Лингвистическая игра "Синтаксические головоломки"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Лингвистическая игра "Синтаксические головоломки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvistich_igra.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая игра:

«Синтаксические

головоломки»

8 класс

Игру провела:

учитель 1 категории

 Черкасова Любовь Федотовна

2021

Этапы урока

1.Стадия вызова. Оргмомент.

Цель этапа урока: формирование положительной мотивации обучающихся, пробуждение интереса, стимулирование деятельности, актуализация знаний, постановка целей, задач.

Слово учителя. Сегодня у нас необычный урок русского языка: мы проведём  игру «Синтаксические головоломки».

Вспомним, что такое лингвистика, лексика, грамматика, синтаксис

Составление обучающимися карточки–информатора, работа с лингвистическим словарём, толкование слов: «лингвистика», «лексика», «грамматика», «синтаксис» 

Предлагается отгадать лексическое значение слов по описанию:

 Африканское жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами. (Жираф)

Злак с толстым стеблем и крупными съедобными жёлтыми зёрнами, собранными в початок, а также зёрна этого растения (Кукуруза)

Сильно пахнущее тропическое растение с цветком причудливой формы (Орхидея)

Курица, которая высиживает или уже высидела цыплят (Наседка)

Рабочий, занимающийся обработкой дерева и созданием изделий из него. (Столяр)

Учащийся высшего учебного заведения (Студент)

Наметённая ветром большая куча снега (Сугроб)

Беспорядочная беготня, беспокойная суетливость в действиях (Суматоха)

Имущество, боеприпасы, захваченные при победе над врагом (Трофей)

Учитель спрашивает о том, какой раздел языка и какой словарь помог в работе.  

Ответ: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова. Раздел языка: лексика

.Предлагается заменить, где это возможно, предложенные выше предложения синонимичными сложноподчинёнными с придаточными определительными, с причастным оборотом, простыми предложениями, где подлежащее и сказуемое выражены были бы существительным в именительном падеже.

Найти сходство и различие в предложениях, разобрать их.

Постановка целей урока обучающимися:

Актуализировать знания о самостоятельных частях речи, словосочетании и предложении. Проверить умение строить предложение,  определять количество грамматических основ в предложении, находить границы простых  предложений в составе сложного.

Развивать логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, выделять главное, сравнивать, систематизировать.

Осуществлять самостоятельную деятельность по поиску информации.

Бережно относиться к родному языку.

Задача – учиться бережно относиться к языку, лучше усвоить его законы.

Знаю самостоятельные части речи, отличие простых предложений от сложных. Хочу узнать этимологию слов. Узнал что-то новое (проверка в ходе работы на уроке).

Оборудование: лингвистический словарь русского языка, карточки с заданиями, учётный лист.

2.Стадия осмысления. Основная часть урока.

Цель этапа урока: показать обучающимся важность изучения синтаксиса, лексики, грамматики, способствовать получению и осмыслению через активные формы работы новой информации, соотнесению её с собственными знаниями.        

Деятельность учителя и обучающихся: форма работы – фронтальная, индивидуальная; объем информации – диалог.

Биография слов и выражений (выступления обучающихся)

а) Грамматика как наука возникла очень давно в Древней Греции две с половиной тысяч лет назад, название получила от слова «грамма», т.е. «буква», слово грамматика обозначало «письменность вообще». Позже этим словом стали называть науку о строе языка. От слова «грамматика» ведёт начало и русское слово «грамота» - умение читать. В Древней Руси всякий письменный документ называли грамотой. И теперь о человеке, умеющем читать и писать, говорят грамотный.

б) Синтаксис (учение о строе предложения и сочетании слов в нём) – от греческого syntaxis–«строй, построение, составление». У греков слово синтаксис употреблялось также в военном и государственном значении.

Динамическая пауза. Проводят дети.

«Дружная семья»

Собрать слова, в которых количество букв и звуков не совпадает, объяснить, почему так происходит, вспомнить, когда буквы: е, ё, ю, я - обозначают два звука (использовать текст, где дано определение лексических значений слов)

                    Кто быстрее соберёт «дружную семью», тот и победит.

3. Стадия рефлексии, подведение итогов.

Цель этапа урока: помочь осмыслить и обобщить полученную информацию, выявить отношение к изученному материалу.

- Что значат слова, заявленные в теме игры: «Синтаксические головоломки»?

Ответ: каждое из предложений имеет свой смысл, структуру, можно заменить синонимичной синтаксической конструкцией.

- Цели вами были поставлены, смогли ли вы выполнить их? Обращаемся к положениям: Знаю самостоятельные части речи, отличие простых предложений от сложных. Хочу узнать этимологию слов. Узнал что-то новое (проверка в ходе работы на уроке).

Дополните фразы:

На уроке я понял, что…разделы языка связаны между собой.

Я был удивлён, что можно…изобрести свои синонимичные конструкции, используя данный лексический материал. Объявляются победители игры, предлагается обучающимся найти в произведениях художественной литературы примеры, где возможна синтаксическая синонимия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Головоломки по вирусам

В данной работе представлены кроссворды и чайнворды по теме "Вирусы"...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....

О лингвистах и лингвистической науке. Знакомство с А.Х. Востоковым (работа с лингвистическим текстом)

Хочу предложить методику, которую можно использовать при работе с любым текстом. Покажу на примере лингвистического текста об ученом-языковеде. Такие тексты есть в каждом учебнике русского языка, но у...