Урок развития речи. Сочинение по картине И. Е. Репина "Пушкин на лицейском экзамене".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме


Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Урок развития речи.  Сочинение по картине И. Е. Репина "Пушкин на             лицейском экзамене".

Цель :

  • воспитание наблюдательности и любознательности, осуществление межпредметных связей и воспитание у учащихся интереса к литературе, к краеведению (к личности А.Пушкина и Г.Р.Державина); формирование их эстетических вкусов, интереса к живописи; любви к творчеству русского писателя и поэта А. С. Пушкина.
  • развитие  и совершенствование  навыков устной и письменной речи;
  • закрепление  знаний о прилагательных как важного выразительного средства;

активизировать в речи учащихся имен прилагательных, употребляемых для описания картины.

Оборудование урока: 

  • репродукция картины И. Е. Репина "Пушкин на лицейском экзамене",

Ход урока

1  Организационный момент

 Разминка. Учитель читает стих  (слайд1)

А.С.Пушкин

В альбом Пущину. 1817

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной радостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирною, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья, ---


•        Как  вы думаете,  чему посвящен наш  сегодняшний урок? (
творчеству и жизни Пушкина в лицее. Знакомство с планом урока (слайд 2)

2  Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи.

Ребята, сегодня мы с вами  не просто соберем материал для предстоящего сочинения, но и обогатим свои знания о Пушкине.

2. Беседа.

    Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то страницу жизни Пушкина, больше читаем, узнаем о творчестве поэта, его окружении, времени. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства.
       -Какие его сказки и стихотворения вы читали и изучали?

        -Что вам понравилось в них?

       - Что можете прочитать наизусть? (чтение наизусть стихотворений и отрывков)

- Молодцы! Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее. Что же это за  учебное заведение ?

(Заранее подготовленный ученик)

Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском Селе. Пушкин провел здесь шесть лет. Это было специальное  учебное заведение для мальчиков из развитых дворянских семей. Первый пушкинский лицейский выпуск считается самым лучшим. Он состоял из талантливых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли в историю. Четырехэтажное  здание лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. На третьем этаже располагался актовый зал – здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия, здесь же, три года спустя, 15-летний Пушкин читал на публичном экзамене свои «Воспоминания в Царском Селе» перед старым Державиным (репродукция картины И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене»). На 4-ом этаже находились комнаты лицеистов.. Александр жил в комнате №14. Потом, много лет спустя, став уже взрослым человеком, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал «№14».  (слайд3-5)

Беседа:

  • Какое стихотворение читал Пушкин на лицейском экзамене? («Воспоминания в царском селе»)
  • Что писал Пушкин о том экзамене?

Пушкин вспоминает об этом так: «Когда узнали мы, что Державин будет к нам, все мы волновались… Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш его очень утомил. Он сидел, подперши голову рукою… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен русской словесности. Наконец, вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Не помню, как я кончил свое чтение, - не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал. Хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли». Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава.

  • Сколько лет было тогда Пушкину ? (15 лет)
  • Ребята, расскажите о Г. Р. Державине?

(В 1815 году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века. Он родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием.)

- Ребята, кто же такой Г. Р. Державин? Давайте познакомимся с историко-литературным материалом о Державине. (один из заранее подготовленных учащихся рассказывает о Г. Р. Державине). (приложение3)

В 1815 году на экзамене  А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным. Он был одним из крупнейших русских поэтов XVIII века. Державин  родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием. Был так хорошо знаком с историей местного края, что даже будучи гимназистом возглавлял археологическую экспедицию. Когда Державину пришлось уехать из Казани, которую называл "колыбелью своих первоначальных дней", он в течение многих лет поддерживал тесную связь с нашим городом: неоднократно приезжал, переписывался с казанскими студентами - начинающими литераторами, помогал им. А после смерти поэта его вдова пожертвовала немалую для того времени сумму денег (30 тысяч рублей) на стипендии нуждающимся студентам Казанского университета.

В Казанском Государственном музее до сегодняшнего дня хранятся некоторые подлинные вещи Державина.

II. Анализ картины.

Итак, ребята, мы с вами окунулись в мир Пушкина. Но прежде чем приступим к работе над картиной художника И. Е. Репина "Пушкин на лицейском экзамене" поговорим о творце этого произведения.

1. Чтение стихотворения поэта С. Городецкого о И. Е. Репине (приложение 4) 

Какой старинной красотой
Уединенный сад цветет,
Где жизнью мудрой и простой
Художник радости живет:

Светлый весь, глаза сияют,
Голубую седину
Ветер утренний ласкает,
Будто легкую волну.

Не устал он, не измаян,
Полон силы и борьбы,
Сада яркого хозяин,
Богатырь своей судьбы:

2. Беседа о художнике.

  • Какие сведения о художнике вы получили из домашнего упражнения 427?
  • Какие его картины вы знаете?

3. Анализ произведения живописи.

