Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Полякова Елена Васильевна

Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение изученного по теме: «Имя прилагательное»

Цели урока:

1.  Способствовать обобщению и систематизации изученного материала по теме « Имя прилагательное»,  создавать условия для нахождения и объяснения изученных орфограмм.

2.  Совершенствовать практические  навыки и умения;  обогащать  словарный  запас  детей.

3. Воспитывать любовь к русскому языку, показывая на примерах имён прилагательных красочность, выразительность, эмоциональное богатство  речи.

 Оборудование: тесты, карточки – задания, мультимедийная система.

Ход урока.

  1. Оргмомент. (1 мин) (слайд№1)

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

  1. Объявление темы и цели урока. (3 мин) (слайд №2)

Ребята, вы любите праздники? Наверное, у каждого из вас есть любимый праздник. Расскажите о нем.

С понедельника начинается  праздник Масленица. Этот праздник всегда отмечается в конце февраля – начале марта. Масленица – пожалуй, один из самых любимых подлинно народных праздников, отмечающихся на Руси еще с языческих времен. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. В старину Масленица считалась самым веселым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ.

 И мы отправимся сейчас на этот праздник. Но пойдем мы с вами  не одни, а пригласим с собой имя прилагательное. И урок наш называется «На праздник с именем прилагательным». На  сегодняшнем уроке мы повторим все, что узнали об этой замечательной части речи. Будем находить и объяснять изученные орфограммы, повторять правила.

Для начала давайте поработаем с текстом.

  1. Работа с текстом. (15 мин) (слайд№3)

Масленица - это весел.. проводы зимы, озаренные радостн..м ожиданием близк… тепла, весе(н,нн)его обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румя(н,нн)ые, горяч.., они являли собой символ солнца.  И  люди  верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Целую неделю продолжались народные гуляния.  В селах и городах люди строили ледя(н,нн)ые горки, снежн.. дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов и циркачей, площадки для медвежь.. потех и кулачных боев, ставили  под открыт..м небом столы с кушаньями и напитками. В первый день Масленицы делали куклу-чучело, которую возили по зимн..м улицам. Соломе(н,нн)ое чучело, наряженное в праздничн.. одежду или же в ситц..вые  лохмотья, всей толпой выносили из селения и сжигали в последний день праздника.

         «Москва звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пестр… красками нарядов4», - писали все газеты.  Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну.

- чтение текста учителем;

Словарная работа:

- атрибут – необходимый, постоянный признак, принадлежность.

- балаган – временная легкая деревянная постройка для ярмарочной торговли, зрелищ.

- скоморох – в Древней Руси: певец-музыкант, бродячий комедиант, акробат.                                              (С.И.Ожегов. Толковый словарь).

- беседа по вопросам:

  • Какова тема текста?
  • Какова основная мысль?
  • Слова какой части речи делают этот текст выразительным, ярким?
  • Продолжите строчку: имя прилагательное – это…

Имена прилагательные изменяются по…

Падеж имени прилагательного определяем по …

- задание по тексту.

  Определите падеж имен прилагательных (словосочетания из текста записаны на доске).

Веселые (и.п.) проводы, радостным (Т.п.) ожиданием, близкого (Р.п.) тепла, горячие (И.п.) блины, снежные (В.п.) дворцы, для медвежьих (Р.п.) потех, под открытым (Т.п.) небом,  по зимним (Д.п.) улицам, в праздничную (В.п.) одежду, пестрыми (Т.п.) красками.

- примеры на какие орфограммы, изученные в  теме «Имя прилагательное» встречаются в тексте?

- на Масленицу  принято ходить в гости. Начиная с понедельника, искусные хозяйки пекли вкуснейшие блины(Слайд № 4)  и звали себе в гости всех родственников. Подавались блины на стол сгоряча, с пылу с жару. Блины делали со сметаной, с маслом, с грибами, с икрой, с осетриной. Блины были на любой вкус: блины гречневые, постные, блины скороспелые гурьевские, царские блины, блины с яйцами, луком  пшеничные, манные.   Представьте, что и мы идем в гости на блины.  Но мы идем не одни, а с именем прилагательным. Представьте его своим друзьям. (Морфологический разбор имени прилагательного) ситцевые.

1. Ситцевые – прилаг. Лохмотья (какие?) ситцевые

Н.ф. ситцевый.

2. Пост. пр. относит. Непост. пр. мн.ч. В.П.

3. лохмотья(какие?) ситцевые

- синтаксический разбор предложения Москва звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пестрыми красками нарядов.

(Какова синтаксическая роль имени прилагательного?)

