План -конспект урока в 5 классе «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
«Обобщение изученного по теме «Имя существительное».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План -конспект урока в 5 классе
«Обобщение изученного по теме «Имя существительное».
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6» г.Чебоксары
Васильева М.Г.
Цели:
1)образовательные: обобщить и систематизировать изученное по теме в 5 классе, закрепить умение формулировать правила, обогащать словарный запас обучающихся.
2)развивающие:осуществлять системно-деятельный подход, развивать критическое мышление, внимание, формировать УУД (личностные ,регулятивные, познавательные; развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
3)воспитательные: воспитывать интерес и уважение к русскому языку, развивать коммуникативные УУД, создавать благоприятную атмосферу поддержки и сотрудничества.
Ход урока.
#1055;РИВЕТСТВИЕ.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, урок нам принесет радость общения друг с другом.
А вы знали, что наши глаза всегда одного размера от рождения, но наш нос и уши никогда не перестают расти.
#1055;остановка проблемы и целей и урока.
Обратим внимание на эпиграф к уроку.
Имя существительное-хлеб языка (Лев Васильевич Успенский, русско-советский писатель).
-Как вы понимаете это высказывание? Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей?
Имя существительное – самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
Запишите предложение, объясните постановку тире в предложении. Каким членом предложения может быть существительное?
-На предыдущих уроках мы много говорили про имя существительное и его морфологические признаки. Сегодня мы заканчиваем изучение темы в 5 классе.
-Как бы вы сами сформулировали тему нашего урока?
Оформление темы урока в тетрадях.
Отправляемся в путешествие в страну «Имя существительное».
Сначала надо купить билет, ответив на вопрос:
-Что такое имя существительное?
#1040;КТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1)-На экране названия наших остановок
ДЕРЕВНЯ СОБСТВЕННИКОВ
-Какие существительные здесь живут? Дайте определения с примерами.
2)Тренировочное упражнение (экран).
-Запишите буквенный год, где С-имя собственное, н-нарицательное. Обратите внимание, что С-большая(заглавная), н-маленькая (прописная). Догадались почему?Обратите внимание, что к некоторым словам даны пояснения. Чем в написании отличаются собственные от нарицательных?
(П,п)ушкин, (Ч,ч)ерное (море), озеро, (Ю,ю)питер, (Е,е)нисей, (Ч,ч)ерное (платье), «Щелкунчик», Рентген, камыш, рентген.
-Что у вас получилось? Сверим ответы. Работа в парах.Обменяемся тетрадями.
С,С,н,С,С,н,С,С,н,н
«Щелку́нчик» — соч. 71, балет П. И. Чайковского
Рентген Вильгельм Конрад 845-1923) открыл коротковолновое магнитное излучение-ренгеновские лучи
рентген – это детальное исследование внутренней структуры тела путем просвечивания его рентгеновскими лучами и фиксирование
РЕЧКА «ОДУШЕВЛЯЕМАЯ».
-Если купаться в этой речке , какое чудо может произойти?
-О каком постоянном признаке имени существительного мы должны вспомнить?
-Что нам поможет определить, какое перед нами существительное?
Тренировочное упражнение (устно). Чем отличается пара существительных:
КНИГА-СОБАКА
СТОЛ-МЕДВЕДЬ
ОКНО-
-Почему у слова ОКНО нет пары?
-Составьте свою пару существительных.
Одушевленные существительные служат для обозначения людей, животных, игрушек, существ, похожих на людей (черт, леший, робот).
Неодушевленные называют неживые предметы и группы живых существ (детвора, стая, отара)
Грамматическим показателем одушевленности является совпадение форм мн.ч. В.п. и мн.ч. Р.п.
-Составьте две пары слов из существительных роза, армия, русалка, снеговик (кукла, молодежь). Вспомните подсказку-формулу
мн.ч.В.п.= мн.ч.Р.П.( одушевленные существительные)
мн.ч.В.п.=мн.ч.Им.п.(неодушевленные)
Что у вас получилось?
Роза(армия)-русалка(снеговик)
-Запишите правильный ответ.
-Почувствуйте себя в роли учителя, объясните своему соседу свой выбор.
СЕЛО РОДНОЕ
-Какой еще постоянный признак существительного. (Названия села вам будет подсказкой)
-Как мы можем определить род? (подставив слова она(моя), он(мой), оно (мое)
Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.
Помним о том, что прилагательное согласуется с существительным.
Озеро(ср.р.), весна (ж.р.), праздник(м.р.), тюль (м.р.), шампунь(м.р), картофель (м.р), брошь (ж.р),мозоль (ж.р), кофе(ср.р), море, роза, рояль(м.р), лебедь(м.р.), (кенгуру, шимпанзе, в зависимости от контекста), плакса (обжора, злюка-общий род).
Существенный склон. СТАНИЦА «СКЛОНЯЕМАЯ»
О каком морфологическом признаке мы будем говорить перед препятствием, которое возникло у нас на пути?
Поработаем группами:
-1 ряд выберите и запишите существительные первого склонения
-2 ряд выберите и запишите существительные второго склонения
-3 ряд существительные третьего склонения
Распределяем существительные. Записываем в тетрадь. Не забываем выделять ту морфему, по которой слова относим к тому или иному склонению.
