Мастер-класс по формированию читательской грамотности
рабочая программа по русскому языку

Ульянова Татьяна Николаевна

Мастер-класс по формированию читательской грамотности (тескт к презентации).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_k_prezentatsii.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Погадаем на ромашке”

(мастер-класс по формированию читательской грамотности)

                                                                                      Слайд 1            

Цель: показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом.

                                                                                                                Слайд 2

Задачи:

1)продемонстрировать приемы работы с текстом;

2)прокомментировать эффективность применения данных приемов;

3)отработать приемы работы на деятельностной основе.

                                                                                                                 Слайд 3

Основные этапы работы мастер-класса

  1. Мотивация учения.
  2. Постановка педагогической проблемы.
  3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
  4. Подведение итогов мастер-класса.
  5. Рефлексия.

                                                                                                                 Слайд 4

“Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и использовать для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и использовать их в социальной жизни.”

Чтение - одно из лучших и наиболее эффективных средств получения нужной информации. Научиться читать - значит получить возможность своевременно пополнять свои знания, научиться извлекать из книги пользу, максимально поднять КПД чтения. Часто неумелый читатель похож на нерадивых хозяев, которые чуть ли не половину урожая оставляют на земле. Наша задача - научить каждого ученика извлекать из мертвой буквы живой смысл.

Бахтин, известный мыслитель 20 века, говорил: “Где нет текста, там нет объекта для исследования.” Тексты окружают современного человека на каждом шагу. Умение понимать и создавать текст формируется не только на уроках русского языка и литературы, так как основу содержания учебных предметов составляет чтение и текстуальное изучение того или иного материала.

Мотивация учения.

- Верите ли вы, что детей можно научить учиться?

- Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

- Верите ли вы, что по окончании мастер-классов вы что-нибудь возьмете для своей методической копилки?

- Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребенка?

Я тоже не верю. Какой прием я сейчас использовала? Прием “Верю - не верю”.

                                                                                                              Слайд 5

Предлагаю вам несколько приемов работы с текстом. Это :

  1. Лингвистическая сказка.
  2. Ассоциация.
  3. Лови ошибку.
  4. Шаг за шагом.
  5. Ромашка Блума.

                                                                                                                              Слайд 6.

Практическая демонстрация приема “Ромашка Блума”.

Ромашка состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, 6 лепестков - 6 вопросов.

  1. Простые (воспроизведение). Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?»

 «Когда?» «Где?» «Как?» Вопрос следует начать со слова назови...

  1. Уточняющие (понимание) выводят на уровень понимания текста. Вопрос следует формулировать « Правда  ли, что..?» «Вы имели ввиду, что..?» «Объясни…» «Можно ли считать, что..?  »
  2. Интерпретационные (анализ) направлены на установление причинно-следственных связей. Обычно начинается со слова «Почему..?  » Вопрос срабатывает, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  3. Творческие (синтез) содержат частицу бы, содержат элемент условности, предположения, прогноза. «Что изменилось бы ..? » «Что будет, если..?» Вопрос следует начинать со слова «Придумай...»
  4. Практические (применение) позволяют установить взаимосвязь между теорией и практикой: «Что можно сделать..?» «Где вы можете в обычной жизни наблюдать..?» «Как можно применить..?»  «Как бы вы поступили на месте героя рассказа..?» Вопрос следует начать со слова предложи...
  5.  Оценочные на выяснение критерия оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?» «Как вы относитесь к поступку главного героя?» Вопрос следует начать со слова поделись.

Такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решать которую они должны самостоятельно, используя свой опыт и познания.

Такой прием хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать текст, поможет выяснить уровень понимания текста у каждого ребенка. Совмещает в себе репродукцию и творчество.

Рефлексия.

                                                                                             Слайд 7.        

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...

Мастер - класс по теме: "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"

Мастер- класс по теме : "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"...

Мастер- класс "Ресурсы учебного кабинета для формирования читательской грамотности"

Мастер-класс учителя бурятского языкаМАОУ «СОШ №5 г.Закаменск» Малановой Светланы Цыбикдоржиевны Тема: «Ресурсы учебного кабинета для формирования читательской грамотности»...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...