Открытый урок "Имена существительные общего рода".
материал по русскому языку (6 класс)

Голубкина Ирина Александровна

Открытый урок знакомит ребят с существительными общего рода. В легкой игровой форме помагает им усвоить материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkiy.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 классе.

Тема «Существительные общего рода».

Цель: дать понятие о существительных общего рода.

Задачи: научиться определять род существительных, уметь употреблять существительные общего рода в речи.

Тип урока: изучение нового материала.

  • Оборудование: учебник «Русский язык» для 6 класса под редакцией Рыбченкова М.Т. и др.
  • рабочие тетради;
  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • таблица

Ход урока.

  1. Организационный момент. слайд 1

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с Вами необычный урок. На нашем мероприятии  присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Посмотрите, ребята , на интерьер класса и скажите, где мы с Вами оказались?

Ответ: да, в библиотеке.

2 слайд

И сегодня мы с Вами совершим интерактивное путешествие по библиотеке. И познакомимся с книгами, которые хранят тайны Знаний о русском языке.

3 слайд

В первой  комнате, которая называется «Волшебный лес книг» , мы узнаем о  словарях.

А помощник - библиотекаря расскажет нам о них.

Помощник - библиотекаря: Толковые словари содержат значения различных слов, растолковывают их смысл. Слова распределяются в соответствии с алфавитным порядком. В словарях толковых, кроме краткого описания смысла слова, приводятся также характеристика стилистическая и грамматическая, и примеры применения в речи. Такие словари одноязычные и преимущественно ими пользуются носители языка. Самые часто упоминаемые толковые словари были написаны Далем, Ушаковым и Ожеговым. И есть словарь Даля о  пословицах  и поговорках.

-Прежде, чем приступить к осмотру других комнат, давайте изучим правила библиотеки.

4 слайд Прочитайте, пожалуйста.

  (читают по очереди)

- не кричать, разговаривать шепотом

- книги смотреть на полках аккуратно

- возвращать книги в библиотеку всегда в срок

- не рвать

- не брать грязными руками

- не загибать странички

- не писать и не рисовать в книгах

- книга всегда должна быть в обложке

слайд5

Зная правила, мы можем смело отправляться в другую комнату « Колыбель мудрости», в которой мы будем добывать информацию.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа

И я Вам предлагаю записать пословицу и подумать над ней.

Молодцы, ребята! А сейчас я хочу с вами поговорить о том, как надо беречь

книги:

Слайд 6.

Пословица. Дерево крепко корнями, а человек – знаниями.

-Скажите, а в чем заключается смысл этой пословицы?

Ответ:

Дерево поддерживает корень, знания – поддержка для человека, они помогают найти выход из той или иной ситуации.

ебятаА кто знает, как надо вести себя в библиотеке?

-Ребята, закройте глаза и представьте, что на дереве растут слова , они разрастаются ,их становится все больше и больше, но прочесть вы их не можете, почему , потому что закрыты глаза ,откройте , посмотрите и прочитайте.

Слайд 7

Какое слово Вы увидели?( земля).

.

- А теперь вы видите, какое слово?

Обратите внимание, на экране появилось слово «земля». Подберите однокоренные слова-имена существительные. Работа в парах.

(земляк, землеройка, землетрясение).

Что общего у этих слов?

Как называются такие слова?

Кто такой земляк?

Мы с вами тоже земляки, и у каждого из нас есть свои корни. А что мы подразумеваем под своими корнями? Это родные люди, которые нас поддерживают в трудную минуту.  Это, какие родные люди?

(Мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя).

Слайд 3. Постановка учебной задачи.

Ребята, посмотрите на дерево, перед нами слова,: папа, мама, бабушка, дедушка, тетя, дядя, земля, земляк, дерево, герб. Определите род этих существительных и запишите себе в тетрадь. (Выходят по очереди срывают слова и определяют род). Слова перевернуты.

Как определили род?

(спрашиваю по очереди)

(Род имён существительных определяется обычно с помощью слов-помощников)

-Мне приходилось слышать такой ответ: «Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам». Верно ли это высказывание?

