6 кл,Русский язык,Технологическая карта урока, Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ- с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Дубровская Евгения Аркадьевна

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели

 

Деятельностная: Создать условия для формирования  навыка написания слов с приставками ПРИ-, ПРЕ-.

Научить использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности.

Содержательная: Формирование навыка написания слов с приставками - ПРИ-, ПРЕ-.

Основное содержание темы

 

Актуализация умений определять вид орфограммы:

-правописание приставок со словами;

- слова с приставками, оканчивающимися на З, С.;

- слова с приставками ПРЕ-, ПРИ-;

Термины и  понятия

Приставка; алгоритм; орфограмма; лексическое значение 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl_pre_pri.doc104 КБ
PDF icon prezentatsiya_pre-_i_pri-.pdf1.58 МБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Русский язык  

Технологическая карта  урока

 

Тема

 Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-.

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели

Деятельностная: Создать условия для формирования  навыка написания слов с приставками ПРИ-, ПРЕ-.

Научить использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности.

Содержательная: Формирование навыка написания слов с приставками - ПРИ-, ПРЕ-.

Основное содержание темы

Актуализация умений определять вид орфограммы:

-правописание приставок со словами;

- слова с приставками, оканчивающимися на З, С.;

- слова с приставками ПРЕ-, ПРИ-;

Термины и  понятия

Приставка; алгоритм; орфограмма; лексическое значение

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- осознание успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- определять орфограмму  и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении  текста.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- определять орфограмму в слове;

- обозначать орфограмму в слове;

- составлять и писать предложения  со словами, имеющими данную орфограмму.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литература, культура речи

Информационный материал

Учебник «Русский язык» 6 класс, М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.

Дидактический  материал

Карточки с учебными заданиями

Презентация

  фронтальная

   парная  

   групповая  

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности /постановка учебной задачи/

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

- Мотивировать учащихся к изучению темы.

На слайде 1 написаны слова:

Сшить, бесполезность, беспокойство, преумный, исписать, расчёт, рассвет, восход, приплыть, пришить, слепить, беззаботность, приморский, пристроить, сжечь, беззвездный, преломить, сделать, расписание.

Прочитайте слова вслух. Объедините их в группы по орфограммам. Слайд 2

Учащиеся предлагают объединить слова в три группы, но дискуссия показывает,  что им не хватает знаний и  умений для объяснения правописания слов с приставками ПРЕ-, ПРИ-.

Почему трудно выполнить это задание? Какой вопрос возникает при выполнении этой работы?

Что нам требуется, чтобы разрешить спор?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.  Слайд 3              

 Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Слайд 4

   

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы.

П этап. Учебно-познавательная деятельность

/учебные действия/

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З),    «понимание» (П),    «умение» (У)

Планируемый  результат

Цели:

• Подвести учащихся к решению проблемы: когда в словах пишутся приставки пре-, при-.

• Актуализировать умения:

- формулировать задание к упражнению;

- находить данную орфограмму в словах, обосновывать своё мнение;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

Задание 1 (З)

Обратимся к словам, записанным в 4 столбика.

прибыть       прилепить             приусадебный (участок)         приоткрыть

приплыть       пришить              пригородный (маршрут)        притронуться

прискакать    приклеить            приморский (городок)             прилечь

Слайд 5

Сравните слова в каждом столбике. Что объединяет слова в каждом столбике?

Общее лексическое значение.

Какое значение имеют слова в 1, 2, 3, 4 столбиках? ( Можно воспользоваться стр. 120-121 учебника или карточкой подсказки, где написано значение приставки при- ( приложение 1)

Приближение, присоединение, близость к предмету, неполное действие. Слайд 6

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с приставкой ПРИ-?    

Определить их лексическое значение.

Какие значения имеют слова с приставкой ПРИ-?

    Обратимся к словам с приставкой ПРЕ-. Слайд 7

Прескучный (человек)                                преградить

пренеприятный (поступок)                       претерпевать

преинтересный (рассказ)                          преодолеть

Что объединяет слова в этих двух столбиках?    

Общее лексическое значение.  

Какое общее значение имеют  слова в каждом столбике? ( Можно воспользоваться стр. 120-121 учебника или карточкой подсказки, где написано значение приставки пре- (приложение 2)   Слайд 8

Чтобы не допускать ошибок в написании слов с приставками пре-, при-,  необходимо выработать алгоритм действий.

                                                                                                             

 Вырабатывание алгоритма действия. (Работа в группах). Слайд 9

1. Произнеси слово.

  1. Определи  лексическое значение приставки.

                 при-                         пре-                                            

1 приближение

прибежать

1 пре = очень

предобрый

2 присоединение

примазать

3 неполное действие

Приоткрыть

4 близость к предмету

Пришкольный

2 пре = пере

прервать - перервать

  1. Запиши слово, выделяя орфограмму.

