Подготовка к сочинению по картине Т. А. Яблонской "Утро"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Баландина Евгения Александровна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро»" в 6-м классе

Ребята, какие ассоциации возникает у вас при слове «утро»?

А что может быть изображено на картине, которая называется «Утро»?

Итак, давайте посмотрим, насколько вы правы. Открыть репродукцию картины в учебнике с.185

Мы сегодня говорим с вами о картине Татьяны Ниловной ЯблОнской. К какому типу речи отнесём ваши сочинения? (Описание). Что характерно для описания как типа речи? (Наличие эпитетов).

Какие эпитеты подобрать к слову «утро»? (Слайд 6) Какое настроение создают те эпитеты, которые вы подобрали? ЗАПИШЕМ: чудесное утро, солнечное утро, ранне утро. Итак, вот в таком чудесном настроении мы приступаем к работе над репродукцией картины. (Слайд 7)

3. Знакомство с Т.Н.Яблонской и её творчеством.

- Давайте познакомимся с художницей поближе. Это поможет вам написать сочинение по одному из полотен художницы.

-Татьяна Ниловна Яблонская родилась в 1917 году в Смоленске в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки рисования получила от отца. Потом рисование стало не просто детским увлечением. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт. С 1941 по 1973 преподаёт в родном институте. На своих полотнах Яблонская изображает простых людей, их труд, любит писать детей. Для творчества художника характерны жизнеутверждающие мотивы, поэтические образы современников и родной природы. Т.Н.Яблонская – заслуженный деятель искусств Украины, в 1960 году ей присвоено звание народного художника Украины.

Слово учителя.

- В 1954 году Т.Н.Яблонская создала картину “Утро”. Это рассказ о красоте будней. Художник учит нас видеть прекрасное в обыденном, простом, что нас окружает и что мы не всегда замечаем.

4. Анализ картины “Утро”.

- Рассмотрите картину. Что изображено на ней? Для чего картина разбита на фрагменты?

(На картине изображена комната городской квартиры, девочка, делающая зарядку.) Подлинная история создания картины -слайд

- Опишите девочку. Какая у нее фигура? Какая у нее поза? Для чего художница изобразила девочку именно в этой позе? Как одета девочка?

(У девочки стройная фигура. Школьница стоит в позе ласточки. Её руки вытянуты в стороны и чуть подняты вверх. Правая нога отставлена в сторону, носочек вытянут. Художница показала, что движения девочки просты и изящны. Школьница легко одета, на ней белая майка и чёрные шорты. Ничто не сковывает движений. Длинные русые волосы заплетены в косу.)

Активизация внимания детей. Помним, что девочка одета, но на девочке надеты… (беленькая майка, темные шорты и пр.)

Итак, девочка выполняет упражнения «ласточка», она делает зарядку, т. е. заряжается, запасается энергией на весь день. Давайте и мы последует её примеру, сделаем зарядку.

Где происходит действие картины? (в комнате девочки). А какая это комната? Что мы в ней ещё видим, о чём не говорили?

- Опишите комнату девочки. Какая это комната по размеру и количеству солнечного света? Какая мебель присутствует? Как можно описать стол?Как выглядит пол?? Что висит на стенах?? Посмотрите, какие слова и словосочетания можно взять из упр. 224.

Как комната характеризует хозяйку? О чем говорят детали картины?

(Комната просторная и светлая. Обилие солнца и света. Чистый и свежий воздух из распахнутой двери. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельём, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает своей чистотой. Художница во всём подчёркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом с кружкой тарелка необычной формы. Видно, что хозяйка комнаты аккуратная. Всё просто в этой картине, но всё до мелочей продумано автором.)

- Как думаете, почему стол в комнате круглый, окно и выход на балкон также имеют закруглённую форму вверху?

(Этим Яблонская ещё раз подчёркивает уют, умиротворённость, которые царят в комнате и, наверное, во всём доме.)

- Что изображено за окном?

(За окном утренняя дымка. Город ещё не вполне проснулся.)

- Какое время года изображено? Какая погода? Как вы это определили?

(Стоит весна. Учебный год ещё не закончился. На стуле лежит школьная форма. Дверь на балкон распахнута. Погода тёплая, утро ясное, солнечное. Длинные тени вытянулись по полу, спрятались в складках постели.)


- Какие краски преобладают на этом полотне? Почему?

(Здесь преобладают жёлтый и зелёный цвета. Жёлтый бодрит, вызывает радостное настроение. А зелёный создаёт ощущение спокойствия, мира, гармонии.)

- Объясните, почему художница назвала картину “Утро”?

(Слово утро употреблено здесь в нескольких значениях. Утро за городом, утро в квартире. Да и героиня полотна – девочка. Её жизнь только начинается, её жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы.)

- Определите тему картины.

(Изображение девочки, делающей зарядку, комнаты, утреннего города за окном.)

- Что хочет сказать Яблонская своей картиной?

(Хороша наша будничная жизнь. В простом и обыденном тоже много прекрасного.)

- Каким человеком предстала перед вами художница, когда вы познакомились с её творчеством?

(Яблонская любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном. В её картинах много воздуха, света и человеческого счастья.)

Ребята, а какие речевые недочёты чаще встречаются в ваших работах? (Повтор одного и того же слова или его формы). Что нужно делать, чтобы этого избежать? (Подобрать синонимы).
I группа слов – о художнице (Яблонская Т.Н., Татьяна Николаевна, художник, мастер кисти, автор картины, живописец).
II группа (изобразила, запечатлела, показала, создала, передала, написала, нарисовала, представила. 
III группа героиня картины (юная спортсменка, ученица, действующее лицо, девочка, школьница, главный персонаж картины, героиня. 
(Слайды 22-23)


План.

  • 1. Т.Н.Яблонская – известный художник.Картина “Утро” - одна из работ живописца.
  • 2. Описание картины:
  • а) девочка (внешний вид, поза, одежда)
  • б) уютная комната (мебель, обстановка, стены, пол, детали)
    в) аккуратная хозяйка(как комната характеризует ее хозяку)
  • 3. Почему картина имеет такое название.
  • 4. Какие краски преобладают на полотне.
  • 5. Мои впечатления от картины

Возможное начало.

Т.Н.Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, их труд, очень любит писать детей. В своих произведениях художница предстаёт человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном.

Возможное заключение.

Мне очень понравилась работа Т.Н.Яблонской “Утро”. Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: “Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!”

5. Подведение итогов.

Учитель обращается к классу:

- Понравилась ли вам картина Яблонской?
- Представьте, что вы оказались в этой комнате. В каком месте вы бы хотели остановиться? Почему?
- О чём бы вы стали говорить с девочкой?

Заключительное слово учителя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Урок подготовки  к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...

Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

Данный урок предназначен для подготовки к написанию сочинения по картине в 5 классе...

Урок "Подготовка к сочинению по картине Саврасова "Грачи прилетели" с применением ИКТ (5 класс)

Данная разработка даёт возможность учителю эффективно провести урок подготовки к написанию сочинения....

Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».

Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...

Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Картина И.И.Левитана "Золотая осень" создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать "энциклопедией рус...

Подготовка к сочинению-описанию картины А.Рылова «Полевая рябинка».

Презентация к уроку по программе С.И. Львовой содержит зрительный ряд, план сочинения и рабочие материалы для написания работы....