Презентация на тему "Причастие как часть речи"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Данная презентация была подготовлена к уроку-повторению по теме "Причастие". В материале представлены задания по всем аспектам, начиная с определения причастия и заканчивая его синтаксической ролью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie_kak_chast_rechi.pptx289.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причастие как часть речи Презентация к уроку-повторению по теме «Причастие»

Слайд 2

1. Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак по действию (проявляющийся во времени признак предмета) и отвечает на вопросы какой ? (- ая , - ие ); Причастия бывают действительные и страдательные, совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, возвратные и невозвратные. Изменяются по числам, падежам и родам ( только в ед.ч .); В предложениях причастия обычно бывают определениями (в полной форме), сказуемыми (в краткой форме).

Слайд 3

Распределите по столбикам причастия и прилагательные Торжественный, завораживающий, таинственный, волнующий, манящий, чудесный, переливающийся, чарующий, радостный.

Слайд 4

Прилагательное Причастие Торжественный (связанный с торжеством) Заворажива ющ ий (тот, который завораживает) Таинственный (связанный с тайной) Волну ющ ий (тот, который волнует) Чудесный (связанный с чудом) Ман ящ ий (тот, который манит) Радостный (связанный с радостью) Перелива ющ ийся (тот, который переливается) Чару ющ ий (тот, который чарует) Проверь себя

Слайд 5

Прилагательное Глагол Обозначает признак предмета по действию Обозначает признак предмета по действию Вопрос: какой? Вопрос: что делающий? Начальная форма: И.П., ед.ч ., муж.род Изменяется по числам, родам и падежам Возвратность , переходность, вид, время. Зависит от имени существительного Может иметь при себе зависимое имя существительное В предложении является определением В предложении краткая форма является сказуемым Признаки прилагательного и глагола у причастия

Слайд 6

Подчеркните причастия, определите вид и время С нежными лучами восходящего солнца спустилась с сияющего облака на прекрасную землю улыбающаяся фея цветов.

Слайд 7

Подчеркните причастия, определите вид и время С нежными лучами восходящего ( несов.вид , наст.вр .) солнца спустилась с сияющего ( несов.вид , наст.вр .) облака на прекрасную землю улыбающаяся ( несов.вид , наст.вр .) фея цветов.

Слайд 8

Определите действительные или страдательные причастия Зеленеющий сад, озаряемый солнцем цветок, белеющие ромашки, дышащий свежестью гладиолус, согреваемый лучами пион, распускающаяся роза, колеблемая ветром хризантема.

Слайд 9

Определите действительные или страдательные причастия Действительные Страдательные Зелене ющ ий сад озаря ем ый солнцем беле ющ ие ромашки согрева ем ый лучами дыш ащ ий свежестью колебл ем ая ветром распуска ющ аяся роза

Слайд 10

Суффиксы причастий Действительные Страдательные Настоящее время Прошедшее время Настоящее время Прошедшее время - ущ - (раст ущ ий) - вш - (увиде вш ий) -ем- (рису ем ый) - нн - (засея нн ый) - ющ - (кол ющ ий) -ш- (спас ш ий) -ом- (вед ом ый) - енн - (скош енн ый) - ащ - ( леч ащ ий) -им- (вид им ый) - ённ - (реш ённ ый) - ящ - (кле ящ ий) -т- (подня т ый)

Слайд 11

Образование причастий Действительные Страдательные Настоящее время Настоящее время - ущ , - ющ - от глаголов 1 спряжения - ом , -ем - от глаголов 1 спряжения - ащ , - ящ - от глаголов 2 спряжения -им - от глаголов 2 спряжения Бор ющ ийся, кле ящ ий Одева ем ая, гон им ый Прошедшее время Прошедшее время - вш , - ш - енн , - ённ , - нн , -т засмотре вш ийся увиде нн ый

Слайд 12

Образуйте 1 вариант 2 вариант Действительные причастия настоящего времени Страдательные причастия настоящего времени читать читать Видеть Видеть Слышать Слышать Гнать Гнать Хранить Хранить

Слайд 13

Проверяем: причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени (3лицо, мн. число) 1 вариант 2 вариант Действительные и страдательные причастия настоящего времени Действительные причастия прошедшего времени Читают + ющ ( ий ) -> читающий Читаем+ ем( ый ) -> читаемый Видят + ящ ( ий ) - > видящий Видим+ им( ый ) - > видимый Слышат + ащ ( ий )- > слышащий Слышим + им( ый )- > слышимый Гонят + ящ ( ий )- > гонящий Гоним + им( ый )- > гонимый Хранят + ящ ( ий )- > хранящий Храним + им( ый )- > хранимый

Слайд 14

Образуйте 1 вариант 2 вариант Страдательные причастия прошедшего времени Действительные причастия прошедшего времени прочитать прочитать увидеть увидеть услышать услышать угнать угнать сохранить сохранить

Слайд 15

Проверяем: причастия прошедшего времени образуются от основы глагола инфинитива или прошедшего времени 1 вариант 2 вариант Страдательные причастия прошедшего времени Действительные причастия прошедшего времени прочитать + нн ( ий )- > прочитанный прочитать + вш ( ий )- > прочитавший Увидеть + нн ( ий )- > увиденный Увидеть + вш ( ий )- > увидевший Услышать + нн ( ий )- > услышанный Услышать + вш ( ий )- > услышавший Угнать + нн ( ий ) -> угнанный Угнать + вш ( ий ) -> угнавший Сохранить + ённ ( ий )- > сохранённый Сохранить + вш ( ий )- > сохранивший

Слайд 16

Запишите предложение, расставьте знаки препинания Нежный эдельвейс растущий среди скал не сразу привлекает к себе внимание.