Нет. Имена существительные относятся к 1 из 3 родов. Это постоянный морфологический признак имени существительного.

-Ребята, вам не кажется , что одно слово выделяется из всех слов. Как вы думаете, какое?

-Да, действительно, герб.

-А наш помощник расскажет, какой же сегодня праздник, посвященный этому важному слову.

слайд 8

Рассказ помощника.

Ежегодно 30 ноября отмечается День Государственного герба Российской Федерации.

У каждой страны есть особая атрибутика, которая отличает её от других государств, подчеркивает независимость и историческую самобытность нации. Она называется державной символикой и включает в себя гимн, флаг и официальный знак. Герб России - это особая эмблема, выполненная в соответствии с геральдическими канонами. Он был утвержден 30 ноября 1993 году указом первого президента страны Бориса Ельцина.

Физминутка

-Танец с флажками.(песня Газманова).

-На такой торжественной ноте мы приступаем к  следующему заданию.

Задание: я вам говорю имена существительные, которые вы должны распределить по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе. (Выходят по одному из каждого ряда.)

-Сколько колонок мне обозначить? (три).

Под диктовку учителя пишут на доске, остальные - в своих тетрадях.

Вещи,(ж.р 3скл) яблоки,( ср.р.) хлеба, (м.р.) кольца-кольцо, (ср.р)книги, (ж.р)пеналы, (м.р.)ружья,(ср.р) мячи,(м.р.) умницы.

У какого слова Вы не смогли  определить род? Почему?(умница)

Это слово вызывает  разногласие. Для того чтобы ответить на вопрос, запишем предложения, которые Вы видите на слайде.

Слайд 9. Открытие нового знания

Ваня – большой умница. В жизни он все делает обдуманно. Настя тоже большая умница. Она очень добра. .

Приходим к выводу, что слово умница   относится и к ж.р., и к м.р.

-Ребята, а как назвать эти слова, если относятся и к м.р. и к ж.р.?(существительные общего рода)

тема спрятана на доске

- а чем мы  будем заниматься с Вами?

(определять род имен существительных).

Записываем тему урока: «Имена существительные общего рода».

Слайд 10.

- Наше путешествие продолжается , и мы попадаем в «Читальный зал»

В русском языке существует много слов, которые относятся как к женскому, так и мужскому роду.

Читаем  четверостишья, и вы попытайтесь догадаться, о ком идет речь.(устная работа).(читают на слайде ученики).

Назовите существительные общего рода.

  1. С таким сердитым(Слайд 11)

шутки бросьте,

он тигру

не уступит в злости. (Злюка)

  1. И сам не знает,(слайд 12)

плачет о чём,

но льются и льются

слёзы ручьём. (Плакса)

  1. Не станет делить(слайд 13)

еду пополам:

- Блюдо - моё!

Никому не отдам!

(Жадина)

  1. Не унывает(слайд 14)

чумазый пострел:

- Я вовсе не грязный,

я загорел.

(Грязнуля, замарашка)

  1. Скучно, ребята,(слайд 15)

котёнок живёт –

целыми днями

жуёт и жуёт.

(Обжора)

  1. Фыркать на всех (слайд 16)

без разбора привык,

фыркнет и – тут же

покажет язык.

(Грубиян)

-Ребята, как Вы думаете ? Это положительная характеристика или отрицательная?

Встречаемся ли мы с такими людьми в жизни?

Нравятся нам они?

Вывод: Итак, делаем вывод, что слова общего рода имеют отрицательную и положительную эмоциональную окраску.

Ребята, а приятно ли нам видеть грязнуль?

- Нет!

Давайте покажем, как неприятно видеть неопрятных людей. Мимикой  лица..

Слайд 6. Первичное закрепление. (на карточках).

-Перед вами задание, Вам нужно дописать окончания согласуемых слов. И проверить друг у друга.

Соня – настоящ… капризуля. Она с детства росла капризной девочкой, потому что родители сильно ее баловали.

Грише было три года, когда он остался без родителей. Кругл… сирота воспитывался у дедушки.

Ваня часто бездельничает, любит поспать. Маленький мальчик был страшн… лежебокой.