  1. Слово учителя. (8 мин) В тексте мы с вами прочитали о том, как отмечали Масленицу на Руси. А сейчас посмотрите, как известный художник  Борис Михайлович Кустодиев  изобразил праздничное народное гуляние на Масленицу. Борис Михайлович Кустодиев – один из самых популярных художников конца XIX – начала XX века. Бытовой жанр был более всего любим художником. Ярмарки, балаганы, гулянья, счастливые люди – вот основные герои его картин.

В 1910-е- 1920-е годы художник посвятил более восьми картин русской зиме и народному празднику Масленица (слайд № 5).

Беседа по вопросам:

  1. Нравится  ли вам  картина?
  2. Что сразу привлекает наше внимание?
  3. Какова цветовая гамма картины?
  4. Какое настроение создаёт картина у зрителя?

Задание. Составьте по картине словосочетания прилаг.+ существ.

Радостные жители, бойкие кони, веселая музыка, румяные щеки, собольи шубы, меховые шапки, резвая тройка, многолюдные улицы, ослепительный снег, яркое солнце, теплый день, красивые наряды, расписные сани, праздничное настроение, морозные узоры, каменная церковь, кирпичные дома, горячие блины, заснеженные деревья.

Чтобы продолжить  работу  с этими словосочетаниями нам нужно вспомнить разряды имен прилагательных.  

- назовите разряды прилагательных.

- какие прилагательные называются качественными?

- какие прилагательные называются относительными?

- какие прилагательные называются притяжательными?

 На картине Кустодиева народ веселится, гуляет, играет.  Давайте и мы с вами поиграем.

  1. Игра «Снежки».(3 мин) Учитель бросает ученику мяч и называет прилагательное. Ученик должен назвать суффикс и сказать, сколько н пишется и почему?

Воробьиный, стеклянный, каменный, серебряный, утренний, кожаный, румяный, ветреный, деревянный, длинный.

5. Слово учителя. (3 мин)

 Праздник Масленицы любят отмечать не только в России. Его поклонниками являются жители многих стран Восточной и Западной Европы.

Я вам предлагаю такое задание:

- образуйте  от существительных – названий стран, в которых празднуется Масленица, прилагательное, выделите суффикс (слайд №6)

Англия, Франция, Испания, Венгрия, Германия, Болгария, Белоруссия, Греция, Польша.

-  вспомним, когда у прилагательных пишется суффикс –к-, а когда –ск-?

6. Игра «Третий лишний»

1. Благо(родный), древне(русский), северо(западный)

2. Сине(зеленый), немецко(французский), разно(голосый)

3. Себристо(белый), бело(снежный),  бело(ствольный)

6.  Слово учителя. (5  мин)

Мы сегодня говорим о празднике. Слова с какой частицей или приставкой мы не пригласили бы на наш праздник?

( Слова с не. Невеселый, неинтересный, нерадостный, неяркий и т.д. не нужны на празднике, ведь у всех приподнятое  настроение)

И все-таки давайте уделим этим прилагательным немного внимания. Для начала вспомним, когда не с прилагательными пишется слитно? Когда раздельно?

- задание (слайд№7). Списать, раскрыть скобки. (Проверка с помощью компьютера слайд №8).

7. Тест.

8. Слово учителя. Подведение итого урока. (слайд№10) Наш сегодняшний урок был посвящен замечательному празднику.   Вы как считаете, праздники нужны? (Праздники приносят положительные эмоции, дают заряд бодрости, помогают  переживать жизненные неурядицы.)

Праздник Масленица традиционно отмечается на Руси. А как вы думаете, нужно сохранять народные  традиции? ( народные традиции – основа нашей культуры, наши корни)

Запись домашнего задания. (2 мин).

  1. Написать мини-сочинение  о том, как отмечают Масленицу у нас в селе.
  2. Квадрат слов (найти зашифрованные прилагательные) и записать их.

Квадрат слов. Найди зашифрованные имена прилагательные)

н

п

т

о

г

л

ш

а

ф

н

е

в

е

с

е

л

ы

й

р

е

с

и

т

ц

е

в

ы

й

а

л

д

р

е

в

н

е

р

у

н

е

с

т

е

к

е

в

е

с

ц

п

а

е

ж

л

ж

с

т

с

у

ы

м

в

н

я

о

н

р

к

з

й

е

п

н

ь

в

д

е

и

с

к

р

д

ы

т

ы

ч

ы

й

к

р

ф

н

й

а

й

й

ы

Ь

и

й


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка (6 классVIIIвида) Тема: «Состав слова. Повторение»

Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка "Повторение по теме "Имя числительное"

Данный конспект урока представлен для заключительных уроков по теме "Имя числительное". Урок разработан в игровой форме, что способствует максимальной заинтересованности шестиклассников, наи...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...