конспект "Три склонения существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сидорова Марина Викторовна

конспект урока русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока15.44 КБ

Предварительный просмотр:

"Три склонения имен существительных"

Ребята, здравствуйте, рада приветствовать вас на уроке.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

откроем тетради и запишем число и классная работа.

пропустите одну строчку для темы урока, которую мы запишем позже.

II. Сообщение целей и задач урока

На море-окияне, на острове буяне,
Стоит град велик, о себе знать велит.
В граде том живет властитель-
Языка он повелитель

Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний . Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.

На каждой станции вас ждет Мудрец, предлагающий вам задания. За правильно выполненное задание он приготовил подарок – знак Совы, издавна считавшейся мудрой птицей.

Знакомство с картой “путешествия”.

Остров "Припоминай-ка" (”Лови ошибку”)

Остров "Выполняй-ка"(Словарная работа)

Остров “Запоминай-ка”(Работа с учебником)

Остров "Объясняй-ка"(Распознавание имен существительных)

Остров “Составляй-ка”(Работа с текстом)

Остров “Посчитай-ка”(Цифровой диктант)

Остров “Выбирай - ка(игра “Четвертый лишний”)”

Итак, пора в путь! Первый остров “Припоминай-ка” и первое задание.

вспомним все, что мы знаем по теме «Имя существительное» в форме «Верные и неверные утверждения».

Я вам задаю вопросы, а вы отвечаете.

Если согласны, то отвечаете "да", если не согласны «нет».

#1048;мя существительное самостоятельная часть речи? да

2. Имя существительное отвечает на вопрос какой? чей? *нет

3. Имя существительное обозначает признак предмета?*НЕТ

#1048;мя существительное в предложении может быть любым членом предложения? Да

5. В русском языке три основных типа склонения? *ДА

Вы успешно справились с заданием, мудрец вручает вам сову...

Отправляемся дальше

IV. Словарная работа. Остров “Вспоминай-ка”

На экране записаны словарные слова. Ваша задача вставить пропущенные буквы в словарные слова и записать эти буквы в тетрадь

Профес..ия, хок..ей, ил..юстрация, ябл..ко, лимон..ый, трен..р, осе..ний, велос..пед, тел..визор.

Какое слово получилось?

Склонение.

Как выдумаете, зачем оно здесь появилось?

Это и будет темой нашего урока.

Поднимите руку, у кого получилось слово склонение? У кого получилось другое слово?

Итак, ребята, тема нашего урока

Три склонения имен существительных

Запишем тему урока в тетрадь.

Какие же цели мы можем поставить перед собой на уроке?

(Вспомнить склонения существительных….

Определение склонений имён существительных…)

Цели урока:

#1047;нать признаки деления существительных на 3 склонения.

#1059;меть образовывать начальную форму существительных и по ней определять склонение.

#1057;клонять обозначенные существительные.

Давайте вспомним, ЧТО такое СКЛОНЕНИЕ?

Изменение имен существительных по падежам называется склонением.

Вы заработали еще одну сову..

Отправляемся на следующий остров.

2). Остров "Запоминай-ка". Работа с учебником.

Давайте проверим, правильно ли вы ответили!

Откройте учебники на странице 71 Прочитайте.

Большинство существительных изменяются по падежам, то есть склоняются.

Отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа склонения.

Это означает, что практически все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.

А что такое НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имени существительного?

(Ответы детей)

Проверьте себя по учебнику.

Склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного.

перед вами таблица, заполните ее примерами

Расскажите по таблице о склонении.

1 скл.

М.р.

Ж.р.

-а, -я

Папа

мама

2 скл.

М.р.

Ср.р.

-

-о, -е

Стол

солнце

3скл.

Ж.р.

-

мышь

Давайте составим кластер Три склонения имен существительных

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Ж.Р. с окончаниями -А, -Я (земля)

М.Р. с нулевым окончанием (пень)

Ж.Р. с нулевым окончанием (с Ь на конце)

(радость, дочь)

М.Р. с окончаниями -А, -Я (юноша)

СР.Р. с окончаниями О, Е (небо, поле)

Выполним упр.560

VI. Физкультминутка

- Молодцы, ребята! Вы неплохо поработали, пришло время поразмяться, а и заодно проверить, как вы усвоили материал.

- Я называю существительное, если

1 склонение – поднять вверх 1 руку, 2-е -2 руки, 3-е -потопать ногами.

Деревня, проталина, соловей, ландыш, река, грач, тишь, облако, звон, ледоход, капель, журчание, трель, теплынь, пение, слово, ответ, гость, улыбка.

