Урок в 11 классе "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Урок разработан для уч-ся 11 класса. Материал подобран и направлен на подготовку ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_11_klasse_po_teme_odnorodnye_chleny_predlozheniya_i_znaki_prepinaniya_pri_nikh.doc | 336.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Однородные члены предложения и знаки препинания при них.
Цель: обобщение знаний по теме «Однородные члены предложения»; сформировать грамотность учащихся по данной теме.
Задачи: 1. обучающие: систематизировать знания уч-ся по теме, тренировать в постановке
знаков препинания;
2. развивающие: научить использовать выразительные возможности однородных
членов в речи;
3. воспитательные: формировать культуру речи, прививать речевую этику.
Ход урока
- Слайд №1
Однородные члены предложения |
- Орг. момент (число, классная работа).
– Ребята, тема нашего урока: «Однородные члены предложения». Запишите ее в тетради. Наш урок – один из многих в системе подготовки к экзамену. Сегодня мы
(Слайд №2)
|
- Фронтальный опрос. Проверка дом. задания.
– Но сначала проведем лингвистическую разминку.
– Закончи утверждение…
(Слайд №3)
| составные глагольные, составные именные. неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные. обратный. (Какое название носит обратный порядок слов? – Инверсия.) |
– Приведите примеры из домашнего задания.
- Наблюдения, анализ.
– Сегодня мы поработаем на материале произведений И. А. Бунина. Анализируя тексты и предложения, можно насладиться бунинским словом.
– Но сейчас перед нами отрывки о Бунине и его творчестве, взятые из «Литературной энциклопедии».
(Слайд №4)
И. А. Бунин был органически связан с передовой культурой 19 века. В литературу он вошел как поэт, но широкую известность ему принес рассказ «Антоновские яблоки» (1900). Новый век нес кардинальные перемены, а «Антоновские яблоки» навевали милые добрые воспоминания о прекрасном былом. Запах антоновских яблок – это символ неповторимости национального бытия изобилия природы и человеческих чувств. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель предрекает гибель миру, преступившему нравственные законы. Это рассказ и о тщете мирской суеты вокруг накопительства и о дьявольской силе золота и о неумении жить. В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия. Последние годы жизни писателя были мучительны: сказались как материальные трудности, так и сложные нравственные противоречия |
- Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание приставок пре- и при-» и «Приставок, оканчивающихся на з-, с-», объясните их написание.
- Каких знаков препинания недостает в тексте? (в тексте отсутствуют знаки препинания при однородных членах.)
- Вспомните условия постановки знаков препинания при однородных членах предложения. ………, опираясь на схемы, данные в таблице, расскажи, когда ставится запятая между однородными членами. А ты, …….., расскажи, когда не ставится запятая между однородными членами.
– Вернемся к нашему тексту. Выпишите предложения с однородными членами и начертите схемы. Вы, ребята, выполняете задание в тетрадях, а …….. составит схемы на доске.
- Стилистические упражнения.
– А сейчас мы будем учиться строить предложения в соответствии с синтаксическими нормами. Перед вами предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
(Слайд №5)
1) Мы познакомились и внимательно изучили творчество писателей-реалистов конца 19 – начала 20 века. |
2) Затем со двора он вошел в узкую дверь и по еще узкой винтовой лестнице поднялся на второй этаж. |
– Исправьте ошибки и запишите предложения: 1 вариант – 1-е предложение, а 2-й вариант – 2-е предложение. А у доски выполнят это задание ……. и ……… .
(комментарий: 1-е предложение – нужно, чтобы при глаголе «познакомились» стояло зависимое слово в Т.п.
ставим вопрос: познакомились с чем?;
2-е предложение: чтобы восстановить смысл данного предложения, нужно наречие «еще»
поставить перед предлогом «по», т.к. здесь речь идет о продолжении действия: «вошел и
поднялся» – а не о характеристике лестницы. )
– Сделайте вывод, когда в предложениях не ставится запятая при однородных членах.
- Актуализация знаний. Работа с текстом.
(Слайд №6 (и на листах))
– Перед вами отрывок из рассказа Бунина «Антоновские яблоки». …….., прочитай текст.
Ветер не унимался. Он волновал сад рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низки и быстро и скоро, точно дым, затуманили солнце. Погасал его блеск закрывалось окошечко в голубое небо а в саду становилось пустынно и скучно и снова начинал сеять дождь… сперва тихо осторожно потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая тревожная ночь… |
– Какова тема и основная мысль текста? (Осенняя природа. Автор создает картину осенней непогоды, которая вызывает чувство тревоги.)
– Озаглавьте текст. («Ненастье».)
– Какого стиля и типа данный текст? (Художественный стиль, описание.)
– Какие изобразительные средства у Бунина создают настроение тревоги? (Эпитеты: зловещие космы пепельных облаков, долгая, тревожная ночь; олицетворение: ветер волновал сад, облака бежали; метафора: закрывалось окошечко в голубое небо.)
– Ребята, эпитеты и метафоры – это лексические средства выразительности. Назовите синтаксические средства. (Это ряды однородных членов предложения.)
– С помощью чего достигается динамика картины осеннего неба? (С помощью обилия глаголов и наречий.)
– Найдите в тексте контекстные синонимы и антонимы. (Синонимы: быстро – скоро, пустынно – скучно, тихо – осторожно; антонимы: сперва – потом.)
- Самостоятельная работа.
– Спишите данный текст, расставив недостающие знаки препинания.
Взаимопроверка. (Слайд №7 (текст с расставленными знаками препинания))
Ветер не унимался. Он волновал сад (,) рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низки и быстро и скоро, точно дым, затуманили солнце. Погасал его блеск (,) закрывалось окошечко в голубое небо (,) а в саду становилось пустынно и скучно (,) и снова начинал сеять дождь… сперва тихо (,) осторожно (,) потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая (,) тревожная ночь… |
– Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность постановки знаков препинания.
– Какое предложение вызвало наибольшее затруднение при выполнении задания?
- Рефлексия.
- Какие еще условия постановки знаков препинания при однородных членах мы повторили сегодня на уроке?
- Вы обратили внимание, что сегодня мы не говорили о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом? Этому будет посвящен следующий урок.
- Домашнее задание.
– Перед вами задания А 20 – 25 из «Демоверсии – 2013», выполните их.
- Комментированное выставление оценок.
- Слайд №8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...
Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".
Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....
Презентация урока русского языка в 8 классе по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
"Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них" (конспект урока и презентация)...
Урок: "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
Цель: формировать у учащихся умения:1) находить обобщающие слова при однородных членах;2) правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах...
«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».
laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....