пре¬рвать

Задание 2  (П) (приложение 3)

Выписывание.  Используя алгоритм, выписать   слова с приставками пре, при- . Слайд 10

1 ряд - слова с приставкой при-, имеющей значение присоединения.

2 ряд - слова с приставкой при-, имеющей значение приближения.

3ряд - слова с приставкой пре-, близкой по значению со словом очень.

Пр..ближаться, пр..спокойный, пр..ползти, пр..шить, пр..смешной, пр..крепить, пр..красный, пр..плыть, пр..винтить, пр..добрый. Слайд 11

Проверка: Слайд 12

Задание 3  (У) (приложение 4)

Найди ошибки. Напиши эти словосочетания правильно. Слайд 13

Прикусить язык, превстать со стула, прибежать быстро, превкусное пирожное, преодолеть припятствия, прикрасный сад, прелестная девушка, пристегнуть ремень, призлой волк, прилететь утром.

Объясните написание приставок в исправленных словах. Оцени себя: 0-1 ош.- 5, 2 ош.-4, 3-4 ош.- 3. Проверка: слайд 14

Познавательные умения:

- определять слова с данной орфограммой  и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

- формулировать задание к упражнению;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- выполнять задание в рамках учебного диалога.

- правильно и уместно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- рассказывать алгоритм определения орфограммы;

- находить слова с приставками при-, пре-, объяснять их написание.;

Диагностика качества освоения темы

Цели -  установить степень усвоения темы, а именно:

- определять орфограмму;

- определять верное написание приставок;

- выполнять задания в соответствии с целью.

Выполните контрольное задание, затем обменяйтесь с товарищем тетрадями и   проверьте  друг друга (работа в парах). Оцените работу товарища: 0-1 ош.- 5, 2 ош.-4, 3-4 ош.- 3. (приложение 5)

Замените  словосочетание одним словом с приставкой при- или пре-. Слайд 15

Расположенный у берега (прибрежный); слегка задуматься (призадуматься); участок около школы (пришкольный); слегка открыть (приоткрыть); слегка задеть что-либо (прикоснуться); Расположенный у дороги (придорожный), спуститься с неба на землю (приземлиться), очень длинный (предлинный), соединить при помощи клея (приклеить), очень смешной(пресмешной).

Проверка: Слайд 16

Регулятивные умения:

- выполнять задания в соответствии с целью; 

проверять написание слов, вносить исправления.

Предметные умения:

- определять орфограмму;

- определять верное написание приставки;

-объяснять написание приставки

III этап. Рефлексивная деятельность

/самоконтроль и самооценка/

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ. Слайд 17

Закончите предложения:

1. Я хочу научиться правильно писать слова с приставками пре-, при-, потому что……..

2. Чтобы правильно написать слова  с приставками пре-, при-, надо……..

II. Задание на самооценку. Слайд 18

Закончите предложения:

Я (очень, не очень)  доволен (льна) собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать правильно слова самостоятельно.

Домашнее задание. Слайд 19. Упр. 250 (для  слабых учащихся);

Упр. 251 (для средних и сильных учащихся)

Личностные умения:

- оценивать результат учебной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

 Приложения 1-5

  1. Карточка подсказки ПРИ-

Присоединение, приближение, близость к предмету, неполное действие

  1. Карточка подсказки ПРЕ-

=очень

=пере

  1. Задание 2  

Выписывание.  Используя алгоритм, выписать   слова с приставками пре-, при-.

1 ряд - слова с приставкой при-, имеющей значение присоединения.

2 ряд - слова с приставкой при-, имеющей значение приближения.

3ряд - слова с приставкой пре-, близкой по значению со словом очень.

Пр..ближаться, пр..спокойный, пр..ползти, пр..шить, пр..смешной, пр..крепить, пр..красный, пр..плыть, пр..винтить, пр..добрый.

  1. Задание 3  

Найди ошибки. Напиши эти словосочетания правильно.

Прикусить язык, превстать со стула , прибежать быстро, превкусное пирожное, преодолеть припятствия,  прикрасный сад, прелестная девушка, пристегнуть ремень, призлой волк, прилететь утром.

  1. Выполните контрольное задание

Замените  словосочетание одним словом с приставкой при- или пре-.

Расположенный у берега; слегка задуматься; участок около школы; слегка открыть; слегка задеть что-либо; расположенный у дороги, спуститься с неба на землю, очень длинный, соединить при помощи клея, очень смешной.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание приставок на -з,с" 5класс

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок на -з,-с".  Урок содержит презентацию....

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....

конспект урока по русскому языку 6 класс "Правописание приставок пре-при"

урок опубликован в  электронном  журнале"Учительский  журнале он-лайн" Цель урока: отработка навыков  правописания приставок пре-приЗадачи:Обучающие – закрепить знан...

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....