Главные вкладки

    Интегрированный урок развития речи. Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

    Зайцева Людмила Викторовна

    Интегрированный урок развития речи.Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tsarevna_lebed.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок развития речи.

    Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь». 6класс

    Цели: познакомить учеников со специальной лексикой, употребляемой при описании живописного произведения; учиться находить общее в различных видах искусства; учить описанию предмета, собиранию материала к сочинению.

    Оборудование урока: поэма – сказка А.Пушкина, записи фрагментов оперы Н.Римского – Корсакова; слайды с картинами М.Врубеля.

    Ход урока

    Первый этап. Лекция учителя с элементами беседы.

         1. Мы хорошо помним, что  «Сказка о царе Салтане» А.Пушкина написана по мотивам народных сказок, которые поведала поэту его няня Арина Родионовна Яковлева. Но образ Лебеди, ставший центром повествования, скорее всего заимствован Пушкиным из свадебных песен. В них поется:

         У ей походка павиная,

         У ней походка павиная,

         Да тиха речь лебединая,

         Тиха речь лебединая…

         Белая лебедушка – образ, характерный для русских народных песен, символ девушки-невесты. В действиях пушкинской Лебеди можно узнать и волшебницу Василису Премудрую, невесту-помощницу. Прекрасная Царевна-Лебедь соединила фантастическое и лирическое представления народной поэзии о женской красоте.

         Как известно, Пушкин в черновых вариантах намеревался изменить название сказки на «Царь-Девица» или «Царевна-Лебедь». И это также указывает на особую значимость образа Лебеди среди других персонажей сказки.

         2. К сюжету сказки А.Пушкина обратился русский композитор Н.Римский-Корсаков, написавший в 1899 году оперу «Сказка о царе Салтане». Композитор изобразил сказочный мир чарующими звуками музыки. Либретто оперы соответствует духу литературного произведения: в опере от начала до конца царят светлое настроение, тон веселого и непринужденного сказочного повествования. А удивительным чудом остается Царевна-Лебедь, счастливая  жена князя Гвидона. Вмешательство прекрасной и доброй волшебницы приводит к счастливой развязке: положительные герои торжествуют полную победу над завистью и коварством.

         Образ Царевны-Лебеди впервые появляется во 2-м действии. Вот царевич Гвидон ломит сук у дуба и с тростинкой вместо стрелы отправляется искать какую-нибудь дичь на ужин. Послушаем фрагмент из 2-го действия оперы «Сказка о царе Салтане».

    Беседа.

     - Что вы услышали в данном музыкальном фрагменте?

     - Каким инструментом передается тема Лебеди? Какая это музыка?

     - Как меняется настроение этого фрагмента?

    Ответ.

    Вначале музыка звучит тревожно, взволнованно. Милитриса (в опере – жена царя Салтана) и Гвидон следят за тем, что происходит вдали, над морем:

         Бьется лебедь средь зыбей,

         Коршун носится над ней.

         Мы слышим свист – Гвидон спустил тетиву; стрела устремилась на помощь Лебеди.

         Глухим стоном пронеслись над морем зловещие голоса – это злые духи и гибнущий коршун – чародей. Их сразу же сменяют нежные, чарующие звуки арфы. Плавные, словно льющиеся арпеджио сопровождают легкие аккорды – то ли клекот лебединый, то ли речь журчащая, ласковая. Трогательно и нежно взметнулся голос скрипки – и появилась Лебедь-птица. Кажется, что ее бережно и плавно вынесли льющиеся волны мелодии арфы. В чистый голос Лебеди все время вплетаются звуки скрипки. Они словно соперничают с Царевной-Лебедью в чистоте и выразительности мелодичных и тонких переливов музыкальных фраз.

         Так создается музыкальный портрет сказочной героини.

    (По Г.Левашовой)

         3.Образ Царевны-Лебеди вдохновил русского художника М.Врубеля. Содружество композитора и художника было удивительным. «В звуках его моря, - сказал Врубель,  - я каждый раз нахожу новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона». Врубель написал декорации к опере-сказке по сюжету Пушкина. (Представьте себе сказочный город Леденец с древней площадью. Демонстрируется слайд.) Врубель создал эскизы костюмов героев, потом написал картины «Лебедь-птица» и «Царевна-Лебедь», а позировала ему жена, русская певица Н.Забела.

         (Демонстрируются слайды с картинами М.Врубеля.)

    Второй этап. Подготовка к сочинению-описанию.

    1. Составляем опорный конспект. Запись оформляется на доске и в тетрадях.

    1831

    1899

    1900

    А.С.Пушкин (1799-1836). Поэма-сказка «Сказка о царе Салтане, о сыне его лсавном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

    Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908). Опера «Сказка о царе Салтане».

    М.А.Врубель (1856-1910). Картина «царевна-Лебедь».

    2. Работаем со специальной лексикой (диктант).

    Задание. Данные слова запишите в опорный конспект, распределяя их в три колонки. К какому способу толкования лексического значения вы прибегали, если слово вызвало затруднение?

         Фольклор, декорация, эскизы, мелодия, колорит, пейзаж, портрет, лирика, палитра, поэзия, художник, композитор, поэт, либретто, художественный образ.

    3. Рассматриваем картину М.Врубеля «Царевна-Лебедь».

    (Демонстрируется слайд.)

     - Запишите синонимические ряды к словам: картина, героиня картины.

     - Нравится ли вам сказочная птица-дева? Объясните : почему?

    4. Работа по учебнику «Русский язык»: 5-й класс. Под ред. С.И.Львовой. М., 2003.

