План -конспект урока в 5 классе «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

 

«Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2024_plan_uroka_v_5_klasse_vasileva_1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

План -конспект урока в 5 классе

«Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №6» г.Чебоксары

Васильева М.Г.

Цели:

1)образовательные: обобщить и систематизировать изученное по теме в 5 классе, закрепить умение формулировать правила, обогащать словарный запас обучающихся.

2)развивающие:осуществлять системно-деятельный подход, развивать критическое мышление, внимание, формировать УУД (личностные ,регулятивные, познавательные; развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;

3)воспитательные: воспитывать интерес и уважение к русскому языку, развивать коммуникативные УУД, создавать благоприятную атмосферу поддержки и сотрудничества.

Ход урока.

#1055;РИВЕТСТВИЕ.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, урок нам принесет радость общения друг с другом.

А вы знали, что наши глаза всегда одного размера от рождения, но наш нос и уши никогда не перестают расти.

#1055;остановка проблемы и целей и урока.

Обратим внимание на эпиграф к уроку.

Имя существительное-хлеб языка (Лев Васильевич Успенский, русско-советский писатель).

-Как вы понимаете это высказывание? Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей?

Имя существительное – самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

Запишите предложение, объясните постановку тире в предложении. Каким членом предложения может быть существительное?

-На предыдущих уроках мы много говорили про имя существительное и его морфологические признаки. Сегодня мы заканчиваем изучение темы в 5 классе.

-Как бы вы сами сформулировали тему нашего урока?

Оформление темы урока в тетрадях.

Отправляемся в путешествие в страну «Имя существительное».

Сначала надо купить билет, ответив на вопрос:

-Что такое имя существительное?

#1040;КТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1)-На экране названия наших остановок

ДЕРЕВНЯ СОБСТВЕННИКОВ

-Какие существительные здесь живут? Дайте определения с примерами.

2)Тренировочное упражнение (экран).
-Запишите буквенный год, где С-имя собственное, н-нарицательное. Обратите внимание, что С-большая(заглавная), н-маленькая (прописная). Догадались почему?Обратите внимание, что к некоторым словам даны пояснения. Чем в написании отличаются собственные от нарицательных?

(П,п)ушкин, (Ч,ч)ерное (море), озеро, (Ю,ю)питер, (Е,е)нисей, (Ч,ч)ерное (платье), «Щелкунчик», Рентген, камыш, рентген.

-Что у вас получилось? Сверим ответы. Работа в парах.Обменяемся тетрадями.

С,С,н,С,С,н,С,С,н,н

«Щелку́нчик» — соч. 71, балет П. И. Чайковского

Рентген Вильгельм Конрад 845-1923) открыл коротковолновое магнитное излучение-ренгеновские лучи

рентгенэто детальное исследование внутренней структуры тела путем просвечивания его рентгеновскими лучами и фиксирование

РЕЧКА «ОДУШЕВЛЯЕМАЯ».

-Если купаться в этой речке , какое чудо может произойти?

-О каком постоянном признаке имени существительного мы должны вспомнить?

-Что нам поможет определить, какое перед нами существительное?

Тренировочное упражнение (устно). Чем отличается пара существительных:

КНИГА-СОБАКА

СТОЛ-МЕДВЕДЬ

ОКНО-

-Почему у слова ОКНО нет пары?

-Составьте свою пару существительных.

Одушевленные существительные служат для обозначения людей, животных, игрушек, существ, похожих на людей (черт, леший, робот).

Неодушевленные называют неживые предметы и группы живых существ (детвора, стая, отара)

Грамматическим показателем одушевленности является совпадение форм мн.ч. В.п. и мн.ч. Р.п.

-Составьте две пары слов из существительных роза, армия, русалка, снеговик (кукла, молодежь). Вспомните подсказку-формулу

мн.ч.В.п.= мн.ч.Р.П.( одушевленные существительные)

мн.ч.В.п.=мн.ч.Им.п.(неодушевленные)

Что у вас получилось?

Роза(армия)-русалка(снеговик)

-Запишите правильный ответ.

-Почувствуйте себя в роли учителя, объясните своему соседу свой выбор.

СЕЛО РОДНОЕ

-Какой еще постоянный признак существительного. (Названия села вам будет подсказкой)

-Как мы можем определить род? (подставив слова она(моя), он(мой), оно (мое)

Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.

Помним о том, что прилагательное согласуется с существительным.

Озеро(ср.р.), весна (ж.р.), праздник(м.р.), тюль (м.р.), шампунь(м.р), картофель (м.р), брошь (ж.р),мозоль (ж.р), кофе(ср.р), море, роза, рояль(м.р), лебедь(м.р.), (кенгуру, шимпанзе, в зависимости от контекста), плакса (обжора, злюка-общий род).

Существенный склон. СТАНИЦА «СКЛОНЯЕМАЯ»

О каком морфологическом признаке мы будем говорить перед препятствием, которое возникло у нас на пути?

Поработаем группами:

-1 ряд выберите и запишите существительные первого склонения

-2 ряд выберите и запишите существительные второго склонения

-3 ряд существительные третьего склонения

Распределяем существительные. Записываем в тетрадь. Не забываем выделять ту морфему, по которой слова относим к тому или иному склонению.

