Тема: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Галина Алексеевна Верушкина

Открытый урок по русскому языку в 5 классе.  Тема "Одноролные члены предложения и знаки препинания при них"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnorodnye_chleny_prelozheniya.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

          Тема: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»

      Цели:

   

            - Образовательная. Познакомить учащихся с понятием однородные

              члены предложения и знаки препинания при них.

             - Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся,

               самостоятельное мышление, умение анализировать

           языковой материал, обобщать, делать выводы.

             -Воспитательная. Профилактика вредных привычек, формирование

              негативного отношения к курению.  

             .

             - Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения

              нового материала, выбрать средства обучения с учётом психо-

              физиологических особенностей.

     Оборудование:

            -Компьютерная презентация «Однородные члены предложения и  

             знаки препинания в них».

           -Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.

           - Тест в 3 вариантах.

                             Ход   урока.

1     Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, классная работа.

2    Введение в тему и зрительное восприятие материала для наблюдения. 

       

     Я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Каждое утро выходил он на улицу, здоровался с солнышком и подставлял лицо свежему, тёплому ветерку. И однажды он понял, что ветерок живой, и в голове у него родились строки:

Слайд №1     Осторожно ветер

                       Из калитки вышел,

                       Постучал в окошко,

                       Пробежал по крыше,

                     

                      Поиграл немного

                      Ветками черёмух,

                      Пожурил за что-то

                      Воробьёв знакомых

                      И расправил бодро

                      Молодые крылья,

                      Полетел куда-то

                      Вперегонки с пылью.    

                     

 3  Наблюдение над материалом. Работа с текстом. Эвристическая беседа.

     Ребята, внимательно прочитайте стихотворение на странице 154. Я предлагаю вам в группах обсудить его. А поможет вам карточка- информатор №1, которая находится в ваших файлах.

Слайд №2 1. Найдите и выпишите грамматическую основу предло-

                        жения?

                   2. Сколько в этом предложении сказуемых и сколько

                       подлежащих они поясняют?

                  3. На какой вопрос они отвечают и какова грамматичес-

                      кая форма этих глаголов?

                 4. С какой интонацией они произносятся?

                 5. Как называются подобные члены предложения?

 

Учитель: Давайте проверим, правильно  ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свой ответ.

--- Что необычного в этом стихотворении?

--- Какую грамматическую основу предложения вы выписали? (Слайд №3)

                  Ветер вышел,

                  постучал,

                  пробежал, поиграл,

                  пожурил и расправил,

                  полетел.

 __  Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

--- На какой вопрос они отвечают?

--- С какой интонацией они читаются?

--- Как называются подобные члены предложения? ( Однородные члены предложения)

4 Формулирование темы и запись в тетради.

   

  Учитель: Ребята, сформулируйте тему урока. « Однородные члены предложения и …»

  Запись темы урока в тетради: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»     ( Слайд №4)

5 Задачи к уроку (целенаправление)

 

      Итак, тема нашего урока «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». Ребята, как вы думаете, что мы можем узнать об однородных членах предложения?   ( Слайд №5)

(Чтение и работа со слайдом. Что надо знать и что надо уметь, постановка мотивации).       Знать                                                      Уметь

       

     Признаки однородных членов        1. Находить в тексте однородные предложения.                                              члены предложения.  

                                                                       

                                                               2. Правильно расставлять знаки                                                                                 препинания.                                          

                                                                      3. Употреблять в своей речи.

Учитель: А получится это у нас или нет, мы узнаем в конце урока, выполнив проверочный тест.

6 Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей.  

 

Учитель: Поработаем над признаками однородных членов предложения. (Слайд №6) 

 - Как вы думаете, что обозначают эти вопросы?

 - Почему их 5?

 Учитель: Итак, ребята, подумайте в группе и сформулируйте признаки однородных членов. Каждая группа начинает свой ответ со слов: « Однородными называются члены предложения, которые …». Слушайте внимательно, не повторяйтесь. Готовность группы покажите поднятием руки.

