Материалы для мастер - класса по формированию читательской грамотности
рабочие листы по русскому языку

Текст для изучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Под «Функциональной грамотностью» понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней». В связи с этим, в современном преподавании языка, и в частности, русского и английского, обучение чтению «не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью».  Программа обучения языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

В свою очередь функциональная грамотность делится на ряд её составляющих:

-Читательская грамотность

-Естественнонаучная грамотность

-Математическая грамотность

-Голобальные компетенции

-Креативное мышление

-Финансовая грамотность

Читательская грамотность считается одним из базовых навыков функциональной грамотности, и именно о ней пойдёт речь ниже. Формирование читательской грамотности на уроках русского и английского языков является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.

Итак, грамотный читатель умеет:

— находить доступ к информации,

— извлекать ее,

— формировать общее понимание текста,

— размышлять о содержании и форме текстового сообщения,

— оценивать его.

Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:

Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;

Умение интегрировать и интерпретировать информацию;

Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте.

В связи с чем, для развития читательской грамотности на уроках английского языка можно использовать различные упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов.

Основные требования к тексту, направленному на формирование навыков функциональной читательской грамотности:

1) Текст должен быть ученику интересен.

2) Текст должен содержать неизвестную ученику информацию. Но, при этом, актуальную для ученика.

3) Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика.

4) Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.

5) Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).

6) Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. Цветной шрифт, подчёркивания, разный размер при важности части текста.

7) Текст должен развивать кругозор.

8) Текст может быть взят из «реальной жизни»

9) Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.

10) Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.

11) Текст должен быть структурирован. Заголовок, абзацы, прямая речь и т. д.

12) При необходимости нужно адаптировать текст.

13) В тексте иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.

14) В тексте не должно быть ошибок.

15) Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»

Обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках ....

Мастер-класс по формированию читательской грамотности

Мастер-класс по формированию читательской грамотности (тескт к презентации)....

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .Задачи - продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом...

Ситуационные задания на уроках русского языка в 5 классе по формированию читательской грамотности

Цель данной разработки – показать эффективность применения ситуационных заданий на уроках русского языка в 5 классе, направленных на формирование читательской грамотности....