Слайд 17

Проверь себя Нежный эдельвейс , | растущий среди скал |, не сразу привлекает к себе внимание. [ х ,| ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ |, ]

Слайд 18

Поставьте причастия в правильную форму Несущ … ся поток, прилетевш … птицы , заходящ … солнце, образующ … облако снег, плачущ… от обиды сестра, улетающ … на зиму косяки, прерываем… р аскатами звучание

Слайд 19

Проверка Несущ ий ся (как ой ?) поток, прилетевш ие (как ие ?) птицы, з аходящ ее (как ое ?) солнце, образующ ий (как ой ?) облако снег, плачущ ая (как ая ?) от обиды сестра, улетающ ие (как ие ?) на зиму косяки, прерываем ое (как ое ?) р аскатами звучание

Слайд 20

Работаем волшебниками 1 ряд - Невыполненное задание; 2 ряд - Незаконченная книга; 3 ряд - Нерешенная задача.

Слайд 21

Проверяем себя: 1 ряд – Не выполненное мною задание; задание не выполнено; нисколько не выполненное задание; не выполненное, а отложенное задание. 2 ряд – Не законченная автором книга, книга не закончена; не законченная, а начатая книга; далеко не законченная книга. 3 ряд – Не решенная учеником задача; задача не решена; не решенная, а поставленная задача; ничуть не решённая задача.

Слайд 22

Правописание не с причастиями Слитно Раздельно Не употребляется без не: недоумевающий Причастие краткое: не закрыто Нет зависимых слов и противопоставления с союзом а: непроветренная комната Есть зависимые слова: Не проветренная дежурными комната Есть противопоставление с союзом а Не проветренная , а душная комната Перед полными причастиями есть наречия образа действия: очень, весьма, совершенно и т. п .: совершенно непроветренная комната Перед полными причастиями есть слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, никогда не Ничуть не проветренная комната

Слайд 23

Вставьте Н или НН, выбор объясните графически Жаре… ая рыба, покраше … ый пол, засоле… ые на зиму грузди, кипячё … ое молоко, реше … ая задача.

Слайд 24

Проверяем: Жаре н ая рыба ( несов.вид ), покраше нн ый пол (приставка), засоле нн ые (приставка, завис. слова) на зиму грузди, кипячё н ое молоко ( несов.вид ), реше нн ая задача (сов. в ид)

Слайд 25

Н – НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий Н НН Образовано от глагола несов. вида Исключения : желанный, священный, нечаянный, негаданный, невиданный, неслыханный, нежданный, читанный, данный, считанный, неожиданный Вязаный свитер Образовано от глагола совершенного вида. Исключения : смышлёный, названый брат, посажёный отец Решённый пример Нет зависимых слов Вязаный свитер Образовано от глагола несов. вида и имеет зависимые слова Вязанный бабушкой свитер Не имеет приставки Вязаный свитер Имеет приставку (п риставка не- не изменяет вида) Связанный свитер Причастие краткое Свитер связан Основа на - ова -, - ева - Исключения: жеваный, кованый Нарисованный пейзаж

Слайд 26

Отличие лингвистической сказки от фольклорной Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки. Герои – буквы или слова. Герои находятся в особом царстве. Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка. В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно .) В лингвистической сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.

Слайд 27

Лист оценки выступления Отметьте баллами 0, 1, 2 соответствие выступления следующим критериям : Критерии Соответствие теме Убедительность примеров Правильность речи Выразительность речи Умение выступать публично Баллы Шкала перевода суммы баллов в отметки: 9-10 баллов-«5 »; 7-8 баллов-«4»; 5-6 баллов-«3».

Слайд 28

Проверьте, где вы находитесь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайдовая презентация к уроку "Удивительная часть речи - глагол".

Слайдовая презентация к уроку по русскому языку для учащихся 5 класса....

презентация имя существительное как часть речи

презентация имя существительное как часть речи...

Презентация Не с разными частями речи

Презентация "Не с разными частями речи" предназначена для повторения метериала...

Презентация "Имя существительное как часть речи"

Презентация используется на первом уроке по данной теме ( образовательная система "Школа 2100")....

Урок русского языка с презентацией по теме: "Служебные части речи" в 7 классе

Урок проводится по учебно-методическому комплексу М.М. Разумовской. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Д...

Презентация "Не с разными частями речи"

Данная презентация предназначена для урока - обобщения правила "Не с разными частями речи" в 7, 9, 10 классах. Презентацию можно использовать присмешанном обучении в качестве учебного материала для са...

Презентация " Морфологический разбор самостоятельных частей речи"

Презентация " Морфологический разбор самостоятельных частей речи"...