Урок развития речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона "Мартовское солнце"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Описываем картину К.Ф.Юона "Мартовское солнце", при этом учимся использовать безличные предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_po_kartine_k.f._yuona_martovskoe_solnce.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

11.12.2012 год

Тема урока. Урок развития речи. Описание картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце»

Цель урока:

  1. Развивать навыки описания картины.

      2 .  Научить использовать односоставные предложения в описании   картины.

  1. Развивать речевую культуру учащихся.
  2. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству  художников – пейзажистов.

                                             Ход урока.

1.Организационный момент.

    Объявление темы и целей урока.(1 слайд презентации)

2.Лингвистическая пятиминутка

   Произвести фонетический разбор слов «мартовский» и «пейзаж». (2 слайд презентации)

3.Работа над репродукцией картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце».  (3, 4 слайд презентации)

  1. Что называется пейзажем?

     Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, города и др.).

    Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу, называется пейзажем. Пейзажем называют также произведение этого жанра.

    В зависимости от характера, пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, марину (от итал. таппа — морской). Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др.

 

    2) Кого из русских художников – пейзажистов вы знаете?

Айвазовский Иван Константинович 
Бенуа  Александр Николаевич
 
Куинджи Архип Иванович
 
Левитан Исаак Ильич
 
Рерих Николай Константинович
 
Шишкин Иван Иванович
 
Юон  Константин Фёдорович

5.Выступление  учащегося с  рассказом о жизни и творчестве художника К.Ф.Юона.

    Константин Фёдорович - русский живописец и график, театральный декоратор, педагог. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894—98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака, А. М. Корина, затем в мастерской В. А. Серова (1898—99).

    Посетил Австрию, Швейцарию, Германию, Италию, Францию, неоднократно путешествовал по древним русским городам. Один из организаторов Союза русских художников (1903—23), член художественного объединения «Мир искусства» и Ассоциации художников революционной России (с 1925 г.). Совместно с И. О. Дудиным руководил художественной школой в Москве (1900—17). Преподавал во Всероссийской академии художеств в Ленинграде (1939—40), в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1952—55). Был главным художником Малого театра (1945—47). Народный художник СССР (1950). 
      Юон – мастер лирического пейзажа. В основе его живописного метода – работа на 
пленэре, увлечение импрессионизмом («Голубой куст», 1907). В картинах художника предстаёт образ России, в которой существуют в гармонии город и деревня, старина и современность.

      Юон пишет сияющий радостными, звонкими красками мир русской провинции – раздолье русской природы, стены и башни монастырей, белокаменные соборы с золотыми куполами, деревенские домики. На фоне голубого неба, часто занимающего большую часть пространства, на улицах и площадях кипит оживлённая, праздничная жизнь: несутся повозки, спешат по делам или неспешно прогуливаются люди в ярких одеждах.

     Художник особенно любил писать Троице-Сергиеву лавру («К Троице», 1903; «Троицкая лавра зимой», 1910; «Купола и ласточки», 1921, ГТГ) и подмосковное село Лигачёво, где встретил свою будущую жену, крестьянку Клавдию, и вспоследствии поселился.

     В картине «Мартовское солнце. Лигачёво» (1915) ощущается морозный воздух, пронзительная голубизна неба и снега. Заходящее солнце «зажигает» золотыми красками стволы деревьев. 
    После Октябрьской революции создал аллегорическую картину «Новая планета» (1921), в которой представлено тревожное утро рождения нового мира. В 1920– 30-х г. создавал историко-революционные и бытовые картины («Вузовцы», 1929; «Утро индустриальной Москвы», «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»; обе – 1949), продолжал создавать лирические пейзажи («Русская зима. Лигачёво», 1947). театрах, создал серию портретов писателей, учёных, актёров («Портрет В. Н. Пашенной», 1945). Учениками Юона были В. И. 
Мухина, В. А. Ватагин, А. В. Куприн, С. Ю. Судейкин, В. А. Фаворский и многие др. художники. (Презентация).

6.Проверка домашнего задания

1.Какие предложения называются  безличными?

2.Прочитайте стихи, которые вы подобрали к  репродукции картины

К.Ф.Юона «Мартовское солнце» (7 слайд).

7.Работа по учебнику

УПР. № 239 (1)

  1. Подберите несколько безличных предложений, соответствующих содержанию картины и настроению, которое оно вызывает (8 слайд).
  2. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие приметы ранней весны отражены в пейзаже?

      2) Что видите вы на переднем плане картины?

      3) Какое сочетание красок использует автор?

      4) Какие детали организуют композицию картины?

      5) С какой целью в пейзаж включена жанровая сценка? (9 слайд)

        3. Подберите синонимы к словам.

   - Какие слова называются синонимами?

            Художник – живописец, мастер кисти.

            Создает – пишет (но не описывает и не рисует)

           Картина
 – полотно, репродукция.

           Блестит
 – искрится, сияет, сверкает.

           
Поражает – удивляет, изумляет  (10 слайд).

        4. Продолжаем работать над третьей частью упражнения № 239. Составим  с данными словосочетаниями предложения, которые можете включить в сочинение (11слайд).

  5.Проверка упр. № 239 (3 часть).

8. Домашнее задание. Написать сочинение по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце» (12 слайд).

9. Итог урока

- Понравился вам урок? Чем?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что вспомнили на уроке? (13 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Сочинение по картине О.Яновской "Ждут"

Урок развития речи ставит своей целью подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. На слайдах презентации представлены сведения о художнике, словарная работа, материал для сочинения....

урок развития речи. Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского "Сирень"

Натюрморт П.П.  Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картин...

Урок развития речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Летом".

Уроки развития речи (сочинения-описания по картине) - уроки творчества. Это одни из самых сложных и самых интересных уроков русского языка в моей практике. Сложных в плане подготовки, интересных...

Презентация к уроку развития речи (сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь")

Данная презентация призвана помочь учащимся 5 классов развить навыки создания текста на основе впечатлений....

Урок развития речи. Сочинение по картине Врубеля «Царевна-Лебедь»

Урок развития речи. Сочинение по картине Врубеля «Царевна-Лебедь»Цели урокаобучение написанию сочинения по картинеразвитие речи, образного и логического мышлениявоспитание художественного вкуса, ...

Урок развития речи. Сочинение по картине С.Григорьева "Вратарь" (технологическая карта урока)

Тип урока. Урок развития речиДидактическая цель урока: создать условия для развития речи учащихся средствами личностно - деятельностно - коммуникативной технологии и ИКТ.Цели урока по содержаниюОбразо...