Урок в 11 классе "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Драб Ирина Викторовна

Урок разработан для уч-ся 11 класса. Материал подобран и направлен на подготовку ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Тема: Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

   Цель: обобщение знаний по теме «Однородные члены предложения»; сформировать грамотность учащихся по данной теме.

   Задачи: 1. обучающие: систематизировать знания уч-ся по теме, тренировать в постановке

                      знаков препинания;

                  2. развивающие: научить использовать выразительные возможности однородных

                     членов в речи;

                  3. воспитательные: формировать культуру речи, прививать речевую этику.

Ход урока

  1. Слайд №1

Однородные члены предложения

  1. Орг. момент (число, классная работа).

– Ребята, тема нашего урока: «Однородные члены предложения». Запишите ее в тетради. Наш урок – один из многих в системе подготовки к экзамену. Сегодня мы

(Слайд №2)

  • Повторяем правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
  • Актуализируем знания;
  • Выполняем стилистические упражнения

  1. Фронтальный опрос. Проверка дом. задания.

            – Но сначала проведем лингвистическую разминку.

            – Закончи утверждение…

           (Слайд №3)

  1. Сказуемые бывают: простые глагольные, ...
  2. К односоставным предложениям относятся: определенно-личные, … 
  3. Порядок слов в предложении бывает прямой и …

составные глагольные, составные именные.

неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные.

обратный. (Какое название носит обратный порядок слов? – Инверсия.)

 – Приведите примеры из домашнего задания.

  1. Наблюдения, анализ.

– Сегодня  мы поработаем на материале произведений И. А. Бунина. Анализируя тексты и предложения, можно насладиться бунинским словом.

– Но сейчас перед нами отрывки о Бунине и его творчестве, взятые из «Литературной энциклопедии».

(Слайд №4)

И. А. Бунин был органически связан с передовой культурой 19 века. В литературу он вошел как поэт, но широкую известность ему принес рассказ «Антоновские яблоки» (1900). Новый век нес кардинальные перемены, а «Антоновские яблоки» навевали милые добрые воспоминания о прекрасном былом. Запах антоновских яблок – это символ неповторимости национального бытия изобилия природы и человеческих чувств.

     В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель предрекает гибель миру, преступившему нравственные законы. Это рассказ и о тщете мирской суеты вокруг накопительства и о дьявольской силе золота и о неумении жить.

    В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия.

    Последние годы жизни писателя были мучительны: сказались как материальные трудности, так и сложные нравственные противоречия

  1. Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание приставок пре- и при-» и «Приставок, оканчивающихся на з-, с-», объясните их написание.
  2. Каких знаков препинания недостает в тексте? (в тексте отсутствуют знаки препинания при однородных членах.)
  3. Вспомните условия постановки знаков препинания при однородных членах предложения. ………, опираясь на схемы, данные в таблице, расскажи, когда ставится запятая между однородными членами. А ты, …….., расскажи, когда не ставится запятая между однородными членами.

    – Вернемся к нашему тексту. Выпишите предложения с однородными членами и начертите схемы. Вы, ребята, выполняете задание в тетрадях, а …….. составит схемы на доске.

  1. Стилистические упражнения.

      – А сейчас мы будем учиться строить предложения в соответствии с синтаксическими нормами. Перед вами предложения, в которых допущены грамматические ошибки.

(Слайд №5)

     

1) Мы познакомились и внимательно изучили творчество писателей-реалистов конца 19 – начала 20 века.

   

 2) Затем со двора он вошел в узкую дверь и по еще узкой винтовой лестнице поднялся на второй этаж.

     – Исправьте ошибки и запишите предложения: 1 вариант – 1-е предложение, а 2-й вариант – 2-е предложение. А у доски выполнят это задание ……. и ……… .

      (комментарий: 1-е предложение – нужно, чтобы при глаголе «познакомились» стояло зависимое слово в Т.п.

                                ставим вопрос: познакомились с чем?;

                                2-е предложение: чтобы восстановить смысл данного предложения, нужно наречие «еще»

                                поставить перед предлогом «по», т.к. здесь речь идет о продолжении действия: «вошел и

                                поднялся» – а не о характеристике лестницы. )

              – Сделайте вывод, когда в предложениях не ставится запятая при однородных членах.

  1. Актуализация знаний. Работа с текстом.

(Слайд №6 (и на листах))

– Перед вами отрывок из рассказа Бунина «Антоновские яблоки». …….., прочитай текст.

     Ветер не унимался. Он волновал сад рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низки и быстро и скоро, точно дым, затуманили солнце. Погасал его блеск закрывалось окошечко в голубое небо а в саду становилось пустынно и скучно и снова начинал сеять дождь… сперва тихо осторожно потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая тревожная ночь…

   – Какова тема и основная мысль текста? (Осенняя природа. Автор создает картину осенней непогоды, которая вызывает чувство тревоги.)

   – Озаглавьте текст. («Ненастье».)

  – Какого стиля и типа данный текст? (Художественный стиль, описание.)

  – Какие изобразительные средства у Бунина создают настроение тревоги? (Эпитеты: зловещие космы пепельных облаков, долгая, тревожная ночь; олицетворение: ветер волновал сад, облака бежали; метафора: закрывалось окошечко в голубое небо.)

  – Ребята, эпитеты и метафоры – это лексические средства выразительности. Назовите синтаксические средства. (Это ряды однородных членов предложения.)

  – С помощью чего достигается динамика картины осеннего неба? (С помощью обилия глаголов и наречий.)

  – Найдите в тексте контекстные синонимы и антонимы. (Синонимы: быстро – скоро, пустынно – скучно, тихо – осторожно; антонимы: сперва – потом.)

  1. Самостоятельная работа.

  – Спишите данный текст, расставив недостающие знаки препинания.

Взаимопроверка. (Слайд №7 (текст с расставленными знаками препинания))

     Ветер не унимался. Он волновал сад (,) рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низки и быстро и скоро, точно дым, затуманили солнце. Погасал его блеск (,) закрывалось окошечко в голубое небо (,) а в саду становилось пустынно и скучно (,) и снова начинал сеять дождь… сперва     тихо (,) осторожно (,) потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая (,) тревожная ночь…

  – Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность постановки знаков препинания.

  – Какое предложение вызвало наибольшее затруднение при выполнении задания?

  1. Рефлексия.
  1. Какие еще условия постановки знаков препинания при однородных членах мы повторили сегодня на уроке?
  2. Вы обратили внимание, что сегодня мы не говорили о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом? Этому будет посвящен следующий урок.

  1. Домашнее задание.

  – Перед вами задания А 20 – 25 из «Демоверсии – 2013», выполните их.

 

  1. Комментированное выставление оценок.
  2. Слайд №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...

Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".

Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....

Презентация урока русского языка в 8 классе по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

"Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки    препинания при них" (конспект урока и презентация)...

Урок: "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Цель: формировать у учащихся умения:1)  находить обобщающие слова при однородных членах;2)         правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах...

интегрированный урок "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Методическая разработка урока русского языка по ФГОС...

«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».

laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....