- Проверяем на слайде 16

-Теперь открываем учебники и находим упражнение, выполняем упражнение

 упр. 244.

1в – с 1 по 3 предложение делают

2в – с 4 по 6 пред-е

У: - С существительными общего рода не следует путать существительные, которые обозначают лиц по профессии, роду занятий. Например: доцент, агроном, профессор, судья, космонавт и многие другие. В грамматическом отношении эти существительные не стали существительными общего рода, сохранили свою принадлежность к мужскому роду. Поэтому прилагательные с такими существительными согласуются только в форме мужского рода. Например: новый судья Иванова, известный скульптор Мухина. А вот сказуемые при таких существительных могут находиться как в форме мужского рода, так и в форме женского рода.

(Это неофициальные имена, выступающие в качестве уменьшительных к полным.) Назовите их полные имена (Александр, Александра). А теперь вы составьте словосочетание или предложение с именем Саша, чтобы было понятно, к кому вы обращаетесь.

- Какие вы еще знаете имена?

(Валя, Женя, Сима, Шура, Валера, Паша)

Слайд 7.

Алгоритм. На парте у вас лежит алгоритм определения общего рода имени существительного. Посмотрите , дома вклеите себе в тетрадь и выучите.

1. Помни: имена существительные общего рода, оканчивающиеся на -а(-я), могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола.

2. Определи, к кому относится существительное общего рода.

3. Если существительное общего рода обозначает лицо мужского пола, то прилагательное согласуется с этим существительным в мужском роде.

4. Если существительное общего рода обозначает лицо женского пола, то прилагательное употребляется в форме женского рода.

Оценка результатов:

- возьмите монетки и выберите ту монетку, на которую вы работали.

Наша экскурсия подходит к концу, и предлагаю Вам «Говорящий клубочек». Я хочу передать этот клубочек одному из вас. Вы передаете клубочек, распускаете его, нить оставляете у себя и говорите, что нового и интересного, важного и нужного было на уроке.

-Посмотрите, какая дорожка получилась. Дорожка знаний, которая объединяет нас всех.

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я учился…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке у меня вызвало затруднение…

Творческая работа. Написать сочинение-миниатюру «Характер моего друга (подруги)» с употреблением существительных общего рода по плану и образцу:

План

1 предложение — положительные черты характера;

2 предложение — отрицательные черты характера;

3 предложение — свое отношение.

Кому покажется это трудным, выполняет упр.277

Итог урока:

Игра «Кто больше?». Учащиеся должны назвать как можно больше существительных общего рода.

Ребята, чтобы закрепить тему, напишем лексический диктант «Угадай слово»: по толкованию лексического значения определить существительные общего рода, записать в тетради.

1. Назовите одним словом – существительным общего рода.

  • Драчун, зачинщик ссор и драк. (Забияка.)
  • Тот, кто любит сладости. (Сладкоежка, сластена.)
  • Кто владеет левой рукой лучше, чем правой? (Левша.)
  • Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь? (Попрошайка.)
  • Кто любит болтать вздор, пустяки? (Пустомеля.)
  • Безобидный, тихий человек. (Тихоня.)
  • Грубый, невоспитанный человек. (Невежа.)
  • Неаккуратный человек. (Неряха.)
  • Ненасытный, прожорливый человек. (Обжора.)
  • Праздный, глазеющий от скуки по сторонам. (Зевака.)
  • Хвастливый человек. (хвастунишка)
  • Тот , кто постоянно все теряет, забывает (растяпа)
  • Тот, кто подлизывается к кому-то (подлиза)
  • Сонливый, любящий много спать (соня).
  • Молодцы, справились.

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку в 6 классе "Существительные общего рода"

Урок разработан на базе учебника Русского языка 6 класс под ред. Ладыженской, урок усвоения новых знаний....

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...

Урок открытия новых знаний. Имена существительные общего рода. 5 класс

Урок русского языка (5 класс). Тема: Имена существительные общего рода. (конспект и презентация)...

Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Ознакомить учащихся с понятием существительное общего рода. Развивать умении в определении общего рода; отличать склоняемые существительные от несклоняемых; уметь находить их в тексте, определять род....

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...