Развитие речи. Сочинение на тему «Что такое подвиг?»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Сочинение "Что такое подвиг?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_sochinenie_na_temuchto.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ
«ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»

Педагогические
задачи

Формировать умение создавать текст-рассуждение на заданную тему

Тип урока

Урок развивающего контроля, актуализации знаний и умений

Планируемые

результаты

(предметные)

Создают текст-рассуждение по плану, формулируют тезис рассуждения, подбирают аргументы, делают вывод; работают с текстом, находят аргументы в тексте, понимают жанровое своеобразие сочинения-рассуждения

Личностные

результаты

Имеют устойчивую мотивацию к обучению, самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Метапредметные результаты

Владеют всеми видами речевой деятельности. Познавательные: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-рассуждения; регулятивные: адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы; коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия

Образовательные ресурсы

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. Миллер Ц. Г. Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием: пособие для преподавателей пед. училищ. М.: Просвещение, 1982; энциклопедический мультимедийный интернет-ресурс «МЕГАэнциклопедия Кирилла и Мефодия». URL: megabook.ru; задания для лингвистической разминки, текст

Сценарий урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

I. Организация начала урока*

Приветствует обучающихся, осуществляют проверку готовности к уроку

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Настраиваются на работу

Владеют умением организовывать рабочее место

II. Актуализация знаний:

лингвистическая разминка
(индивидуальная работа)

Предлагает вставить вместо пропусков недостающие термины, понятия.

1. Виды корней с безударной гласной: корни с проверяемой безударной гласной, корни с непроверяемой безударной гласной, корни… (с чередующейся гласной).

2. Типы словосочетаний: управление, согласование,… (примыкание).

3. Виды сложного предложения: бессоюзное, сложносочиненное, сложное предложение с разными видами связи,… (сложноподчиненное предложение).

4. Односоставные предложения: назывные, определенно-личные, неопределенно-личные,… (безличные).

5. Типы речи: описание, повествование,… (рассуждение).

Организует проверку задания (взаимопроверку).

– Какой тип речи необходимо использовать при написании сочинения по русскому языку как обязательной части выпускной работы? (Рассуждение.)

Выполняют задания лингвистической разминки.

Осуществляют взаимопроверку, работая в парах.

Отвечают на вопросы учителя

Адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщения, реагируют на оценку сверстников
и учителя; осуществляют контроль и оценку учебных действий

III. Формулирование темы и задач урока.

1. Работа
с текстом.

2. Задание «Толстые
и тонкие
вопросы»

Предлагает самостоятельно прочитать текст :

                       Муций Сцевола

Враги осадили Рим. Осада была длительной, и в городе начались болезни и голод. Все попытки римлян спасти свой город кончались неудачей, и тогда один молодой римлянин по имени Муций решился на отчаянный шаг. Он спрятал под плащом кинжал и отправился в лагерь врагов, чтобы убить их предводителя. Юноше благоприятствовала удача, и он пробрался в палатку вождя. В это время там раздавали жалованье воинам. Это делал писарь, и воины то и дело подходили к нему с вопросами. Муций не знал вождя в лицо и, приняв писаря за рекса (царя), бросился к нему и поразил его кинжалом. Воины схватили Муция, обезоружили его и привели к вождю.

– Кто ты такой? – спросил вождь.

Юноша бесстрашно ответил ему:

– Я римский гражданин. Зовут меня Муций. Я хотел убить тебя, врага моего отечества. Я ошибся, и ты уцелел. Но дни твои сочтены. Триста римских юношей составили заговор против тебя. Первый жребий пал на меня. То, что не удалось мне, удастся кому-нибудь из остальных.

Вождь потребовал от Муция имена заговорщиков, их планы, но Муций молчал. Разгневанный вождь угрожал сжечь его живым на костре и приказал развести огонь. Муций, не сказав ни слова, подошел к жаровне и положил правую руку на пылающие угли. Муций стоял не дрогнув, пока его рука медленно обугливалась. Присутствующие были поражены ужасом, и больше всех поражен был их предводитель, когда он увидел, с каким презрением относится римский юноша к физическим страданиям. Он вскочил, приказал оттащить юношу от жаровни и воскликнул:

– Ступай отсюда безнаказанно. Ты с собой поступил более жестоко, чем со мной. Желал бы я, чтобы и за меня сражались такие бесстрашные люди.

Изумленный храбростью римлян и опасаясь за свою жизнь, вождь не только отпустил Муция, но и снял осаду с Рима.

Благодарные римляне высоко оценили подвиг Муция. Ему дали прозвище Сцевола, что значит «левша». Прозвище это стало почетным именем потомков Муция, напоминая о его великой самоотверженности.