Отправляемся на следущий остров "Объясняй-ка ".

Работа в группах Задание: Выписать существительные выделить изученную орфограмму

Рожь, газета, брошюра, ель, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, шорох, цифра, чувство, аллея, ветвь, ёлка

Проверяем: по одному представителю из группы читают существительные

Остров Составляй-ка

Вдруг подул сильный ветер и некоторые слова из текста вылетили, вам надо вставить подходящие по смыслу слова. Что у вас получилось? текст

Почему это текст?

давайте его озаглавим

Работа с деформированным текстом.

«Весна пришла»

Наступила весна. Выглянуло яркое солнышко. По небу плывет белое облако .

Быстро тает снег . Бежит говорливый ручеек . Звенит капель .

- Теперь подчеркните в каждом предложении подлежащее и определите, к какому склонению оно относится.

Ребята, найдите в тексте эпитеты, олицитворения.

Объясните лексическое значение слова говорливый.

Сделайте морфемный разбор слова солнышко.

2. . Остров "Отгадай-ка". - Ну вот немного и разогрелись. Плывем к следующему острову. А на этом острове стоят 3 скалы. Скалы-это склонения сущ.

"Цифровой диктант".Следующее задание – цифровой диктант: я буду называть животных, а вы, определив склонение слов, записывать только цифру, обозначающую его. В результате получится пример: если все склонения определены правильно, то он будет верным.

Цифровой диктант: 112 + 211= 323, 223-112=111. (Два ученика у доски).

Косуля, лисица, олень + медведь, белка, куница = мышь, волк, лань

Хомяк, крот, рысь - норка, косуля, барсук = выдра, кошка, коза

Ох, молодцы! Вот замечательно!

Можно самим составлять такие примеры и играть с друзьями. Правда?

Остров Выбирай -ка

3. Работа в парах (карточки).

Игра «Четвертый лишний».

У вас на партах лежат карточки со словами

Берёза, осина, рябина, ель

Дятел, глухарь, кукушка, грач

Мышь, лось, рысь, лошадь

- Давайте их прочитаем и назовем одним словом слова каждой строчки.

- Прочитайте названия деревьев и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

(Аналогичная работа со словами 2, 3 строчки)

Проверка.

4. Домашнее задание. На выбор. #1059;пр.

2. Лингвистическая сказка (для сильных учащихся) «Склонение имен существительных»

#1057;пишите, вставьте пропущенные буквы, окончания выделите, в скобках укажите склонение и падеж:

узор на ткан.., зима в степ.., взлетел с ветк.., готовимся к оттепел.., помещается на ладошк.., стихи о родин.., ехать в трамва.., рыба в проруб.., удостоиться медал.., в кедровой хво.., позаботиться о гость.., движется по спирал.., суп из щавел.., добиться ясност.., вращаться по орбит.., мчаться в тоннел.., помочь сестр.., хранить в сундук.. .

Продолжим выполнение заданий.

Вот мы и добрались до города, где нас встречает Король, он благодарит вас за выполненные задания с которыми вы отлично справились, но он бы хотел узнать..

#1056;ефлексия деятельности на уроке

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Какой вид задания вам понравился больше остальных? Почему? (Интересный, легкий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

склонение существительных в немецком языке

презентация: правило +тест с ответами...

Латинский язык. II склонение существительных. Особенности и исключения

Ход и содержание урока. Организационный момент.Проверка готовности к уроку,сообщение плана урока, условия работы.(2 мин). Введение в проблему урока.Вступительная беседа (актуализация знаний учащих...

урок письма в 5 классе коррекционной школы VIII вида "Склонение существительных"

Тема урока: «Склонение имён существительных»Цель: - закрепить умение определять склонение имён существительных по роду и окончанию (в И.п.)...

Склонение существительных ( 6 класс).

Проверочная   работа  по  теме: "Склонение  существительных"....

Склонение существительных немецкого языка

В презентации рассматриваются типы склонения существительных. Материал может быть использован как в 6 классе при изучении данной темы, так и в старших классах при повторении....

Интерактивный тест-тренажер "Падеж и склонение существительных" (Excel)

Работа ввыполнена в Excel, включает 2 теста "Падежи" и "Склонение". Ответы вводятся латинскими буквами (в первом тесте), во втором,тесте, чтобы прочитать слово, наведите курсор на ячейку. Ответ вводит...

Тесты для проверки знаний по теме "Склонение прилагательных" и "Склонение существительных"

Тесты для осуществления контроля знаний по темам Склонение прилагательных и склонение  существительных...