урок развития речи. Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского "Сирень"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

 

 Натюрморт П.П.  Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картине П.П. Кончаловского запечатлен однородный букет цветов, что в большей мере способствует развитию наблюдательности, внимания, активизации словарного запаса детей. Натюрморт П.П.  Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картине П.П. Кончаловского запечатлен однородный букет цветов, что в большей мере способствует развитию наблюдательности, внимания, активизации словарного запаса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_siren.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МОУ «Джанайская сош» Абдрахманова Гульфия Ануаровна

Урок развития речи в 5 классе

Сочинение-описание картины П.П. Кончаловского «Сирень».

 Натюрморт П.П.  Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картине П.П. Кончаловского запечатлен однородный букет цветов, что в большей мере способствует развитию наблюдательности, внимания, активизации словарного запаса детей.

Цель урока: 1) подготовить учащихся к описанию картины П.П. Кончаловского «Сирень», научить детей описывать изображенный «поэтический» предмет;

 2) закрепить понятие о натюрморте, полученное на уроках изобразительного искусства, ввести это слово в активный словарь школьников.

Оборудование: репродукция натюрморта П.П. Кончаловского «Сирень», репродукция других натюрмортов художника, компьютерная техника: интерактивная доска, компьютер, проектор

Словарно-стилистическая работа.

Накануне сочинения на уроке языка записывали слова и словосочетания на тему «Сирень»: бледно-розовая, темно-красная, белоснежная, лиловая жемчужная (сирень); голубоватый, серебристый (оттенок); тяжелые, крупные, пышные (грозди); зелененькие с тоненькими прожилками листья; ароматная, влажная, нежная, чудесная, прекрасная, очаровательная; наслаждаться, любоваться, восхищаться; натюрморт.

Учитель предлагает детям указать слова с суффиксами -оват-, -оньк-, -еньк-, назвать прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, запах, выражающие оценку.

Так как пятиклассники уже знакомы с тем, что такое натюрморт, выясняется значение этого слова. Предлагается найти в словаре учебника толкование слова « лиловый».

Рассказ о художнике.

 Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. (на интерактивной доске- натюрморты П. П. Кончаловского.) П.П. Кончаловский говорил, что в цветах есть все, что существует в природе, только в более уточненных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться как в какой-нибудь лесной чаще.

Любимые цветы Кончаловского - сирень. Ей он посвятил множество своих полотен, например: «Сирень», «Сирень в корзине» (учитель показывает эти натюрморты еще раз).

Беседа по картине «Сирень»

 Учитель задает вопросы классу, демонстрируя картину на интерактивной доске

- Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной? («Верно, мы как-то сразу почувствовали дыхание весны»; «Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег; в ласе стало уютнее и теплее»; «Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, о теплых солнечных днях, о первых весенних цветах».)

- Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только срезали? («На картине изображена очень свежая сирень. Видно, что ее только что срезали и принесли из сада. Она очень сочная и как будто влажная от утренней росы и дождя».)

- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? («На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: светло-лиловую, темно-красную, белую, розоватую».)

- Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета. («В центре букета высокая ветка темно-красной сирени. Под ней небольшая ветка белой сирени с жемчужным оттенком и ветвь розоватой сирени».)  

- Какого цвета сирень в левой части букета? («Темно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая с серебристым оттенком».)

- Опишите сирень, которая украшает правую часть букета. («Справа кисти сирени свисают почти до самого стола. Темно-красные грозди перемежаются с бледно-сиреневыми, розоватыми и белыми».)

- Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? («Нет».)

- Правильно. Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепесточки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ. Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину цветов сирени? («Тяжелые, крупные, богатые кисти сирени. Они напоминают грозди винограда. Крошечные звездочки-цветы. Их много»)

- Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному ароматный. («Душистый, пахучий, благоухающий».)

-Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? («Сирень на картине изумительная, чудная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная,  бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, превосходная, замечательная».)  

- Все листья сирени одинаково освещены? («Нет. И выглядят они по-разному. Вверху слева листья светло-зеленые с золотистым оттенка, в середине букета внизу - темно-зеленые».)

- Опишите банку, в которой стоит сирень. («Большая стеклянная банка, верхняя часть ее скрыта свисающими гроздьями сирени и листьями».)

- На каком фоне изображена сирень? (« На фоне сада. Сирень стоит на столике у открытого в сад окна. Фон темно-зеленый с серо-коричневым и желтоватым оттенками».)

- Почему художник избрал такой фон? («На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень».)

- Почувствовали ли восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовью к ней? («Да, конечно. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им».)

Учитель дополняет высказывание учащихся:

- Верно, эта чудесная сирень вызывает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Трудно назвать человека, который не любил бы эти изумительные цветы. Прекрасная душистая сирень воспета многими писателями и поэтами. Вот как вдохновенно описал сирень  поэт Всеволод Рождественский.

Учитель читает стихотворение «Сирень»:

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим

                         Крыльцом.

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых  и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов

                               Разрослось!

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой

                          росистой

Торжествующе пахнет сирень.

- Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени? («Грозди у сирени тяжелые, мокрые; ветка росистая; цветы белые, темно-лиловые»; «Сиреневый сад для поэта – это душистое море, осыпающиеся лепестки – лепестковый дождь».)

Учитель делает вывод:

- И поэт, и художник изображают один и тот же предмет – сирень. При этом используют разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски. Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжелые грозди сирени после грозы, ее благоухание – весь этот сверкающий день. Сирень художника мы видим. Мы понимаем, что такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человек. П.П. Кончаловский очень любил родную природу, восхищен ее щедростью и красотой.

В заключении учитель приводит высказывание Кончаловского о своей картине: «В этом букете все живет, цветет и радуется».

Запись плана описания картины.

  1. Сирень (ее цвет, грозди, листья).
  2. Банка.
  3. Фон натюрморта.
  4. «В этом букете все живет, цветет и радуется».

Работа над сочинением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"

Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова "Хлеб, соль, братина"

Презентация к уроку развития речи  в 6 классе "Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова "Хлеб, соль, братина"...

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)

Презентация к уроку развития речи  в 6 классе "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)...

Презентация к уроку развития речи (Сочинение - описание природы по картине)

    Презентация знакомит с несколькими картинами известного пейзажиста Н.М.Крымова. Может быть использована науроках русского языка, искусства и внеклассной работе....

Интегрированный урок развития речи. Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»

Интегрированный урок развития речи.Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»...

Урок развития речи. Сочинение-описание по картине А.Пластова "Летом"

Разработка конспекта урока для урока развития речи по русскому языку в 5 классе...