Планетарий, перо, рожь, прятки, книга, мёд, мышь, отдых, гуашь, ночь, лекция, здание, пчела, дедушка, роскошь, заморозки, каникулы
1 склонение (м.,ж.р. на -а(я) книга, лекция, пчела, дедушка, сирень
2 склонение (ср.р. –о(е), м.р. нулевое): планетарий, перо, мед, отдых, здание
3 склонение (ж.р. на ь) мышь, ночь, роскошь, гуашь, сирень
-Не забыли ли вы существительные на -ий, -ия, -ие? Какая особенность в склонении этих существительных?
-Какие существительные не назвала ни одна команда, почему?(прятки, каникулы, заморозки)
ХУТОР ЧИСЛЕННЫЙ.
#1060;ИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Кто по названию хутора догадался, о каком непостоянном признаке жителей хутора идет речь?
Они непостоянны: то о них можно сказать один ,то несколько, много.(Это единственное и множественное число). Приведите примеры существительных. Давайте немного отдохнем, устроим привал.
Если существительное имеет форму только един. числа-руки на пояс
Если только множественного числа – руки вверх
Если и множественного и единственного числа - хлопок
Комната, сливки, дерево, макароны, бензин, Афины, молоко, дрожжи, сметана, шахматы, брюки, облако, джинсы, окно, ножницы, Альпы, фильм, переговоры, детство, человек (люди)
ГОРОД ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ.
-Кто правит в этом городе? (орфограммы)
-Какие орфографические правила узнали, изучая имя существительное?
-Выделите окончания, объясните.
Показался на дороге, ветка сирени, учился в лицее, ошибка в сочинении, отдыхать в санатории, под крышей, новым ключом, легким морозцем, камыш, ночь, ложь, училищ, циклон, цыган.
Село Синтаксическое.
-Определите, какую роль играет слово книга в приведенных предложениях.
Книга-хранилище знаний.(подлежащее)
Верный друг и помощник человека - книга. (сказуемое)
Маленькая Машенька рассматривала книгу. (дополнение)
Ребята узнали много интересного из книги. (обстоятельство)
Вывод.
Наше путешествие в мир «Имя существительное» еще не окончилось, продолжим в 6 классе, неразгаданные тайны еще остались. Но сегодня мы вспомнили и закрепили свои знания о существительном, составили его морфологически портрет.
5)РЕФЛЕКСИЯ.
Продолжите фразу:
-Было трудно…
-У меня сегодня все получилось…
-Теперь я знаю…
-Мне захотелось
-Я смог
-Было трудно
6)ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Контрольный тест в Интерактивной рабочей тетради Skysmart, Учи.ру
7) ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Тест по русскому языку для 5 класса по теме:
«Имя существительное как самостоятельная часть речи»
Желаем успеха!
1. Укажите верное утверждение
1. Имена существительные изменяются по числам и падежам.
2. Имя существительное не может быть сказуемым.
2. Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные:
1. Веду, туманы, зимний, ребёнок
2. Болезнь, тройка, мы, оса
3. Иллюстрация, обложки, звезда, карандаш
3. Укажите одушевлённое существительное
1. Лёд
2. Кот
3. Корабль
4. Укажите словосочетание, в котором существительное – главное слово
1. Прочитать книгу
2. Интересная выставка
3. Пройти по мосту
4. Лишить поддержки
5. Укажите вариант, в котором нет ошибки
1. Город Архангельск
2. Город «Архангельск»
3. Город архангельск
4. Город «архангельск»
6. Укажите верную характеристику существительного в словосочетании зимнего леса
1 м.р., ед.ч., Р.п., 1 скл.
2. м.р., ед.ч., В.п., 2 скл.
3. м.р., ед.ч., Р.п., 2 скл
7. Укажите существительное, которое имеет форму только множественного числа
1. Шахматы
2. Моря
3. Горы
8. Укажите строчку, в которой все существительные 2 склонения
1. ученик, ученица, мышление
2. Анна, леопард, мышь
3. якорь, серебро, строение
9. Укажите словосочетание с существительным в Им. пад.
1. взять карандаш
2. пойти в кино
3. зайти в гости
4. быстрая речь
10. В каком предложении НЕ с существительным пишется слитно?
1. Сегодня на химии мы изучали (не)металлы.
2. К сожалению, я (не)врач и не могу помочь вам.
3. Нас ожидала (не)победа, а проигрыш.
11. Каким членом предложения является имя существительное в предложении: Он устал гулять около пруда
1. обстоятельство
2. дополнение
3. подлежащее
12. В каком случае в окончании существительного пишется буква «Е»?
1. петь от радост…
2. вдоль дорог…
3. облачко в неб…
13. В каком случае необходимо написать букву О в имени существительном?
1. У нашей кошки белая ш…рстка.
2. В самом дальнем углу послышался ш…рох, и мы сильно испугались.
3. Платье Наташи было из ш…лка.
14. Укажите несклоняемое имя существительное
1. небо
2. слово
3. кружево
4. домино
15. Укажите ошибку в морфологическом разборе существительного «после чаю» в предложении: После чаю мы отправились на конный двор, находившийся на заднем дворе.
1. Дополнение
2. Нарицательное
3. Неодушевлённое
4. Р.п.
5. 2 склонение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-164840-1357318867.jpg)
Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-300205-1381162598.jpg)
Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией
Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...
Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»"
Цели урока:систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми при...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/04/picture-236196-1365089869.jpg)
Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс
Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление основн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/13/picture-641692-1434198014.jpg)
Конспект урока "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя числительное"
Обобщение и закрепление знаний об имени числительном как о части речи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/10/picture-938712-1502366937.jpg)
План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)
План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».
Презентация к уроку русского языка в 5 классе «Обобщение изученного по теме «Имя существительное»....