Развитие речи. Учимся говорить правильно, точно, выразительно.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Сколько, по-вашему, будет частей в нашей работе? Обращаем внимание на трехчастность самого названия урока.
Что значит «говорить  правильно»? (Без ошибок, в соответствии с нормами литературного языка.) «Точно»? (Без лишних слов, внимательно подбирая слова.) «Выразительно»? (Образно, нестандартно.)
Что можно сказать о человеке, который говорит так: 

«у меня много делов»,

 «сегодня все ходят без вольт»,

 «давай вечером прошвырнемся по бульвару»,

 «они все ложат и ложат»? 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_18.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. . Автор: Головина Алла Виленовна , учитель русского языка и литературы

Слайд 2

. Учитель сразу объявляет и записывает тему нового урока. Сколько, по-вашему, будет частей в нашей работе? Обращаем внимание на трехчастность самого названия урока. Что значит «говорить правильно»? (Без ошибок, в соответствии с нормами литературного языка.) «Точно»? (Без лишних слов, внимательно подбирая слова.) «Выразительно»? (Образно, нестандартно.) Что можно сказать о человеке, который говорит так: -«у меня много делов », - «сегодня все ходят без вольт», - «давай вечером прошвырнемся по бульвару», - «они все ложат и ложат »? («Свободный микрофон» для детей. Учитель подытожит: речь человека – своеобразный паспорт, удостоверяющий культурный уровень и развитие личности.)

Слайд 3

ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ Учимся говорить п р а в и л ь н о. а) Из школьной жизни. Выпишем ошибки в речи ученика, рядом дадим свой вариант. Учитель читает текст. Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды, Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие… - Где же ты учился, Сережа Елкин ? - Теперя ? В этом году? - Ну, разумеется. - Теперя в 35-й школе. - А раньше? - Начал в 147-й, а еще первее в 549-й. В классе сделалось совсем тихо. (По С. Минчковскому )

Слайд 4

. Какие ошибки в речи Сережи вы обнаружили? Как исправили? б) У с т н о: найдите ошибку в речи наших современников. Редактирование. Пассажир подгоняет таксиста: « Ехай быстрей !» ( Поезжай ) Ягодник, пробирающийся через болото. Говорит товарищу: « А ты по досточке иди !» ( По дощечке ) Мама говорит дочке: « Ляжь скорее в кровать и спи!» (Ляг, ложись ) Мальчишка: « А дождь все секёт и секёт ». ( Сечёт. )

Слайд 5

. По мере работы над «перлами» нашей речи сделаем на доске таблицу: НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО и выпишем ошибки с исправленными вариантами, чтобы наша работа была наглядной. В ы в о д: эти ошибки в речи связаны с неумением говорящего правильно образовывать формы слов. в) Поняла ли мама Люсю? Школьница Люся, окончив занятия в школе, пришла домой и села за стол решать сложный английский тест (  тэст  ). Через некоторое время позвонила мама и спросила дочку: «Что делаешь?» - Вожусь с тестом (  т’эстом  )», - был ответ. (Люся неверно произносит слово, смягчая т, как произносится ь в слове тесто. Нарушен закон орфоэпии.

Слайд 6

. З а п о м н и м:  т’  есто , но  тэ  ст . г) По правилам орфоэпии – науки о литературном произношении – нужно говорить так (запись в тетради): Что  што  , чтобы  штобы  , Кузьминична  куз’м’ин’ишна  , Алексеевна  ал’эксевна  ( это стяжение звуков обычно при произнесении отчества ), одессит, дефект (  д’э  ), но депо  дэ  . д) почему режиссер Брянцев не поверил, что с ним говорит учительница? Ф о н е т и ч е с к и й п р а к т и к у м. - Вам звонит учительница… - Не верю, - прервал Алексей Александрович и повесил трубку. Через минуту снова звонок, и снова: «Вам звонит преподавательница…» И на третий звонок Брянцев отреагировал так же: «Не верю». Запомним, что ударение в словах должно быть правильным (пишем): Звонишь, звоним, звонит, звонят, не дозвонишься. е) Поставьте ударение в приведенных словах (произведем эти слова все вместе). Договор, шофер, предложил, петля, партер, магазин, баловать, процент.

Слайд 7

. 2. Учимся говорить т о ч но. Послушайте стихотворение Э. Мошковской и выпишите слова-пустышки, ничего не значащие и засоряющие речь. Жил-был этот, как его Был еще один чудак Ну значит, и того. Это, в общем, значит, так, Жил, это самое, И его любимый зять. Со своею мамою. Звали зятя так сказать. (Слова-пустышки: этот, как его, ну, значит, это самое, так сказать и др. ) Отредактируйте устно ответ ученика: Я, так сказать, учил, но, ну как это выразить, не выучил. Нужно сказать точно и ясно: Я учил, но не выучил.

