Имена существительные собственные и нарицательные
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Пудченко Ольга Васильевна

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  в 5 классе  по теме

 «Имена существительные собственные и нарицательные»

Цель: дать понятие об именах существительных собственных и нарицательных.

Задачи:

Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, чувство патриотизма.

Оборудование: 1) компьютер; 2)  медиапроектор; 2)учебник русского языка для 5класса/ Ладыженской Т.А., карточки для работы.

Ожидаемые результаты:

предметные УУД:

  • формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных; формировать умение определять эти существительные;
  • продолжить формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки;
  • развивать творческие способности обучающихся;  воспитывать интерес к изучению предмета;

личностные УУД:

  • понимать значение русского языка в процессе получения образования, формировать стремление к речевому самосовершенствованию;

метапредметные УУД:

  • связь с литературой, географией, историей.

регулятивные УУД:  

  • формировать умение целеполагания, планирования, проводить рефлексию и саморегуляцию;

познавательные УУД:  

  • формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
  • формировать умение анализировать; умение доказывать;

коммуникативные УУД:

  • формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

   Тип урока: урок открытия нового знания

  Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, дифференцированная, групповая.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!  Я  рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Предлагаю начать урок с зашифрованного диктанта.

2. Мотивация учебной деятельности.

(Слайд 1) Зашифрованный диктант.

- Перед вами картинки, запишите словами то, что  на них изображено. Определите, какие это существительные, опираясь на теоретический материал предыдущего урока.

Девочка (о),  петух (о),   трамвай (н), книга (н) , река (н), Красная площадь (н).

                 ( Слайд 2) Самопроверка работ по слайду. Выставление оценок.

3.Создание проблемной ситуации.

– Какое слово, записанное  вами,    является лишним? Почему? А остальные?

-  Верно.  А в каком городе находится Красная площадь? (В Москве) (Слайд 3)

-  Кто  из вас попробует  определить тему нашего урока? (Ответы детей)

- Тема нашего урока: «Имена существительные собственные и нарицательные».

- Сформулируйте цель нашего урока: узнать,  какие существительные называются собственными и нарицательными,  научиться отличать имена собственные от нарицательных и правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках). 

- Запишите тему урока в тетради ( учитель записывает  на доске)

- А  кто знает, что обозначает слово «нарицательные», а «собственные»? (Слайд 4)

  •  нарицательные  от старосл. «нарицати» – называть.
  • собственные от старосл. «собьство» – «свое», «личное»,  «себе принадлежащее».

4.Первичное усвоение новых знаний. (Слайд 5)

- Чтобы глубже изучить материал, обратимся к учебнику русского языка. Откройте учебник на стр. 52, прочитайте самостоятельно, какие существительные называются нарицательными, а какие собственными?  (Ответы детей)

-   Что относится к собственным именам существительным? (Слайд 6)

- Имена, отчества, фамилии людей, географические названия,  названия литературных произведений, названия исторических событий, картин, кинофильмов,  спектаклей, предприятий,  клички животных.

5.Первичное закрепление. (Слайд 7)

А) Распределительный диктант. (3 человека работают у доски)

Я буду диктовать  слова, ваша задача распределить их на 3 группы.

Нарицательные   сущ-е  (Н)         собственные сущ-е (С)               собственные наименования (СН)

       шторм                                                                Марс                                  Великая Отечественная война

       дождь                                                                  Камчатка                                 Бородинское  сражение

       река                                                                  Михайловск                                

 (Слайд 8) Взаимопроверка работ.

Б) Выполнение упр. 472  (устно)

6. Физминутка. (Слайд 9 )

–  Устали, предлагаю отдохнуть.  У нас необычная физминутка по сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”.  Я буду называть существительные, если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то делаете поворот  вправо, держите руки на поясе; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, делаете поворот  влево, подняв руки вверх. Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.

Незнайка, доктор, Пилюлькин, художник, Винтик, малыши, Пончик, Тюбик, ученый, Сиропчик, музыкант, собачка, Пулька, Гусля.

– Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (8 собственных и 6 нарицательных).

-   Молодцы!

7. Закрепление.

- Продолжим работу над нашей темой. Как вы думаете, какую сегодня задачу мы с вами ещё не решили? (Как писать собственные имена существительные).

- Самостоятельно прочитайте  правило на стр. 17. (опрос правила) (Слайд 10-11)

 А)  Игра  «Лови ошибку!» (в группах на карточках)

- Исправьте ошибку, обозначьте изученную  орфограмму (Работа проводится в группах).

Самопроверка работ по слайду 12

Пёс шарик, газета Новости, господин Иванов, сказка Ромашка, духи Москва, город Астрахань, озеро байкал, автомобиль Нива, гора Бештау, конфеты Белочка, журнал Рыболов, телепередача Поле чудес.

Самопроверка: Пёс Шарик, газета «Вперёд», господин Иванов, сказка «Гуси-лебеди», духи «Москва», город Астрахань, озеро Байкал, автомобиль «Нива», гора Бештау, конфеты «Белочка», журнал «Рыболов», телепередача «Поле чудес».

- А хотите проверить знания по изученной теме? (Слайд 13)

Б)  Выполнить упр. 481

(слайд 14) Взаимопроверка. Выставление оценок.

8. Подведение итогов урока.

- Как же пишутся имена существительные собственные? (Ответы детей: заглавие  стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, фабрик, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.)

-   Чем могут быть обозначены имена собственные?  (Ответы детей: они могут быть обозначены не только отдельным словом, но и собственным наименованием).

 Рефлексия. (Слайд 15)  Приём «Лестница успеха».

Выставление оценок за работу.

9.  (Слайд 16) Домашнее задание. Упр. 477, 478.

- Спасибо за урок! Молодцы!

Игра «Лови ошибку!»

Пёс шарик, газета Новости, господин Иванов, сказка Ромашка, духи Москва, город Астрахань, озеро байкал, автомобиль Нива, гора Бештау, конфеты Белочка, журнал Рыболов, телепередача Поле чудес.

Игра «Лови ошибку!»

Пёс шарик, газета Новости, господин Иванов, сказка Ромашка, духи Москва, город Астрахань, озеро байкал, автомобиль Нива, гора Бештау, конфеты Белочка, журнал Рыболов, телепередача Поле чудес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре...

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" представляет собой объяснение нового материала. Конспект урока составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтени...

" Имена существительные собственные и нарицательные ". Урок русского языка в 5 классе.

Урок изучения нового материала в 5 классе в нетрадиционной форме - игра-путешествие....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....