Планетарий, перо, рожь, прятки, книга, мёд, мышь, отдых, гуашь, ночь, лекция, здание, пчела, дедушка, роскошь, заморозки, каникулы

1 склонение (м.,ж.р. на -а(я) книга, лекция, пчела, дедушка, сирень

2 склонение (ср.р. –о(е), м.р. нулевое): планетарий, перо, мед, отдых, здание

3 склонение (ж.р. на ь) мышь, ночь, роскошь, гуашь, сирень

-Не забыли ли вы существительные на -ий, -ия, -ие? Какая особенность в склонении этих существительных?

-Какие существительные не назвала ни одна команда, почему?(прятки, каникулы, заморозки)

ХУТОР ЧИСЛЕННЫЙ.

#1060;ИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Кто по названию хутора догадался, о каком непостоянном признаке жителей хутора идет речь?

Они непостоянны: то о них можно сказать один ,то несколько, много.(Это единственное и множественное число). Приведите примеры существительных. Давайте немного отдохнем, устроим привал.

Если существительное имеет форму только един. числа-руки на пояс

Если только множественного числа – руки вверх

Если и множественного и единственного числа - хлопок

Комната, сливки, дерево, макароны, бензин, Афины, молоко, дрожжи, сметана, шахматы, брюки, облако, джинсы, окно, ножницы, Альпы, фильм, переговоры, детство, человек (люди)

ГОРОД ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ.

-Кто правит в этом городе? (орфограммы)

-Какие орфографические правила узнали, изучая имя существительное?

-Выделите окончания, объясните.

Показался на дороге, ветка сирени, учился в лицее, ошибка в сочинении, отдыхать в санатории, под крышей, новым ключом, легким морозцем, камыш, ночь, ложь, училищ, циклон, цыган.

Село Синтаксическое.

-Определите, какую роль играет слово книга в приведенных предложениях.

Книга-хранилище знаний.(подлежащее)

Верный друг и помощник человека - книга. (сказуемое)

Маленькая Машенька рассматривала книгу. (дополнение)

Ребята узнали много интересного из книги. (обстоятельство)

Вывод.

Наше путешествие в мир «Имя существительное» еще не окончилось, продолжим в 6 классе, неразгаданные тайны еще остались. Но сегодня мы вспомнили и закрепили свои знания о существительном, составили его морфологически портрет.

5)РЕФЛЕКСИЯ.

Продолжите фразу:

-Было трудно…

-У меня сегодня все получилось…

-Теперь я знаю…

-Мне захотелось

-Я смог

-Было трудно

6)ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Контрольный тест в Интерактивной рабочей тетради Skysmart, Учи.ру

7) ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.


Тест по русскому языку для 5 класса по теме:

«Имя существительное как самостоятельная часть речи»

Желаем успеха!

1. Укажите верное утверждение

1. Имена существительные изменяются по числам и падежам.

2. Имя существительное не может быть сказуемым.

2. Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные:

1. Веду, туманы, зимний, ребёнок

2. Болезнь, тройка, мы, оса

3. Иллюстрация, обложки, звезда, карандаш

3. Укажите одушевлённое существительное

1. Лёд

2. Кот

3. Корабль

4. Укажите словосочетание, в котором существительное – главное слово

1. Прочитать книгу

2. Интересная выставка

3. Пройти по мосту

4. Лишить поддержки

5. Укажите вариант, в котором нет ошибки

1. Город Архангельск

2. Город «Архангельск»

3. Город архангельск

4. Город «архангельск»

6. Укажите верную характеристику существительного в словосочетании зимнего леса

1 м.р., ед.ч., Р.п., 1 скл.

2. м.р., ед.ч., В.п., 2 скл.

3. м.р., ед.ч., Р.п., 2 скл

7. Укажите существительное, которое имеет форму только множественного числа

1. Шахматы

2. Моря

3. Горы

8. Укажите строчку, в которой все существительные 2 склонения

1. ученик, ученица, мышление

2. Анна, леопард, мышь

3. якорь, серебро, строение

9. Укажите словосочетание с существительным в Им. пад.

1. взять карандаш

2. пойти в кино

3. зайти в гости

4. быстрая речь

10. В каком предложении НЕ с существительным пишется слитно?

1. Сегодня на химии мы изучали (не)металлы.

2. К сожалению, я (не)врач и не могу помочь вам.

3. Нас ожидала (не)победа, а проигрыш.

11. Каким членом предложения является имя существительное в предложении: Он устал гулять около пруда

1. обстоятельство

2. дополнение

3. подлежащее

12. В каком случае в окончании существительного пишется буква «Е»?

1. петь от радост…

2. вдоль дорог…

3. облачко в неб…

13. В каком случае необходимо написать букву О в имени существительном?

1. У нашей кошки белая ш…рстка.

2. В самом дальнем углу послышался ш…рох, и мы сильно испугались.

3. Платье Наташи было из ш…лка.

14. Укажите несклоняемое имя существительное

1. небо

2. слово

3. кружево

4. домино

15. Укажите ошибку в морфологическом разборе существительного «после чаю» в предложении: После чаю мы отправились на конный двор, находившийся на заднем дворе.

1. Дополнение

2. Нарицательное

3. Неодушевлённое

4. Р.п.

5. 2 склонение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией

Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»"

Цели урока:систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми при...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Конспект урока "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Обобщение и закрепление знаний об имени числительном как о части речи...

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Презентация к уроку русского языка в 5 классе «Обобщение изученного по теме «Имя существительное»....