Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок направлен на повторение изученного в начальной школе по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС

 по теме «Имя существительное как часть речи»

Планируемые образовательные результаты

Предметные Умение определять время глагола, использовать глаголы разных времён при составлении текста.

Закрепление правописных умений учащихся.

Метапредметные (УУД) Регулятивные: умение сопоставлять языковой материал с точки зрения содержания; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
Познавательные:умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности;способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Личностные Уважительное отношение к языку. Стремление к познавательной деятельности.

Решаемые учебные задачи

Обучающие (предметные):систематизация и закрепление сведений учащихся об имени существительном как части речи; формирование умения определять морфологические признаки существительного,  различать его грамматические признаки

Развивающие (метапредметные): овладение умениями работать с различными видами информации, доказывать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитательные (личностные): воспитание любви учащихся к окружающей среде на примере материалов упражнений; воспитание информационной культуры учащихся, ответственного отношения к информации с учетом перспективы ее целевого использования.

Вид используемых  на уроке средств наглядности и ИКТ компьютер, проектор, учебник, карточки.

Тип урока: открытие нового знания

Технология: элементы технологии  развития критического мышления, проблемного, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:

· Прием рефлексивной деятельности 

· Метод конкретизации целей обучения 

· Метод открытого обсуждения новых знаний 

· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников

Организационная структура урока

Организационный этап.

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.  Приветствие.

- Добрый день, ребята! Я считаю, что все дети талантливы. Когда-нибудь вы сами приятно удивитесь, какие вы умные, как много вы достигните, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. 

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

Девочки за парты сели

Мальчики тихонько сели

На меня все посмотрели.

- Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей работе.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания.

Слово учителя. Ребята! Чтобы определить тему урока, я предлагаю отгадать загадку.

Отгадайте загадку.

Бываю разного я рода: Тротуар, окно, природа. Изменяюсь по числам, по падежам. Спешу я в гости к ученикам. Вот какая я часть речи удивительная, Называюсь я … (Существительное)

Может вы догадались, какова тема нашего урока? По каким признакам вы определили?

Запишите, пожалуйста, число, классная работа и тему урока «Имя существительное»

Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

Постановка учебной

 Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

2. Подготовка к новой теме.

  Какова наша цель? (Вспомнить постоянные и непостоянные морфологические существительного и его синтаксическую роль)

ll Формирование новых знаний.


Выполняя следующее задание, мы должны вспомнить тот материал о существительном, который знаем с начальной школы

Прочитаем научное определение имени существительного (раздаточный материал) и материал  учебника стр. 113 и заполним паспорт имени существительного, необходимый для морфологического разбора.

Чтение и анализ текста, составление опорного конспекта. Занести таблицу в справочник

Имя существительное

Грамматич.

значение

Вопрос

Морф-кие признаки

Роль в

предложении

Предмет

Кто?

Что?

постоянные

Непост-е

Подлежащее,

дополнение,

обстоятельство

сказуемое

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род,  склонение.

Число, падеж

Учитель: 

Паспорт существительного вы создали, начинаем проверять. Я буду задавать вопросы, а вы,  

глядя в таблицу, будете либо соглашаться со мной, либо опровергать мои утверждения.

     1.Прием «верные и неверные утверждения» (3 мин.)

   Утверждения

Имя существительное, это часть речи, которая обозначает признак предмета?

Имя существительное, отвечает на вопросы Кто? Что?

Имена существительные изменяются по падежам и числам?

Имена существительные бывают только мужского и женского рода?

Слова дождь, портрет, ливень- существительные мужского рода?

В предложении имена существительные могут быть только подлежащим?

   

Молодцы, вы очень внимательные, указали на неверные утверждения .Проверьте ваши таблицы, глядя на слайд.

Самопроверка по слайду.        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Расскажите  об имени существительном по опорному конспекту.

Имя существительное -самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.

Имена существительные отвечают на вопросы

кто?что? Например: собака, тетрадь, парта

Имена существительные бывают собственными (Россия, Анна, Татьяна, Африка) и нарицательными (день, река, солнце, дети); одушевленными (кот, ученик) и неодушевленными (дерево, камень).

Все существительные распределяются по трем видам  склонения. К 1 скл. относятся сущ. ж. и м. рода с окончаниями  а(-я).

Например: мама, школа. Ко 2 склонению относятся сущ. с.р. с  окончаниями –о(-е) и м.р. с нулевым окончанием (конь, стул). К 3 скл. –сущ. ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак (ночь, дочь, вещь). Имена существительные относятся к женскому, мужскому и  среднему роду. Имена существительные изменяются по падежам и числам.

Имена существительные могут быть любым членом предложения: подлежащим, сказуемым, дополнением, определением и обстоятельством. Но чаще всего бывают подлежащим и дополнением. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными, то между ними ставится тире. Например: Книгаисточник знаний

Построение проекта выхода из затруднения

Молодцы! Продолжаем работать. Давайте проверим, как вы умеете определять морфологические признаки имени существительного. Итак, начнем с рода.

2.Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и самостоятельно записываете в тетрадь, указывая род.

  1. Зимой и летом
    Одним цветом.
    (Ель, ёлка)

  1. Серовато,
    Зубовато,
    По полю рыщет,
    Телят, ягнят ищет
    . (Волк)

3) Без рук,
Без ног, 
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится.
(Ветер)

4) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)

6) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо)

7) Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит.
(Солнце)

Ель, ёлка, волк, ветер, книга, гнездо, солнце

Самооценка по эталону

6. Физкультминутка. Интерактив

 (Дети читают вслух стихотворение и маршируют)

Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!

Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, играть, мама.

Применение новых знаний

Молодцы, ребята. Вы умеете определять род. Продолжим работать над морфологическими признаками существительного. Я предлагаю вам следующее задание, и вы сами догадаетесь, о каком морфологическом  признаке пойдет речь

Игра «Четвертый лишний»

Работа, весна, оценка, снег

Солнце, радуга, сердце

Ученик, учебник,  математика

Почему СНЕГ, МАТЕМАТИКА, РАДУГА   лишнее? Объясните свой выбор.

Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).

Сколько склонений у существительных?

Как определить склонение имен существительных? ( к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

Распределительный диктант

Запишите  слова в три столбика, распределяя их по склонению.

Шалаш, товарищ, дача, молодёжь, плащ, врач, рожь, яблоко, ветка, мощь, малыш, задача, лес, туча.

Взаимопроверка по эталону

Над какими признаками существительных, мы работали? Это постоянные или непостоянные признаки? Я предлагаю поработать по более сложному вопросу и вспомнить падежи? Назовите падежи вместе с вопросами.

Ребята, кто нам напомнит, какие падежи вы изучали?

Задание: Из текста выписать существительные, указать падеж.

   На рябинах пиршество дроздов. Веселой гурьбой перелетают они с дерева на дерево. Белеет зайчонок с ног, меняет цвет шкурки .

На рябинах ( П.п.), пиршество (И.п.), дроздов (Р.п.), гурьбой (Т.п.), с дерева (Р.п.),  на дерево (В.п.), зайчонок (И.п.), с ног (Р.п.), цвет (В.п.), шкурки (Р.п.),

Давайте поработаем с каждым выписанным словом, объясняя указанный вами падеж.

4.  Ребята, морфологические признаки мы повторили. Я предлагаю поговорить о синтаксической функции существительных. Посмотрите паспорт существительного и  скажите, каким членом предложения может быть изучаемая часть речи.

 Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. Работа в парах

Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России

Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.) Какая мысль заключена в данных предложениях?

Ребята, работаем мы хорошо. Вы – молодцы. А теперь выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно еще поработать.

Я предлагаю  вернуться к таблице-паспорту имени существительного и еще раз вспомнить, проговорить, что мы должны знать об этой части речи

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Тест

Проверочная». Тест (взаимопроверка)

Самостоятельная работа. Проверка по ключу.

  1. Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные:

а) нести, летом, туманы, ребята;

б) звёзды, корзиной,  кораблю, песня;

в) луна, румяные, книги, иллюстрация;

г) лекарство, двойка, они, кузнечик.

  1. Укажите, какой признак относится к имени существительному:

а) обозначает количество предметов при счете;

б) обозначает действие предмета;

в) обозначает предмет;

г) обозначает признак предмета.

  1. Укажите, как изменяются имена существительные:

а) по числам и родам;

б) по лицам и числам;

в) по числам, родам и падежам;

г) по падежам и лицам.

  1. Укажите ряд, в котором перечислены только одушевленные имена существительные:

а) моряки, царю, динозавр, студентами;

б) дерево, города, кинофильмом, друг;

в) календарь, мостики, мальчишками, лето;

г) каникулы, соревнования, следы, рыбки.

  1. Укажите ряд, в котором перечислены только неодушевленные имена существительные:

а) друзья, память, недотрога, задачки;

б) сообщение, шорох, гардероб, огоньки;

в) театр, велосипед, юношей, месяц;

г) фонарём, сторож, молодость, трава.

  1. Укажите ряд, в котором перечислены только собственные имена существительные:

а) Россия, Бородино, Байкал, Волга;

б) россияне, «Известия», Урал, город;

в) Русь, страна, Родина, Отчизна;

г) Пушкин, Отечество, село, журнал.

  1. Укажите ряд, в котором перечислены только нарицательные имена существительные:

а) бабушка, посёлок, Урал, Маршак;

б) «Колобок», сказочник, Жуковский, Репин;

в) волшебники, башня, газета, теплоходами;

г) Евразия, одноклассники, легенда, Лев.

Рефлексия

- Подведём итоги.

- Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили.

-Достигли ли вы их? (провести выборочно опрос обучающихся)

«Незаконченное предложение».

 Я узнал, что……

 Я понял, что...

Я научился………..

Теперь я могу..

Для меня сегодня было важным…..

Я испытываю затруднения в

-Как ты собираешься преодолевать трудности?

Ребята, выслушав ваши ответы, я могу сделать вывод, что вы хорошо усвоили тему урока. Молодцы. Предлагаю Составить синквейн. Всем ли понятна данная работа?

Посмотрите на слайд.

Составить синквейн.

На слайде

1. Первая строка – понятие (имя существительное)

2. Вторая строка –2 определения, характеризующие это понятие.

3. Третья строка –3 глагола.

4. Четвертая строка – предложение об этом понятии.

5. Пятая строка – синоним к первой строке, характеризующий суть предмета

  • Весна
  • Ранняя, солнечная
  • Капает, журчит, поет
  • Все вокруг оживает и радуется.
  • Праздник!

Отметки за урок.

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них 2 задания, выберите себе одно для выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.

1..Карточка

Определи род и склонение имён существительных.

Врач - _______________ осень - ______________________

ночь - _______________ лето - _______________________

окно - _______________ снег - _______________________

ветер - ______________ дождь - _____________________

день - _______________ луна - _______________________

весна - ______________ солнце - _____________________

2.Стр.50  у.511.  указать род, падеж, число сущ-го


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"

Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....

Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...