Однородные члены предложения и знаки препинания при однородных членах
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах»

Учитель русского языка и литературы Алимова Л.А

Ход урока

 1.Организационный момент и сообщение целей урока

Учитель:

Осени привет 
Ветер-почтальон 
Письма разносил, 
Дул, старался он, 
Не жалея сил. 
На листве цветной 
Осени привет, 
Дождик затяжной 
Сыплет свой ответ. 
Пруд покрылся весь 
Нотками дождя, 
Пишет небо песнь, 
В осень уходя.

(Тамара Маршалова)

– Очень заметные явления происходят в природе. Прочитайте предложения.

Ветер срывал листья и кружил их.
Ветер срывал листья, кружил их.

– Чем похожи эти предложения? (Порядком слов. В них есть однородные члены предложения.)

– Чем отличаются? (В первом предложение есть союз И)

– Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с употреблением однородных членов в речи, будем учиться правильно употреблять запятую в предложении с однородными членами без союзов, упражняться в интонации перечисления при чтении предложений с однородными членами, повторим изученные словарные слова.

2. Проверка домашнего задания

(Упр. 86, с. 45,. 5 г  класс)

– Найди предложение однородными членами.

– Какие члены предложения называются однокоренными?

– Как связаны между собой однородные члены предложения? 

– Наверное, этот случай произошел летом, перелётные птицы уже давно вывели своих птенцов и отправились в теплые края.

– Какие звуки сейчас можно услышать в лесу?

– Ну, а мы сегодня поработаем со звуками …..

3. Работа над словарными словами

1. Работа со словарными словами (повторение)

– В пословице сказано “осень – запасиха”, давайте, запишем, какие овощи осенью люди снимают со своих грядок. Выделите орфограмму, которую необходимо проверить при помощи словаря или запомнить.

– Огородное растение: томат (помидор)

– Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом (картофель)

– Огородное растение с зелёными продолговатым плодом (огурец)

– Завивающиеся в кочан листья растения, употребляемые в пищу (капуста)

– Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем (морковь)

– Прочитай …., какие слова ты записал.

– Как одним словом можно их назвать? (овощи)

– Поменялись тетрадями и при помощи карандаша проверили.

– Поднимите руку, кто не допустил ошибок?

4. Работа по теме урока

2. Составление предложений с однородными членами предложения

– Используя слова, которые вы сейчас записали, составьте и запишите мне предложение с однородными членами. Подчеркните однородные члены и слово, к которому они относятся.

– Каким членом предложения являются однородные? (подлежащим)

– Какими членами предложения могут быть ещё однородные?

– Составьте схему своего предложения (один у доски)

– Задайте вопрос по сегодняшней теме …..

– Не только люди собираю осенью урожай, делают запасы, эта прекрасная пора вдохновляла и вдохновляет многих на написание картин, стихотворений, музыки и сейчас мы послушаем отрывок из Времен года. Осень Вивальди и выполним небольшую разминку

5. Физкультминутка

(В руках у детей осенние листья.)

Листопад, листопад
Листья в воздухе кружат 
(покачивание листьев)
Озорные там и тут
Листья дворники метет
А они опять летят 
(листья полетели)
Ох, уж этот листопад 
(слова учителя)

6. Закрепление пройденного материала

1. Составление предложений по схеме

– Составьте мне предложения об осенних листьях, чтобы они соответствовали схеме  вариант с однородными сказуемыми, 2 вариант с однородными второстепенными членами (один ученик у доски).

– Разберите свои предложения по членам и частям речи.

– Только листья сменили цвет и кружатся в воздухе с приходом осени или ещё какие-то признаки есть?

2. Составление предложений с однородными членами. Озаглавьте текст. 

а) Дифференцированный подход

Журавли кричат тревожно. Журавли кричат тоскливо.
Ветер срывает с деревьев листья. Ветер воет по ночам.
Осень раздевает лес. Осень студит воду.
Медленно ползут по небу тучи. Медленно ползут по небу облака.

б) С.46, упр.87*

7. Поверочная работа (карточки с тестом)

1. Члены предложения называются однородными, если ….

1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?

1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенными членами.

3. Как связаны между собой однородные члены предложения?

1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.

4.Найди предложение с однородными членами.

1). Ласточка питается мухами, комарами, мошками.
2). Цапли живут на болоте.
3). Дятел долбит деревья, достаёт из-под коры вредных насекомых.

8. Итог урока

– А сейчас подведем итог урока, посмотрите на картину и напишите небольшой рассказ с однородными членами.

Наступила … . Вода в реке … . Небо … . Берёзка в своём … . Рябина нарядилась … . 
Ваше отношение.

9. Домашние задание (по выбору)

С. 47, упр.88 или составить небольшой рассказ “Дары природы” с однородными членами предложения.