    Прочитайте упр.10 учебника.

    Что нового вы узнали о полотне М.Врубеля?

    5. Собирание материала к сочинению.

    Работа с таблицей на доске и в тетрадях.

    Описание картины «Царевна-Лебедь»

    1. Портрет царевны: лицо, поза, одежда. 2. Пейзаж, на фоне которого изображенная птица-дева. 3. Настроение, которое передает картина.

    Заполните таблицу по тексту учебника.

    6. Самостоятельная работа с текстом. Предлагаются три варианта. (Тексты распечатаны для каждого ученика.)

    Углубление темы.

    I вариант

         …Широко раскрытые глаза п...лны грусти и тревоги. На г..л..ве ее  - в..нец из драгоценных камней и жемчуга. За спиной девушки – м..рская гладь, где-то далеко на горизонте в..днеется последняя п..лоска зари. Лучи зах..дящего солнца переел..ваются перламутровыми красками на белом оп..рении, сверкают драгоценные камни в..нца. Все окрашено сиреневым светом сумерек, и не сразу поймешь, что р..скошный наряд красавицы – огромные белые крылья. Яркий свет льется из окон дворца на ск..листом острове, он смешивается с отблеском зари. Все предметы кажутся неясными, призрачными. Мы, как в детстве, входим в сказку.

    (С.Фенина)

    Задания

    1) Докажите, что это текст.

    2) Определите тип речи текста.

    3) Вставьте пропущенные буквы.

    4) Выпишите слова с безударной гласной в корне вместе с зависимым словом.

    5) Какие слова и выражения можно дописать в таблицу?

    6) Перескажите текст.

    II вариант

         …В самую глубину твоей душ.. заглядывают ш..роко открытые ч..рующие оч.. царевны. Она словно все видит.

         Поэтому так печ..льно и ч..ть-ч..тьудивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

         Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорч..того венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрач..ным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет ож..вать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерж..ваемой от дуновения ветра девичьей рукой.

         Перламутровый, жемч..жный свет излуч..ют огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебеди волнуется море. Мы почти слыш..м мерный ш..м прибоя о скалы ч..до-острова, сияющего багровыми, алыми  приветливыми волшебными огнями.

    (И.Долгополов)

    Задания

    1) Докажите, что это текст.

    2) Определите тип речи текста.

    3) Вставьте пропущенные буквы.

    4) Выпишите слова, обозначающие цвет, вместе с существительным, к которому они относятся. Уточните значения некоторых слов по словарям.

    5) Какие слова и выражения можно дописать в таблицу?

    6) Перескажите текст.

    III вариант

         М.Врубель создал сказочно-символический образ, идеал девичьей красоты и немеркнущей свежести, таинственности и величавости. Он по..черкивает грациозность и хру..кое изящество Царевны-Лебеди.

         Ее обра.. возникает из стихии моря, из плесну..шей волны, и вот-вот она снова уплывет во тьму. Последний Ра.. пере.. тем, как  обернуться лебедью, она обращает свой взгля.. на нас. Грусть и любо..ь в ее глазах, больших и печальных. Именно в этом полотне Врубеля зазвучало что-то тревожное, грус..ное, заставляющее щемить самое сер..це.

    (По Н,Дудкиной)

    Задания

    1) Докажите, что это текст.

    2) Определите тип речи текста.

    3) Вставьте пропущенные буквы.

    4) Объясните знаки препинания 1-го, 6-го предложений. Чем осложнено 2-е предложение? Составьте его схему.

    5) Какие слова и выражения текста можно записать в таблицу?

    6) Перескажите текст.

    7.  Проверка самостоятельной работы по вариантам. Устно проверяются задания 1,2,3,6, письменно на доске – 4-е, заполняется таблица по 5-му заданию.

    8. Составьте устное сочинение по картине.

    Домашнее задание. Напишите сочинение-описание по картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь».

    Использованная литература

    1. Власова Н.С., Егорова З.А., Земская Н.С., Рубашева Н.В. Мы читаем и говорим о русских композиторах. М.: Русский язык, 1989.
    2. Долгополов И.В. Мастера и шедевры: В 3тт. Т.2.М.: Изобразительное искусство, 1987.
    3. Дудкина н.В. Изобразительное искусство России конца XIX – начала XX века. В.А.Серов, М.А.Врубель. (Сопроводительный текст к диапозитивам) М.: Знание, 1991.
    4. Зуева Т.В.Сказки Пушкина. М.: Просвещение, 1989.
    5. Левашева Г.Я. Поговорим о музыке. Л.: Детская литература, 1964.
    6. Фенина С.В. Беседы о русских художниках. М.: Русский язык, 1990.
    7. Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. С.И.Львовой. М.:2003.296с.

    (Урок опубликован в газете «Первое сентября» за 2005г., №6)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок развития речи. Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского "Сирень"

    Натюрморт П.П.  Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картин...

    Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"

    Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....

    Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова "Хлеб, соль, братина"

    Презентация к уроку развития речи  в 6 классе "Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова "Хлеб, соль, братина"...

    Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)

    Презентация к уроку развития речи  в 6 классе "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)...

    Презентация к уроку развития речи (Сочинение - описание природы по картине)

        Презентация знакомит с несколькими картинами известного пейзажиста Н.М.Крымова. Может быть использована науроках русского языка, искусства и внеклассной работе....

    Урок развития речи. Сочинение-описание по картине А.Пластова "Летом"

    Разработка конспекта урока для урока развития речи по русскому языку в 5 классе...