урок письма в 5 классе коррекционной школы VIII вида "Склонение существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Краснова Наталья Николаевна

 

Тема урока: «Склонение имён существительных»

Цель: - закрепить умение определять склонение имён существительных по роду и окончанию (в И.п.);

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Верх – Ирменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида.

 

Учитель:  Краснова Н.Н.

Урок письма и развития речи в 5 классе.

Тема урока: «Склонение имён существительных»

Цель: - закрепить умение определять склонение имён существительных по роду и окончанию (в И.п.);

-коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого;

- воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: таблички со схемами (состав слова), Сигнальные карточки, картина из цикла времена года  «Весна», карточки с деформированными предложениями.

Ход урока

Орг. момент.

Психологический настрой:

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре,

Смело чётко говорим

Мы тихонечко сидим.

Подведение к теме урока.

Упражнение на коррекцию аналитико-синтетической деятельности

На доске зашифровано слово. Этот ключ поможет его прочитать:

 

- Какое же слово получилось?

- С какой частью речи связываем понятие «склонение»?

-Как вы думаете, какова же тема урока?

(«Склонение имён существительных»)

        

3. Подготовка к письму.

Пальчиковая гимнастика.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою:

      Ручку я вот так держу.

     Сяду ровно не согнусь,

      За работу я возьмусь.

4.Работа по теме урока.

Подбери слова к схемам. Упражнение в соотнесении.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Определите склонение каждого существительного.

(работа с сигнальными карточками).

Печка, печник, печь.

-Что вам помогло определить склонение имени существительного?

(род, окончание).

5.Тренировочные упражнения на закрепление учебных навыков.

Запись слов в три столбика (назови одним словом, записать отгадки, картинный диктант словарных слов)

1скл.                                     2скл.                                      3 скл.

                                   Загадки

Ручка есть, а не грабли,

землю роет, а не плуг.

        (лопата)

В синей чаше алый мяч,

   Он и светел и горяч.

        (солнце)

Эта маленькая крошка

     Рада даже хлебной крошке,

     Потому что до темна

    В норке прячется она.

        (мышь)

4.Круглое румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

        (яблоко)

5.Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

        (берёза)

6.Подходить к дому стала

В небе солнце украло.

        (ночь)

Назовите, и запишите одним словом.

Предмет, на котором ездил Емеля -… (печь)

Без него не откроешь замок -…(ключ)

Маленький ребёнок - … (малыш)

Она сверкает на ночном небе - …(звезда)

В поле колосится золотая … (рожь)

Что есть у ребёнка, стула, гриба..(ножка)

Чёрная птица, вестник наступающей весны - .. (грач)

Словарные слова (картинки)

Лиса, медведь, морковь, заяц, пальто, тетрадь, ворона.

Проверка написанных слов.

Прочитать слова относящиеся к 1 скл.

-Почему они относятся к 1 скл.?

(Аналогичная работа проводится с существительными 2скл., 3 скл.)

6.Динамическая пауза.

Упражнение на развитие памяти.

Учитель бросает ученику мяч и называет склонение, ученик возвращает мяч и называет слово, относящееся к этому склонению.

7.Игра «Четвёртый лишний»

Упражнения на формирование операций обобщения.

                         На доске написаны слова.

Берёза        рысь        карандаш

Осина        мышь        линейка

Рябина        медведь        портфель

сирень        лошадь        пенал

- Прочитайте и назовите одним словом слова каждого столбика.

- Прочитайте названия деревьев и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

(Аналогичная работа со словами 2, 3 столбиков; последующая проверка)

8. Физ. минутка.

Я буду называть, и показывать слова (написаны на доске). Если услышите существительное, относящееся к 1 скл. – приседайте, если 2скл. – хлопки над головой.

(Весна, час, улица, минута, дерево, город, бумага, озеро, столица, перо, дрозд)

9.Работа с деформированными предложениями (карточки №1)

Развитие анализа и синтеза.