Имя  Муция  Сцеволы  стало  нарицательным,  и  теперь  оно  употребляется для обозначения бесстрашных героев, жертвующих всем для отечества.

1) Какой город оказался в осаде?

2) На что решился молодой Муций и почему?

3) Почему он убил писаря?

4) Кто такой рекс?

5) Что узнал вождь от Муция?

6) Как хотел уничтожить римлянина вождь?

7) Какую руку почти сжег Муций?

8) Почему Муций так поступил с собой?

9) Почему вождь отпустил пленника?

10) Какие последствия имело это происшествие для Рима?

11) Какое прозвище дали римляне Муцию? Что оно означает?

12) Что сейчас обозначает имя «Муций Сцевола»?

13) Что совершил Муций во имя народа?

14) Определите тему произведения. С какой целью автор написал данный текст?

15) Какое понятие может проиллюстрировать текст? Какова главная проблема?

– Соотнесите вид урока, тип речи и проблему текста. Какой вид работы предстоит выполнить? (Написание сочинения-рассуждения на тему «Что такое подвиг?».)

– Назовите задачи урока.

– Что необходимо для выполнения этого вида задания? (Вспомнить, что такое рассуждение, его компоненты; следовать алгоритму написания сочинения-рассуждения; учиться применять клише для написания сочинения; собрать необходимый материал.)

Читают текст.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и задачи урока

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

Владеют умением адекватно выражать свое отношение
к прочитанному.

Проявляют способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий

IV. Применение знаний
и умений в новой ситуации.

1. Фронтальная работа.

2. Работа
с толковым словарем.

3. Работа
с текстом

– Что такое рассуждение? В чем его главная особенность?

Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.

– Какие основные компоненты рассуждения вы знаете?

Структура рассуждения: тезис, доказательства, вывод.

– Что такое тезис?

Тезис – основная мысль, требующая доказательства.

– Что такое аргументы?

Аргументы – доводы, доказательства, позволяющие обосновать определенную точку зрения.

– Составим развернутый план, опираясь на структуру сочинения и используя клише.

– Какой тезис нам необходимо доказать в ходе рассуждения? На какой вопрос надо ответить? (Что такое подвиг?)

– Найдите определение слова подвиг.

Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Подвиг бывает воинским, трудовым.

– Докажите, что поступок Муция Сцеволы является подвигом. В качестве доказательств приведите цитаты из текста.

– Муций Сцевола в одиночку решил помочь своей родине:

«Враги осадили Рим. Осада была длительной, и в городе начались болезни и голод. Все попытки римлян спасти свой город кончались неудачей, и тогда один молодой римлянин по имени Муций решился на отчаянный шаг. Он спрятал под плащом кинжал и отправился в лагерь врагов, чтобы убить их предводителя».

– Муций Сцевола решил принести себя в жертву ради родного города: «Вождь потребовал от Муция имена заговорщиков, их планы, но Муций молчал. Разгневанный вождь угрожал сжечь его живым на костре и приказал развести огонь. Муций, не сказав ни слова, подошел к жаровне и положил правую руку на пылающие угли. Муций стоял не дрогнув, пока его рука медленно обугливалась».

Благодарные потомки помнят о подвиге Муция, который спас город: «Имя Муция Сцеволы стало нарицательным, и теперь оно употребляется для обозначения бесстрашных героев, жертвующих всем для отечества»

Записывают определение рассуждения в тетрадь.

Вспоминают структуру рассуждения, делают записи в тетради.

Высказывают свои предположения.

Слушают объяснение, уточняют

Владеют базовыми понятиями лингвистики: функционально-смысловой тип
речи – рассуждение
.

Проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

Владеют умением пользоваться толковым словарем.

Участвуют в обсуждении актуальных тем с использованием различных средств аргументации

V. Обобщение и систе-матизация знаний.

1. Групповая работа

Задание для 1–2-й групп. Упр. 184, текст 1. Прочитать текст и ответить на вопросы:

– О чем хочет сказать автор текста молодому поколению?

– Какой исторический период известен своими героями, подвигами?

– Что требуется для совершения подвига?

– Что вы знаете об авторе текста?

Маресьев Алексей Петрович – российский летчик, общественный деятель, Герой Советского Союза (1943), полковник
(1978), кандидат исторических наук (1956). В Великую Отечественную войну в истребительном авиаполку сбил 4 самолета. В марте 1942 г. был подбит и 18 суток тяжело раненный добирался до своих войск. После ампутации ног освоил протезы и добился возвращения в полк, сбил еще 7 самолетов. После войны с 1956 г. возглавлял Комитет ветеранов войны. Подвиг Маресьева описан в книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», по которой в 1948 г. был снят одноименный фильм.

