Урок развития речи.Сочинение по опорным словам по теме "Зима"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок развития речи с использованием разноуровневых заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Урок развития речи. Составление рассказа «Зима» по опорным словам.

Класс 6, второй год обучения, уровень – средний.

Цели и задачи: 1) обучающие – расширить словарный запас учащихся; научить правильно подбирать нужные(точные) слова для выражения своих мыслей;

2) развивающие – развитие потребности слушать и слышать, думать, размышлять, творить;

3)воспитывающие – воспитание в учащихся стремления к прекрасному: к радости, доброте, красоте, чуткости.

Оборудование:

Тема урока, эпиграфы; вывешены репродукции картин:

И. Грабарь «Февральская лазурь», С. Жуковский «Иней», Л. Бродская «Русская зима»;

Стихотворения о зиме; выставка картин, альбомов о зиме; справочник, словари, карточки.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться надо.

Н. Рыленков.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

 В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя (подготовительный момент).

На фоне музыки П.И.Чайковского учитель читает стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке».

После чтения спросим учащихся:

- Как вы думаете, почему поэт говорит, что русскую природу «мало увидеть, здесь нужно всмотреться, здесь мало слышать, здесь вслушаться надо»? (Рассуждения учащихся).

Учитель. Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным: в ней нет ни эффективных горных вершин в снежных шапках, ни экзотических ярких растений. Все краски и звуки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только  чуткое любящее сердце. Зима – удивительное время года. Сколько прекрасных стихотворений написано на эту тему, сколько картин нарисовано?!

-Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами будем учиться видеть красоту природы, попробуем услышать зимнюю природу, попробуем взглянуть на окружающую природу глазами нашей души, будем учиться доброте, чуткости ко всему, что нас окружает; будем пробовать создавать свою красоту – красоту русской зимы, орудие наше – слово.

В нашем классе есть художник (ученик должен нарисовать картину зимней природы, возникшую в его воображении в ходе урока – дается задание  ученикам с низкими учебными способностями).

- Ждали ли прихода зимы? Почему?

(Новый год, Рождество, первый снег, суровое, но романтическое время года, бывает капризной).

-Какая зимняя погода вам нравится?

(Солнце – признак веселья и хорошего настроения).

- Все ли катались, съезжали на санках с горы? Что же вы при этом испытывали?

(Весело, поднимается настроение. Едешь, борешься с ветром).

- Нюхали ли вы когда-нибудь снег? Кто мне скажет, чем пахнет снег?

(Пахнет морозом, холодом, свежестью).

- Пробовали снег? Вкус снега какой?

(Холодный, мороз, влага воды (недаром из снега получают нежную мягкую воду).

- А вы хотели бы жить в такой стране, где не бывает зимы, не бывает снега? Хотите жить в такой стране, где круглый год лето,  и вы не сможете кататься на лыжах, не сможете играть  в снежки? Представьте, что у вас на Новый год стоит не елка, а пальма? (ответы детей).

- Ребята, каждое время года несет свою благодать. Когда вы вслушиваетесь, всматриваетесь, то ваша душа будет богаче.

-Во что одета Зима? Посмотрите на эту картину (зимний пейзаж).

(Шарфик, она одета в шубу, шапку).

- Почему блестит, сверкает, переливается снег?

(Зимние алмазы сверкают. Если же осенью у природы очень много золота, то Зима богата серебром, алмазом, то есть преобладающая краска - белая, серебристая).

- Итак, молодцы, ребята. Мы узнали, во что одета Зима, чем пахнет, чем богата. А теперь попробуем оживить это время года. Давайте представим, что мы находимся в лесу. И что можно услышать?

(Деревья скрипят, дятел постукивает, ворона покаркивает, вой, звук воды приглушенный. Если весной река журчит, то зимой даже речка какая- то сонная).

- Мы, ребята, тоже какие- то сонные, давайте проведем физкультминутку.

Утром детки потянулись,

Дружно встали, повернулись.

Поглядели влево, вправо:

День пройдет у нас на славу.

А теперь размяли ножки,

Посмотрели все в окошко,

 И друг другу улыбнулись,

На свои места вернулись.

 Какая Зима? Откройте тетради, попробуйте дать Зиме свои определения и запишите их в тетрадь (волшебная, белая, седая, суровая, могучая, свирепая, морозная, студеная, бодрая, щедрая, (не жалеет драгоценных украшений - серебро, алмазы), заботливая (заботиться о деревьях, о земле), капризная и так далее) – можно провести в форме игры « Кто больше?»

Один ученик(ученик с высокими учебными способностями) читает стихотворение «Зима»(«Белый снег пушистый…» Ивана Захаровича  Сурикова)

- Ребята, как вы думаете, а у Зимы есть помощницы?

(Ветер, Мороз, Снег).

- Когда сходятся мороз и солнце, то день какой?

«День чудесный…» И при этом снег скрипит, хрустит, звенит под ногами, поет – это бывает в морозный день. А сегодня снег хрустит под ногами?  А снег что делает?

(серебрится, искрится, переливается, блестит, сверкает алмазным огнем, светится, горит).

3. Информационный момент.

- Ребята, зимой ветер не бывает просто ветром (работа с карточками, где даны слова ПОРОША, ПОЗЕМКА, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА, ПУРГА, БУРАН (значения слов в словаре).

ПОРОША – …

ПОЗЕМКА - …

МЕТЕЛЬ - …

ВЬЮГА - …

ПУРГА - …

БУРАН - …

Итак, вот  какая ЗИМА. Как изображают это время художники, а художники слова? Обращаем внимание на картины художников. Чтение наизусть по желанию стихотворений о зиме (читают стихотворения в музыкальном сопровождении).

А что же увидели сегодня  наши художники? Представление своих рисунков. Молодцы, ребята! Вы очень внимательны, точны и творчески подошли к заданиям.

  1. Домашнее задание.

1) Чудеса Зимы.

2) В зимний денек.

3) Зимняя сказка.

Вот наш урок подошел к концу. Наш урок был необычным, звучным, сказочным. Вы дома должны оживить выбранную тему, используя те слова, которые записывали в ходе нашего урока. (Какие слова записали в тетрадь, все, что мы говорили, использовать при выполнении творческой работы. Вы должны выбрать одну из тем и написать сочинение – рассуждение).

Завершить урок чтением эпиграфа:             Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

 В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев.

Всем спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"

Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...

Урок развития речи. Сочинение по картине О.Яновской "Ждут"

Урок развития речи ставит своей целью подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. На слайдах презентации представлены сведения о художнике, словарная работа, материал для сочинения....

урок развития речи. Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского "Сирень"

Натюрморт П.П.  Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картин...

Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"

Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....

Урок развития речи. Сочинение-описание предмета. 5 класс

Развитие речи. Типы речи. Описание. Сочинение-описание предмета (игрушки)...

Урок развития речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона "Мартовское солнце"

Описываем картину К.Ф.Юона "Мартовское солнце", при этом учимся использовать безличные предложения....

Урок развития речи. Сочинение по картине С.Григорьева "Вратарь" (технологическая карта урока)

Тип урока. Урок развития речиДидактическая цель урока: создать условия для развития речи учащихся средствами личностно - деятельностно - коммуникативной технологии и ИКТ.Цели урока по содержаниюОбразо...