-Что надо сделать в этом задании?

1) На, росла, лес, большая, опушка, ель.

2) Вокруг, сочная, росла, трава, зелёная.

3) Здесь, в, дни, пел, летние, соловей.

 (Устное составление предложений с последующей самостоятельной запись и проверкой)

- В каждом предложении подчеркнуть главные члены предложения, определить склонение подлежащих.

10. Творческий диктант.

Развитие творческих способностей.

-Посмотрите на картинку и назовите существительные 1,2,3 скл.

- Используя названные существительные, составьте несколько предложений, так чтобы получился связный текст по теме «Весна»

Прочитать тексты.

11. Работа в группах.

В тексте найти существительные, поставить их в начальную форму определить склонение.

12. Итог урока.

–Какую тему изучали на уроке.

13. Оценка работы учащихся.

Карточка  №1

Из данных слов составить предложения.

1) На, росла, лес, большая, опушка, ель.

2) Вокруг, сочная, росла, трава, зелёная.

3) Здесь, в, дни, пел, летние, соловей.

                                          Технологическая карта урока

«Склонение имён существительных»

Класс 5                                                        Краснова Наталья Николаевна  

                                                                      учитель высшей категории                                              

                              Верх – Ирменская

                                                             общеобразовательная (коррекционная)

                                                 школа – интернат VIII вида

                                Ордынского района

    Программа: Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида; под редакцией В.В. Воронковой.

 Учебник: Русский язык 5 класс В.В. Воронкова М. «Просвещение» 2006г.

    Учебный предмет: Письмо и развитие речи.

    Тип урока: Закрепление пройденного материала по теме: «Склонение имён существительных»

Цели урока:

Образовательная:

Закрепить умение определять склонение имён существительных по роду и окончанию

Развивающая 

Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого

Воспитательная

Воспитание интереса к урокам русского языка.

    Средства обучения:

Таблички со схемами (состав слова), сигнальные карточки, картина из цикла времена года «Весна», карточки с деформированными предложениями, предметные картинки (словарные слова).

   Прогнозируемый результат:

          Учащиеся должны:

           Знать \ понимать:

Понимать представленную информацию по схемам;

Знать склонение имён существительных.

                  Уметь:

Определять склонение имён существительных по роду и окончанию;

Составлять предложения из данных слов;

Составлять связный текст по картине.

Этапы урока

Содержание этапа

Методическое обоснование,

коррекционная направленность

1

Организационный

Взаимное приветствие учащихся и учителя, организация внимания через нестандартное начало урока (психологический настрой)

Подготовка к письму:

Пальчиковая гимнастика

    Стихотворение

Подготовить учащихся к работе на уроке, создать первичную мотивацию к деятельности.

2

Постановка целей и задач

Расшифровка темы урока

формулировка  темы урока

Формирование доминирующей темы  урока, сотворчество учителя и учащихся в определении цели и задач урока. Упражнение на коррекцию аналитико-синтетической деятельности.

3

Актуализация опорных знаний учащихся.

Работа по теме урока.

Подбери слова к схемам. Упражнения в соотнесении.

Закрепить знания по теме.

Формировать умение сравнивать, видеть общее и отличия, соотносить схемы с данными словами.

4

Тренировочные упражнения на закрепление учебных навыков

Запись слов в три столбика:

отгадать загадки, отгадки записать

назови, одним словом

картинный диктант словарных слов

Организация  деятельности, направленной на получение информации из разных наглядных форм. Формирование логического мышления у учащихся, умения

соотносить.

5

Динамическая пауза

Игра с мячом «Подбери слово к данному склонению»

Упражнения на развитие внимания, памяти.

6

Проверка усвоения учащимися материала

Игра «Четвёртый лишний»

Формирование операций обобщения

7

Физ. минутка

Смена деятельности

Формировать умение соотносить движение со словами определённого склонения

8

Работа по карточкам

Из данных слов составить предложения. Определить склонение подлежащего.

