александровича Блока «Летний вечер» пронизаны солнечным светом. Давайте покажем, как хорошо мы знаем все второстепенные члены и назовем их в этом отрывке. (Слайд 13)

Последние лучи заката 
Лежат
на поле сжатой ржи.   А.А. Блок «Летний вечер»

5. Работа по вариантам (Слайд 14)

- Наше путешествие подошло к концу, теперь мы сядем у теплой печки и будем вспоминать, что узнали в далеких краях.  А если вы что-то забудете, вам поможет памятка. Вы будете выполнять разные задания в карточке «Записки внимательного путешественника». Напишите свою фамилию и имя на первой странице. И вот первое задание. Каждый вариант записывает по три отрывка из стихотворений. Подчеркните в этих предложениях дополнения.  Какой частью речи они выражены? Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

1. От лип душистым медом тянет… А.А. Фет

2. Люблю я пышное природы увяданье. А.С. Пушкин

3. Буря мглою небо кроет. А.С.Пушкин

6. Физкультминутка  (Слайд 15)

- Мы, опытные путешественники, не можем долго сидеть на одном месте, поэтому давайте немного подвигаемся  и поиграем в игру «Самый внимательный». Правила игры таковы. Я читаю предложение – отрывок из стихотворения, если в предложении есть обстоятельство – нужно поднять руки вверх и потянуться, есть определение – нужно подпрыгнуть, если есть дополнение – присесть. Начинаем!

  • Весна в окно стучится и гонит со двора. Ф.И.Тютчев
  • Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы. С.А.Есенин
  • Лес оживился щебетанием , воздух наполнился благоуханием. С.А. Есенин
  • Ночью ветер злится да стучит в окно. А.А. Фет
  • Летний вечер тих и ясен. А.А. Фет
  • Листья в поле пожелтели. М.Ю. Лермонтов
  • Не верит солнышку земля. А.А. Фет

7. Творческая работа. Восстановление деформированного текста

(Слайд открыть после выполнения)

- Мы отдохнули,  а сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. В карточке (задание № 2) вы видите отрывок из известного вам стихотворения - «Береза» Сергея Александровича Есенина и «Зимнее утро». Используя слова для справок, восстановите стихотворный текст. Прочитайте получившийся текст. Какой второстепенный член вам понадобился? (Определения.) Подчеркните определения. Чем они выражены в предложении? (Прилагательными) (Слайд 16) 

Слова для справок: сонный, пушистый, снежный, золотой, белый.

А. На _________ветках
___________ каймой
Распустились кисти
_________ бахромой.

И стоит береза
В __________ тишине,

И горят снежинки
В _________  огне.  С.А. Есенин «Береза»

8. Работа в парах. Составить предложения по теме «Природа» по схемам.

(Слайд 17)

- Надеюсь, вы почувствовали себя  настоящими поэтами! А теперь самое трудное задание (№ 3). Работать вы будете в парах. Путешествуя, мы должны аккуратно и бережно относиться к природе, заботиться о сохранении ее красоты и разнообразия. Первый ряд составляет предложения об осени, второй ряд – о зиме, третий ряд – о весне.

А.                                обст. места .

 

Б. обст. времени                                                  .

В.                               .                                               

9. Подведение итогов урока 

8. Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 18)

Тест задание №3

Упр. 249 стр. 78

10. Рефлексия  (Слайд 19-20)

Нарисовать смайлик на раздаточном материале внизу

- Вы сегодня замечательно поработали и показали хорошие знания.

- Сегодня вы прочитали отрывки из замечательных стихотворений великих русских поэтов, увидели картины знаменитых русских художников. Они воспевали красоту русской природы, которую мы с вами видим каждый день и часто не замечаем ее красоты. Надеюсь, что бережное и внимательное отношение к природе, ваша любознательность и обращение к творениям настоящих мастеров литературы и живописи помогут вам открыть новое и удивительное в каждом времени года. И когда вы будете идти по ковру из желтых листьев, или по скрипучему снегу, или по тропинке в цветущем саду, вспомните о нашем уроке.

- Спасибо вам за урок! Желаю вам успехов в учебе и в изучении русского языка! Берегите природу и наслаждайтесь красотой каждого времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Имя существительное как член предложения"

разные формы работы по теме урока, подготовка к экзаменам...

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.

Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Урок русского языка по теме: «Обособленные члены предложения». 8-й класс (учебник М.М.Разумовской).

Урок - открытие в  изучении данной темы. Главная задача его – вызвать интерес, желание самостоятельно, творчески подойти к освоению новой ступеньки на пути к знаниям. Тематическое содержани...

Презентация к уроку русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" 5 класс

Тестовая презентация поможет изучить новый материал по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе, повторитьего, провести контроль знаний учащихся....

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...