Подготовка обучающихся 8 класса к написанию сжатого изложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Белякова Елена Геннадьевна

Формирование читательской грамотности через обучение сжатому изложению

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект урока русского языка в 8 классе 

на тему: «Подготовка обучающихся к написанию сжатого изложения» 

Тема: Подготовка обучающихся к написанию сжатого изложения

Класс: 8

Тип урока: урок развития речи

Цель: формирование читательской грамотности через обучение лингвистическому и содержательному анализу текста

Задачи:

Формировать целостное представление о тексте: понимать его идею, композицию, характер персонажей, детали.

Развивать творческие возможности школьников.

Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка.

Привлечь внимание к проблеме взаимоотношений человека и природы.

Формировать нравственные представления учащихся о добре и зле, об ответственности человека за свои поступки, о чувствах вины и благодарности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

формирование положительной мотивации к обучению, готовности свободного выражения мыслей

Метапредметные:

закрепление умения представлять информацию, развитие творческих способностей

умение анализировать, обобщать информацию, строить текст

Предметные:

формирование навыка устной и письменной речи, отработка навыка орфографической и пунктуационной зоркости.

 


Ход урока

1.Орг.момент.Целеполагание.

- Добрый день, дорогие ребята. Нам сегодня на уроке предстоит готовиться к написанию изложения. Сформулируем тему нашего урока.

-Мы должны внимательно прочитать текст, запомнить его, пересказать по плану и грамотно написать изложение.

2. Мотивация к учебной деятельности

Какие умения мы должны показать?

умение пересказывать текст

определять основную мысль текста

выделять части

составлять план

определять микротемы абзацев

определять средства выразительности

излагать текст с использованием изобразительно-выразительных средств

 3. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного:

Сегодня на уроке мы должны написать сжатое изложение текста: определить его тему, идею, композицию (как он построен); провести языковой анализ текста, т. е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические).

4. Чтение текста В.Черноречина.

Это был просто уродливый кот. Он имел только один глаз, с той же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда-то поломана и срослась под каким-то невероятным углом. Его хвост давно отсутствовал, остался только маленький огрызок, который постоянно дёргался.

У человека, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же уродливый кот. Всем детям было категорически запрещено касаться его. Но странное дело: на все действия детей и взрослых Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. Если он видел детей, он бежал к ним, тёрся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь всё-таки брал его на руки, он тут же начинал сосать уголок рубашки или то, до чего мог дотянуться.

Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь. Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. Я нёс его домой. Он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком. Я прижал его к себе. Он коснулся головой моей ладони, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. Даже испытывая такую страшную боль, кот просил о капельке привязанности! Возможно, о капельке сострадания и любви.

И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. Самым любящим и самым красивым. А он смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль, что теперь всё у него будет хорошо, что наконец-то нашёлся настоящий хозяин, которому можно отдать всю силу нерастраченной любви.

Несчастный кот-калека тогда смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь.

5. Работа с текстом

-Докажите, что это текст. (Это текст, так как предложения связаны между собой грамматически и объединены общей темой)

-Определите стиль речи. (Стиль художественный)

-Определите ведущий тип речи. Докажите (Повествование)

-Озаглавьте текст                      

6.Наблюдение над выражением авторского отношения

Как ведут себя люди по отношению к коту? Почему они испытывают отвращение к коту?

Опишите внешность кота и то, как он ведёт себя по отношению к людям.

Сравните поведение кота и людей.

Какой композиционный приём использует автор?

Что однажды случилось с котом? Как это его характеризует?

Кто помог коту? Почему он это сделал?

Что осознал рассказчик?

-Что вы можете сказать об авторе этого текста?

- Почему рассказчик так себя вёл? Что заставило его взять уродливого к себе домой?

7. Составление плана

Составьте план.

Запишите микротему каждого абзаца.

Выпишите ключевые слова каждой микротемы.

Какие средства языковой выразительности используется автор и с какой целью?

Определите и запишите как вы поняли основную мысль текста?

8.Перескажите текст, опираясь на план и ключевые слова.

9. Сформулируйте и запишите свое отношение к главной мысли текста. Обоснуйте свою позицию.

10.Чтение текста и написание сжатого изложения.

11. Рефлексия.

Какое настроение у вас сейчас?

Что интересного мы узнали о жизни животных?

Где ваши знания пригодятся?

Благодарю вас за урок и интересные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к ОГЭ: обучение написанию сжатого изложения"

Презентация содержит учебный материал для подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обучение написанию сжатого изложения"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обучение написанию сжатого изложения". Тип урока: Развитие речи...

Рекомендации для подготовки обучающихся 9 класса к написанию сжатого изложения и сочинения

Все школьники, которые оканчивают 9 классов, должны обязательно сдать Основной Государственный экзамен (ОГЭ) по русскому языку, поскольку сегодня это является главным требованием при получении аттеста...

Проектная работа: «Поиск дополнительного приема при написании сжатого изложения для тренировки определенных навыков у обучающихся при подготовке к ОГЭ».

В работе говорится о создании нового приема при обучении написанию сжатого изложения с учетом психологических особенностей детей. Прилагается презентация к проекту ....

Урок развития речи в 9 классе (для обучающихся с ОВЗ) по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Д.С. Лихачева"

Урок развития речи в 9 классе (для обучающихся с ОВЗ) по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Д.С. Лихачева". Эта разработка поможет подготовить обучающихся с ОВЗ к ГИА....

Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сжатого изложения

Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сжатого изложения...