Развитие анализа и синтеза



9

Творческий диктант

Составить текст по картине тема  «Весна»

Развитие творческих способностей.

Развитие связной письменной речи.

10

Итог урока

Какую тему изучали?

Развитие памяти, внимания.

11

Рефлексия

«Дерево успеха»  (повесить фрукт по «вкусу» урока).

Самооценка направленности мотивации и мыслительной

деятельности учащихся

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

5 КЛАСС (март 2009г.)

Тема урока: «Склонение имён существительных»

  Тему урока выбрала из программы, она соответствует тематическому планированию.

Тип урока:  систематизации и обобщения изученного материала.

Способы учения:  упражнения, самостоятельные и практические работы.

Методы: практические, наглядные.

Форма работы: фронтальная

Цели урока:

Образовательная:

Закрепить умение определять склонение имён существительных по роду и окончанию

Развивающая 

Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого

Воспитательная

Воспитание интереса к урокам русского языка.

  Сегодня уже стало очевидно, что существующие подходы к планированию уроков в коррекционной школе не позволяют эффективно решить главную проблему – развитие механизма компенсации дефекта у учеников. Вот почему возникла потребность в разработке новых подходов к планированию уроков –  коррекционно–развивающие уроки. Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов каждого конкретно ученика.

   Для того, чтобы решить главную проблему – развитие механизма компенсации дефекта у учеников, при планировании урока я учитывала коррекционную направленность т.е. методы включённые в урок выполняют не только учебную, но и развивающую функцию. Для этого продумывала задания с опорой на несколько анализаторов т.е. ученики не просто отвечали, писали, но и делали это с включением в активную работу психологических функций:

Коррекция вербальной памяти, через задания –  вспомнить и подобрать слова определённого склонения

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в сравнении, соотнесении слов со схемами, отгадать загадки, определить и записать склонение отгадок., «Назови одним словом»

Развитие слуховой памяти, через игру с мячом «Подбери слово к данному склонению».

Развитие анализа и синтеза, обобщения т.е коррекция аналитико-синтетической деятельности (формирование умений осуществлять анализ и обобщение полученных знаний), через задания: расшифровать тему урока, «Четвёртый лишний», составить предложения из данных слов.

Развитие творческих способностей, через творческий диктант по картине «Весна».

  Отобрав методы на уроке, я скомбинировала их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся на уроке и тем самым реализовала охранительный режим обучения.

На уроках упражняла учащихся в различных видах деятельности: слушали – отвечали, думали, писали, сочиняли, работали по карточкам, играли.

  Особо следует сказать о наглядных пособиях на уроке. Думаю, что они стимулировали интеллектуальный компонент, а не выступали в роли эмоционального (развлекательного) фона.

  Считаю, что поставленные цели достигнуты. Урок выполнил свою дидактическую, т.е. обучающую функцию: учащиеся повторили, обобщили знания по теме «Склонение имён существительных».

   Ученики в течение всего урока активно работали. Урок прошёл в интенсивном темпе. Всё запланированное было выполнено.

  Л

   К

 Н

   С

 О

 Н

 Е

И

 Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 8 классе коррекционной школы VIII видана тему" Лошади"

Цель данного урока: Знакомство учащихся с образом жизни домашних млекопитающих – лошадей. Задачи: Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних ...

Урок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида

У рок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида "Лабртатрная работа"...

Презентация к уроку в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Йоганн Штраус - "Король вальса" разработана Назаровой Кристиной Павловной, г.Березники

Данный материал содержит иллюстрации стран, которые посещал великий композитор, а так же в нем приведены факты из его биографии. Вы можете использовать кроссворд по жизни и творчеству Й.Штрауса и допо...

Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза). Презентация к уроку в 8 классе коррекционной школы VIII вида

презентация к у уроку по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)». Эстетическая неделя на уроке т...

Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".

Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....

Использование ИКТ на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида

Из опыта работы по ИКТ в начальных классах школы 8 вида....