Слайд 8

. 3. Учился говорить в ы р а з и т е л ь н о. а) Героиня романа Ильфа и Петрова купила стулья. Муж удивился покупке. Послушайте их диалог. -Здравствуй, Еленочка , а что это такое? Отсюда стулья? -Хо-хо! -Нет, в самом деле? - Красота ! -Да, стулья хорошие. - Знаменитые ! -Подарил кто-нибудь? -Ого! Что там не нравится в ответах жены? (Речь Елены бедная, состоящая из кратких реплих , необразная.)

Слайд 9

. б) У двух мальчиков спросили, что они любят, и оба ответили развернуто, точно. М и ш к а: Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, и бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего… Д е н и с к а: Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе… Я люблю слушать, как жук копается в коробочке… Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно люблю петь и пою очень громко.

Слайд 10

. Люблю читать сказки про кончиль . Это такая маленькая, умная и озорная лань. У нее веселые глазки, и маленькие рожки, и розовые отполированные копытца. Какое произведение вы узнали в этом отрывке? (Это отрывок из повести Виктора Драгунского «Денискины рассказы».) Чей рассказ вам больше по душе и почему? (Речь Мишки бедная, невыразительная, построенная на перечислении того, что он любит есть. Язык Дениски, напротив, выразительный, образный, живой.) Запишем два последних предложения.

Слайд 11

. Чем достигается выразительность последнего абзаца ? Какие художественные средства создания портрета лани мы можем отметить? (Эпитеты, рисующие ее характер, - умная, озорная , внимание к деталям: веселые глазки и т. д.) Дениска рисует образ любимой лани… В чем, по-вашему, причина бедности речи Мишки? (Неразвитость воображения, фантазии.) в) Джанни Родари , детский итальянский писатель, чтобы разбудить фантазию, советовал взять два существительных, не связанных по смыслу, и попробовать их соединить, найдя отдаленные точки соприкосновения. Так может родиться интерес0ное сравнение – «бином фантазии» , по выражению Джанни Родари . (Объясним, что слово бином образовано сложением латинского bi – «двое, дважды» и греческого поте – «часть, доля»). Например: что общего между холодильником и головою?

Слайд 12

. В холодильнике и голове многое хранится. Голова гудит, и неисправный холодильник гудит. Ток бежит в холодильнике, и мысли бегут в голове человека. А теперь соединим холодильник и голову в одном предложении: Голова гудит, как ток в холодильнике; В голове, как в холодильнике, многое хранится (примеры из кн.: Развитие речи. Школьная риторика. 5 класс / под ред. Т. А. Ладыженской . – М., 1996).

Слайд 13

. г) Можно ли сказать так? Люблю я майскую грозу в начале мая. Когда весной весенний первый гром, Как бы резвяся и в игру играя, Грохочет громко в небе голубом. Узнаем искаженные поэтом-сатириком стихи Ф. Тютчева «Люблю грозу в начале мая» - шедевр русской лирики. Зачем сатирик это сделал? Чтобы отучить нас от тавтологии – употребления однокоренных слов рядом.

Слайд 14

. ПОДЫТОЖИМ УРОК. Интересен ли был наш урок? Полезен? У ч и т е л ю: содержание урока может показаться излишне насыщенным для 45 минут. Урок очень важен для развития речевой культуры детей, поэтому не рекомендуем его сокращать, ибо все действия на уроке имеют практическую направленность. Советую материалы для практического анализа перепечатать, сделать ксерокопию для каждого ребенка или провести сдвоенный урок. Домашнее задание: придумать биномы фантазии: окно – зеркало, топор – мысль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная обучающая программа "Развитие речи.Учимся говорить правильно".

Обучающая программа для развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошколього и младшего школьного возраста.Программа состоит из четырёх разделов по этапам развития речи:от неречевых звуков ...

Путешествие по страницам лесной книги (учимся говорить и писать выразительно)

Показатель возможности употребления средств худ. выразительности в речи, научить учащихся употреблять различные ср-ва худ. выразительности при создании творческих работ...

Учебный проект "Учимся говорить и писать выразительно"

Данный проект направлен на формирование речевых навыков обучающихся при изучении изобразительно-выразительных средств языка....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи. Учимся говорить. Академическое красноречие.

Цель: ввести школьников в мир ораторского искусства;познакомить с основными вопросами риторики;совершенствовать практические умения в произнесении речей;Форма: урок-практикумПодготовительная работа: к...