Давайте ещё раз все вместе прочитаем признаки однородных членов и запомним их.

(Слайд №7 )

Признаки однородных членов:

1. Отвечают на один и тот же вопрос.

2. Является одним членом предложения.

3. Относятся к одному и тому же члену предложения.

4. Обычно выражены одной и той же частью речи.

5. Произносятся с интонацией перечисления.

Молодцы! Итак, мы с вами успешно прошли первый этап.

 

7 Организация первичного контроля. Сочетание групповой и индивидуальной работы с последующей проверкой.

Учитель: Ребята, мы с вами назвали основные признаки однородных членов, а сейчас попробуем их найти в тексте. Работаем в группах. В каждой группе 4 варианта. Варианты находятся в папках, каждый берёт свой вариант. Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания. ( Задания составлены с учётом уровня подготовленности ребёнка). (Составлены номера индивидуальных вариантов для учеников, которые успевают сделать большой объём).

Последовательность выполнения задания:            

         -Сначала   каждый из вас прорабатывает свой вариант устно

         -Затем записывайте свой ответ в тетрадь.

         -Можете пользоваться карточкой-информатором (признаки однородных членов).

         

1 вариант.  

Найти предложения с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его.

       

 А. Зимой солнце светит редко.

         В. Птицы ищут корм.

         С. Утром прилетали синицы и клевали пшено.

Последовательность выполнения задания:            

         -Сначала   каждый из вас прорабатывает свой вариант устно

         -Затем записывайте свой ответ в тетрадь.

         -Можете пользоваться карточкой-информатором (признаки однородных членов).

2 вариант.

Найти предложения с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания.

          А. Наступила долгожданная зима.

          В. Птицы летят в тёплые края стаями.

          С. В наших лесах живут медведи лисы волки.

Последовательность выполнения задания:            

         -Сначала   каждый из вас прорабатывает свой вариант устно

         -Затем записывайте свой ответ в тетрадь.

         -Можете пользоваться карточкой-информатором (признаки однородных членов).

3 вариант.

Найти предложения с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания.

           А. Наступила зима, и ударили сильные морозы.

           В. Мы очень спешим к поезду но опоздали.

           С. Мы любим зиму.

 

Последовательность выполнения задания:            

         -Сначала   каждый из вас прорабатывает свой вариант устно

         -Затем записывайте свой ответ в тетрадь.

         -Можете пользоваться карточкой-информатором (признаки однородных членов).

4 вариант.

Найти предложения с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания.

            А. По склоном гор видны сосны и ели клёны и дубы.

            В.Многие хребты Алтая покрыты вечным снегом.

            С. Вспыхивает молния гремит гром.

 Последовательность выполнения задания:            

         -Сначала   каждый из вас прорабатывает свой вариант устно

         -Затем записывайте свой ответ в тетрадь.

         -Можете пользоваться карточкой-информатором (признаки однородных членов).

 

Учитель:  А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задания.

Последовательная проверка работы 5 вариантов. (Слайды № 8).  

 1. вариант  

С. Утром прилетели синицы и клевали пшено.

 2. вариант.

С. В наших лесах живут медведи, лисы, волки.

3. вариант.

 В. Мы очень спешили к поезду, но опоздали.

 4 вариант.

 В.По склонам гор видны сосны и ели, клёны и дубы.

 

С заданием второго этапа вы справились неплохо. Молодцы.   

Учитель:(создание проблемной ситуации )

  Посмотрите, пожалуйста. на этот слайд №6. Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания:  

  -На что вы обратили внимание?

У меня возник вопрос:

       - А почему так?

 

Учитель: А ответить на этот вопрос нам поможет следующий слайд№10

    Схема:  1.  О и О.

                      2.  О. О. О.

                  3.  О, а (но) О.

