Организация повторения на уроках в рамках подготовки к ВПР, ИС и ОГЭ
статья по русскому языку

Иванкова Наталья Васильевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_na_temu_03.02.2020.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

03.02.2020гг

Выступление на педагогическом совете на тему «Организация повторения на уроках в рамках подготовки к ВПР, ИС и ОГЭ».

Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно - так пишут на всех официальных сайтах и  документах. Действительно, специальная подготовка не требуется, требуется только каждодневная отработка того, что уже изучено. Самое главное — настроиться на положительный лад, не создавать нервозную ситуацию, успокоить ребенка и объяснить, что это всего лишь часть учебного процесса.

В целом ВПР - это не так страшно и не так сложно.  Моя работа по подготовке к ВПР предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии, пунктуации и синтаксисе, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий.  Также предусматривается продолжение работы по анализу текста типа повествования, развитию умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, определению темы, основной мысли и проблемы. Также обращается внимание на композицию и отбор языковые средства с учётом типа речи.

На основе анализа ВПР 2018-2019 (личное участие в перепроверке работ) учебного года были выявлены типичные ошибки, допущенные учащимися. Такой анализ позволил подобрать задания, которые направлены на отработку западающих тем:

1. Разные виды языкового анализа: морфологический разбор, фонетический разбор, синтаксический.

2.Определение предложений с прямой речью и обращением, постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью и обращением.

3. Пунктуация сложного предложения.

4. Работа с текстом: определение основной мысли текста, умение находить в тексте ответ на вопрос, определение типа речи. (Слайд2)

 (Слайд3) – примеры

Карточка №1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне(основные орфограммы)

Погл…щать кислород, заг…оать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прс…гать на верность, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся, бл…снуть на солнце.

Выполните задания к тексту:

  1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте и объясните орфограммы; где это необходимо, подберите проверочные слова.
  2. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку (обозначьте грамматические основы, однородные члены предложений, причастные и деепричастные обороты и т.п.)

Я с…дел с матерью в деревя…ом(3) сарае под с…л…ме(н/нн)ой крышей. В открытых, мутных от пр…л…вного дождя воротах голубыми з…гзагами полыхала молния. Тор…плив… кр…стилась мать крепко пр…жимая меня к груди.(4)

Я пр(и/е)слуш…вался(1) к шуму дождя к тяжким р…скатам грома к ра(з/с)д(и/е)равшему слух треску ударов к бе(с/з)покойн…му шуршанию мышей в овся…ой с…ломе.

Поднявшись мы увид…ли в в…ротах (а/о)лмазную сетку дождя а скво(з/с)ь пр…зрач…ные капли уже сияло перел…ваясь лучами радос…ное летн…е со…нце.

Повторение на уроках русского языка как форма подготовки к ГИА.

     В начале учебного года в 9 и 11 классах знакомлю учащихся с содержанием и типами заданий ЕГЭ и ГИА, настраиваю ребят на серьезную работу по подготовке к экзамену. Провожу тренировочные занятия по заполнению бланков ответов, потому что, как показала практика, значительная часть ошибок происходит именно из-за неправильного или небрежного заполнения бланков.

    Синтаксису и пунктуации в тестах уделяют гораздо больше внимания, чем морфологии

По теме «Словосочетания» я предлагаю выполнять такие задания:

- выписать из указанных предложений текста словосочетания, с каким- либо типом связи (согласованием, управлением, примыканием).

-  определить тип подчинительной связи в данном словосочетании.

Добиваюсь того, чтобы все ученики не допускали ошибок в употреблении словосочетаний.(Слайд4)

Упражнение 12.

Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве

При повторении темы «Вводные слова и предложения» уделяю основное внимание следующим вопросам:

- разряды вводных слов(даю задания – найти в каком-либо художественном произведении вводные слова различных разрядов)

- пунктуация при вводных словах.

 Разбираем задания на пунктуацию. Она зависит, прежде всего, от синтаксического членения предложений. В каждом из предложенных примеров предлагаю  найти грамматическую основу и определить, простое оно или сложное, в сложном отыскать границы составляющих частей. Затем посмотреть, нет ли в предложении однородных членов, различных оборотов, вводных конструкций, обращений.

На каждом уроке предлагаю учащимся выполнить синтаксический разбор словосочетания, простого или сложного предложений. Объяснить знаки препинания.

Регулярно в процессе повторения провожу тематические тесты, контрольные тесты, рекомендую индивидуально выполнять задания.

Известно, что самая сложная в ЕГЭ вторая часть, когда надо написать сочинение на основе прочитанного текста. Чтобы успешно справиться с творческой задачей, советую текст несколько раз перечитать; полезно использовать «метод медленного чтения», стараясь понять авторский замысел, погрузиться в «пространство текста».

  Использую на уроках комплексную работу с текстом. Подбираю такие задания , которые направлены на формирование умений увидеть в тексте то главное, во имя чего он создан, и высказать свое отношение, свое понимание. 

(Слайд)

Предлагаю вопросы и задания для работы с текстом.

1.     Определить тему, основную мысль, проблему. Выписать ключевые слова(словосочетания), которые отражают тему текста.

2.     Озаглавьте текст. (Объясните смысл названия).

3.     Определить слить текста. Доказать.

4.     Тип речи.

5.   Какие средства художественной изобразительности используются автором?

6.      Объясните, пользуясь словарем, значение выделенных слов.

7.     Подберите к выделенным словам синонимы, антонимы.

8.     Найдите в тесте слова, употребленные в переносном значении.

9.    Объясните пунктограммы.

13.    Найдите в тексте вводные слова, вставьте конструкции.

14.   Объясните подчеркнутые орфограммы и т.д.

    На своих уроках я активно привлекаю учащихся к составлению сочинений – миниатюр на свободную или заданную тему. Именно такие сочинения небольшого объема помогут выражать свои мысли в устной форме. (ИС) (Всегда ли нужно говорить правду?)   Обращаю особое внимание на то, что сочинение должно представлять собой цельное, связное речевое произведение. Текст должен делиться на абзацы. Необходимо следить, чтобы между абзацами были логические переходы.

Предлагаю учащимся клише к написанию сочинения, различные модели сочинений, материалы для комментария и аргументации.

  Важно! Сочинение в его идеальном виде не должно содержать никаких ошибок – ни орфографических, ни пунктуационных, ни языковых, ни речевых.

  Совет может быть только один; учить правила, повторять, закреплять на практике, развивать свою речь, следить за тем, чтобы в ней не было языковых и речевых нарушений, читать много художественной классической литературы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Организация повторения в 9 классе при подготовке к итоговой (государственной) аттестации выпускников основной школы по математике в новой форме»

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя, в его системности. ...

Повторение темы "Силы" ( в рамках подготовки к ГИА)

В презентации представлены типичные задачи по теме "Силы", взятые из КИМов ГИА разных лет....

« Организация повторения на уроке математики»

Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала. Без проч...

«Организация изучения дискуссионных вопросов в рамках подготовки задания №24 ЕГЭ по истории».

Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя , идёт активная переориентация системы традиционной, знаниевой модели школьного образования на комп...

Организация и проведение урока в рамках требования ФГОС. Составление технологической карты урока.

Представлена технологическая карта урока в рамках требовани ФГОС. Клетка как структурная основа живых организмов. 10 класс....