Ребята, прежде чем приступить к анализу произведения живописи необходимо помнить о том, что жанр произведения живописи определенным образом "диктует" тип сочинения. Так пейзаж, портрет, натюрморт требует, как правило, описания и рассуждения; жанровая картина - повествования с элементами описания (рассуждения). (Высвечивается слайд с таблицей) (приложение 5) 

  • К какому жанру живописи относится картина "Пушкин на экзамене"? (Историко-бытовая)
  • Сочинение какого типа мы с вами будем писать (и составлять устно)? (Повествование с элементами описания и рассуждения).

Ребята, посмотрите на репродукцию картины "Пушкин на лицейском экзамене" и изучите все детали картины. (Ребята внимательно рассматривают репродукцию). (приложение 6)

Нравится ли вам картина? Чем она привлекает? Что в ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта.)

Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина? Что хотел сказать своей картиной? (Художник очень любил поэта, преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему и внести свой вклад в пушкиниану. У него еще есть картина о Пушкине, написанная совместно с художником И. К. Айвазовским "Прощай свободная стихия", где поэт изображен на берегу Черного моря, а так же картина "Пушкин над Невой", над которой работал долгих двадцать лет, но так и не поставил под ней своей подписи.)

Поясняет ли название картины замысел автора? Почему она называется "Пушкин на экзамене", а не "А. С. Пушкин на экзамене"? (Художник хотел показать момент открытия таланта молодого Пушкина, тогда еще никому не известного.)

О чем художник рассказывает в своей картине, каков его сюжет?

А чтобы лучше понять произведение живописи давайте "перенесемся" в далекие события и сопоставим его с картиной. (Учащиеся знакомятся с текстом описания эпизода экзамена, который дан на карточке-информаторе)

"Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина. Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову.

Осмелюсь просить внимания Вашего, Гаврила Романович. Господин Пушкин сочинил стихи под названием "Воспоминания о Царском Селе",- сказал Галич.

Пушкин кашлянул и неуклюже вытащил из-за обшлага бумажку. Но он не заглянул в него, а скомкал в кулаке и начал читать:

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес:

Державин открыл глаза, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо.

Пушкин читал все больше воодушевляясь. Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза засияли.

Пушкин читал о нашествии Наполеона, о родной Москве, о победе над врагом. Голос его звенел металлом.

Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. Среди гостей прокатился гул".

4. Словарно-орфографическая работа (уточнить значение слов по словарю).

Высвечивается слайд (приложение 7) 

  • Эполеты
  • Вензель
  • Ботфорты
  • Фрак
  • Обшлаг

5. Знакомство с опорными словами и словосочетаниями. 

(ещё раз обратить внимание учащихся на роль прилагательных в языке как важного выразительного средства).

а) упр. 429.

6. Ответы на вопросы упр. 428.

а) ответы на вопросы данные в учебнике;

б) вопросы требующие размышления и доказательства:

  • Кто является главным действующим лицом: Пушкин или Державин? Почему?
  • Как это сумел показать художник? (Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т.д.)
  • Что привлекает внимание в облике Державина?
  • Какова реакция окружающих на происходящее?
  • Какие чувства и мысли она вызывает?
  • Что хотел сказать И.Е.Репин своей картиной?
  • Какой может быть основная мысль сочинения?

III. Работа по готовому плану.

Высвечивается слайд (приложение 8)

План.

  1. Экзамен в Лицее.
  2. Обстановка, в которой проходил экзамен (зал, присутствующие).
  3. А.С.Пушкин - главный герой картины (выражение лица, глаз, поза поэта, настроение).
  4. Чтение стихотворения "Воспоминание в Царском Селе".
  5. Отзыв поэта Г.Р.Державина о юном поэте.
  6. Моё впечатление от картины.

IV. Закрепление знаний.

Составление учащимися самостоятельных высказываний по плану, в ходе которых исправляются речевые недочеты. Особое внимание уделяется роли прилагательных в языке как важного выразительного средства.

V. Обобщение.

Слово учителя

Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями, ответили на все поставленные вопросы. Да, картина И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене" - светлая, правдивая, добрая, что художник, очень любивший поэта, называвший его "гением из стали", сумел выразить эту любовь к нему и веру в то, что Пушкин станет "солнцем русской поэзии".

В одном из своих писем И.Репин писал: "Я люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни" и, поэтому он был назван "художником радости"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"

Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....

Презентация к уроку развития речи (сочинение-репортаж по картине Сайкиной А.В. "Детская спортивная школа")

Презентация к уроку развития речи (сочинение-репортаж по картине Сайкиной А.В. "Детская спортивная школа")...

Урок развития речи. Сочинение-рассказ по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка".

Урок развития речи  составлен для учащихся 5 класса....

Презентация к уроку развития речи . Сочинение - рассказ по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка".

Презентация составлена для урока развития речи в 5 классе. Сочинение - рассказ по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"....

Интегрированный урок развития речи. Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»

Интегрированный урок развития речи.Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»...

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра  по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"...