                  4.и О, и О, и О.

                  5. О, О и О.

8  Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение с таблицей, выведенной на экран.

Учитель: Я предлагаю каждой группе рассмотреть таблицу и сформулировать правила постановки знаков препинания в простом предложении и привести примеры, а для этого вы можете использовать материал на карточках.  Запишите по одному примеру к каждой схеме.(Работа в группах. В файловых папках лежат схемы однородных членов, можете воспользоваться ими)

Учитель: Итак, начинаем проверку, пожалуйста. Каждая группа начинает свой ответ со слов: « Если однородные члены предложения…». Последующая проверка с формулированием правила.

Учитель: Ребята, а вы хотите убедиться правильно ли наши предположения. Давайте сверимся с таблицей и сравним правильно ли мы спрогнозировали пунктуационные правила.(Слайд №  11 ).

              Правила постановки знаков препинания при однородных членов.

      1 Если однородные члены соединяются одиночным союзам и, запятая не ставится.

      2. Если однородные члены связаны бессоюзной связью, запятая ставится.

     3. Если однородные члены соединены противительными союзами а, но, запятая ставится.

     4. Если однородные члены соединены повторяющимися союзами и,

запятые ставятся.

9  Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль.

Учитель: Я предлагаю вам познакомиться с интересным текстом. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль текста?»

 (Чтение в слух слайд №12)

   1 группа. 1 Курение является вредной и опасной привычкой для

    здоровья. 2. Это знают все. 3. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. 4. Они не задумываются о страшных последствиях.

  2 группа. 5.И ацетон и ртуть и свинец и мышьяк разрушают организм курильщика. 6.

  Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6-8 лет.7. Это исследовали и доказали учёные всего мира.

   3 группа. 8.Ежедневно в России умирает 300 тысяч человек. 9. Страшная и ужасная статистика.10. Помни, знай о вреде курения и борись с ним.

 

Учитель: Заинтересовал вас этот текст? Какова его основная мысль?

Вывод учителя: Основная мысль этого текста – предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ.

А сейчас рассмотрим этот текст

Работаем в группах. Обратите внимание: текс разделён на абзацы, которые соответствуют номеру группы.

 Последовательность выполнения задания дана на карточке – информаторе.

 

 --- Найдите в своём абзаце предложения с однородными членами, запишите их.

   --- Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

   --- Определите синтаксическую роль.

 Проверка. Слушаем ответы каждой группы.

Учитель: Сделаем вывод, какие члены предложения могут быть однородными?

Молодцы. Работу на третьем этапе выполнили неплохо.

Учитель: Ребята, прежде чем мы с вами выполним проверочный тест, давайте ещё раз вспомним признаки однородных членов предложения и знаки препинания при них.

Учитель: Я думаю, что сейчас мы готовы к проверочному тестированию, которое поможет выявить, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу не торопиться, думать и работать внимательно. Но если не у всех всё сразу получиться, не огорчайтесь, так как этой теме  мы посвятили следующие уроки.

(Выполнение теста. Проверка. Ключи (ответы) 3 вариантах на слайде №13 Оценивание результатов.

12. Рефлексия. Ребята, что узнали на уроке? И чему научились. Сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами».

13.    Объяснения домашнего задания.

$60 Выучить признаки однородных членов предложения ,

 условия постановки знаков препинания и написать мини-сочинение на тему «Моя родная школа».

(используйте в своём сочинении однородные члены предложения).Упражнение №466.(на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".

Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....

Дидактический материал по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания при однородных членах...

Презентация урока русского языка в 8 классе по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

"Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки    препинания при них" (конспект урока и презентация)...

Открытый урок русского языка в 8 классе (слабослышащие обучающиеся) по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Урок посвящён закреплению понятие об обобщающем слове и его роли в предложении; формированию умения находить обобщающее слово; отработке навыка постановки знаков препинания в предложении с о...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")...