Лингвистическая игра "Синтаксические головоломки"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Лингвистическая игра "Синтаксические головоломки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическая игра:
«Синтаксические
головоломки»
8 класс
Игру провела:
учитель 1 категории
Черкасова Любовь Федотовна
2021
Этапы урока
1.Стадия вызова. Оргмомент.
Цель этапа урока: формирование положительной мотивации обучающихся, пробуждение интереса, стимулирование деятельности, актуализация знаний, постановка целей, задач.
Слово учителя. Сегодня у нас необычный урок русского языка: мы проведём игру «Синтаксические головоломки».
Вспомним, что такое лингвистика, лексика, грамматика, синтаксис
Составление обучающимися карточки–информатора, работа с лингвистическим словарём, толкование слов: «лингвистика», «лексика», «грамматика», «синтаксис»
Предлагается отгадать лексическое значение слов по описанию:
Африканское жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами. (Жираф)
Злак с толстым стеблем и крупными съедобными жёлтыми зёрнами, собранными в початок, а также зёрна этого растения (Кукуруза)
Сильно пахнущее тропическое растение с цветком причудливой формы (Орхидея)
Курица, которая высиживает или уже высидела цыплят (Наседка)
Рабочий, занимающийся обработкой дерева и созданием изделий из него. (Столяр)
Учащийся высшего учебного заведения (Студент)
Наметённая ветром большая куча снега (Сугроб)
Беспорядочная беготня, беспокойная суетливость в действиях (Суматоха)
Имущество, боеприпасы, захваченные при победе над врагом (Трофей)
Учитель спрашивает о том, какой раздел языка и какой словарь помог в работе.
Ответ: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова. Раздел языка: лексика
.Предлагается заменить, где это возможно, предложенные выше предложения синонимичными сложноподчинёнными с придаточными определительными, с причастным оборотом, простыми предложениями, где подлежащее и сказуемое выражены были бы существительным в именительном падеже.
Найти сходство и различие в предложениях, разобрать их.
Постановка целей урока обучающимися:
Актуализировать знания о самостоятельных частях речи, словосочетании и предложении. Проверить умение строить предложение, определять количество грамматических основ в предложении, находить границы простых предложений в составе сложного.
Развивать логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, выделять главное, сравнивать, систематизировать.
Осуществлять самостоятельную деятельность по поиску информации.
Бережно относиться к родному языку.
Задача – учиться бережно относиться к языку, лучше усвоить его законы.
Знаю самостоятельные части речи, отличие простых предложений от сложных. Хочу узнать этимологию слов. Узнал что-то новое (проверка в ходе работы на уроке).
Оборудование: лингвистический словарь русского языка, карточки с заданиями, учётный лист.
2.Стадия осмысления. Основная часть урока.
Цель этапа урока: показать обучающимся важность изучения синтаксиса, лексики, грамматики, способствовать получению и осмыслению через активные формы работы новой информации, соотнесению её с собственными знаниями.
Деятельность учителя и обучающихся: форма работы – фронтальная, индивидуальная; объем информации – диалог.
Биография слов и выражений (выступления обучающихся)
а) Грамматика как наука возникла очень давно в Древней Греции две с половиной тысяч лет назад, название получила от слова «грамма», т.е. «буква», слово грамматика обозначало «письменность вообще». Позже этим словом стали называть науку о строе языка. От слова «грамматика» ведёт начало и русское слово «грамота» - умение читать. В Древней Руси всякий письменный документ называли грамотой. И теперь о человеке, умеющем читать и писать, говорят грамотный.
б) Синтаксис (учение о строе предложения и сочетании слов в нём) – от греческого syntaxis–«строй, построение, составление». У греков слово синтаксис употреблялось также в военном и государственном значении.
Динамическая пауза. Проводят дети.
«Дружная семья»
Собрать слова, в которых количество букв и звуков не совпадает, объяснить, почему так происходит, вспомнить, когда буквы: е, ё, ю, я - обозначают два звука (использовать текст, где дано определение лексических значений слов)
Кто быстрее соберёт «дружную семью», тот и победит.
3. Стадия рефлексии, подведение итогов.
Цель этапа урока: помочь осмыслить и обобщить полученную информацию, выявить отношение к изученному материалу.
- Что значат слова, заявленные в теме игры: «Синтаксические головоломки»?
Ответ: каждое из предложений имеет свой смысл, структуру, можно заменить синонимичной синтаксической конструкцией.
- Цели вами были поставлены, смогли ли вы выполнить их? Обращаемся к положениям: Знаю самостоятельные части речи, отличие простых предложений от сложных. Хочу узнать этимологию слов. Узнал что-то новое (проверка в ходе работы на уроке).
Дополните фразы:
На уроке я понял, что…разделы языка связаны между собой.
Я был удивлён, что можно…изобрести свои синонимичные конструкции, используя данный лексический материал. Объявляются победители игры, предлагается обучающимся найти в произведениях художественной литературы примеры, где возможна синтаксическая синонимия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/07/picture-39967.jpg)
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (из опыта работа)
Описание опыта работы с лингвистически одаренными детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309372-1381053178.jpg)
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/12/picture-1056835-1536738295.jpg)
Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....
О лингвистах и лингвистической науке. Знакомство с А.Х. Востоковым (работа с лингвистическим текстом)
Хочу предложить методику, которую можно использовать при работе с любым текстом. Покажу на примере лингвистического текста об ученом-языковеде. Такие тексты есть в каждом учебнике русского языка, но у...