Задание для 3–4-й групп. Упр. 184, текст 2.

– Чем отличались герои от других людей, по наблюдениям автора текста?

– Связано ли понятие подвиг с определенными профессиями?

– Что общего между подвигами разных людей?

– Что вы знаете об авторе текста?

Кожедуб Иван Никитович – советский летчик-истребитель, маршал авиации (1985), трижды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, на фронте с 1943 г.; командир эскадрильи, заместитель командира полка, 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев; сбил 62 немецких самолета.

Задает вопрос группам.

– Какая мысль объединяет оба текста? Какие вопросы могут стать тезисом для вашего сочинения?

– Обратите внимание на упр. 185. Перечисленные вопросы помогут выбрать тезисы

Работают в группах, выполняют задания.

Отчитываются о проделанной работе, слушают, дополняют инфор-
мацию

Владеют навыками работы в группе.

Имеют устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Свободно пользуются справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения.

Владеют способностями свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения. Осуществляют самооценку на основе наблюдения за собственной речью

2. Создание письменного высказывания (индивидуальная работа)

– Используя выбранный тезис, напишите вступление к сочинению.

Клише:

На этот вопрос пытаются ответить многие.

Это понятие, понимание которого играет важную роль для становления мировоззрения личности.

Это я и попытаюсь доказать в своем сочинении.

Попробуем разобраться в данном понятии, данном вопросе
и т. д.

Предлагает зачитать получившиеся вступления к сочинению, отредактировать письменные высказывания

Зачитывают вступления, редактируют их в соответствии с указаниями учителя и товарищей

3. Сбор материала к сочинению. Работа с аргументами (фронтальная работа)

– Какие виды аргументов могут быть использованы вами при написании сочинения-рассуждения? (Аргументы-цитаты
из прочитанного текста; аргументы из личного опыта; аргументы из произведений литературы.)

– Приведите примеры литературных героев, которые поступили так же, как этот храбрый юноша, которые пожертвовали многим ради счастья других. (Данко из рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького; Прометей из греческого мифа о титане Прометее; Тарас Бульба из одноименной повести Н. Гоголя; Андрей Соколов из рассказа «Судьба человека» М. Шолохова.)

– Какие слова, словосочетания, предложения помогут ввести аргументы в ваше сочинение? (Во-первых; во-вторых. В качестве первого доказательства могу привести пример… Рассуждая на данную тему, я вспомнил произведение… Неслучайно русские писатели обращались к данной теме в своих произведениях. Мою точку зрения подтверждает и опыт художественной литературы.)

Отвечают на вопросы,

собирают материал
для сочинения, делают
необходимые записи
в тетради

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Вы решили поставленные в начале урока задачи?

– Что вспомнили в процессе решения учебных задач?

– Какие получили результаты?

– Где можно применить данные знания?

– Какое понятие было центральным сегодня на уроке?

Предлагает составить синквейн.

Например:

Подвиг

самоотверженный, героический

вдохновляет, поражает,

совершается ради блага людей

героизм

Отвечают на вопросы.

Выполняют творческое задание

Осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Осуществляют самооценку; понимают причины успеха или неуспеха в учебной деятельности

Домашнее задание:

1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Подвиг».

2. Подобрать эпиграф к тексту, озаглавить сочинение.

 

Записывают задание,
задают уточняющие
вопросы

Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Что такое текст

Урок развития речи в 5 классе. Раздел "Текстоведение".Тема урока "Что такое текст". Цели урока: познакомить учащихся с отличительными особенностями текста; формировать у школьников навыки связного уст...

урок русского языка в 7 классе по теме: "Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету"

подробный конспект урока  русского языка в 7 классе по развитию речи на основе упражнения 402 "Сочинение-рассказ по данному сюжету "...

Сочинение на тему: Что такое для меня Родина?

Министерство образования Республики Башкортостанотдел образования Бакалинского района...

Урок по развитию речи в 5 классе "Что такое общение?"

Урок по развитию речи в 5 классе "Что такое общение?" Цель урока: показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную функцию - общение...

Тексты для работы над сочинениями на тему «Что такое жестокость» из открытого банка ФИПИ Сочинение. Часть 3, задание 9.3

Русский язык.Тексты для работы над сочинениями на тему«Что такое жестокость»из открытого банка ФИПИСочинение.Часть 3, задание 9.3...

Урок развития речи.Сочинение по опорным словам по теме "Зима"

Урок развития речи с использованием разноуровневых заданий...