Рекомендации для подготовки обучающихся 9 класса к написанию сжатого изложения и сочинения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Все школьники, которые оканчивают 9 классов, должны обязательно сдать Основной Государственный экзамен (ОГЭ) по русскому языку, поскольку сегодня это является главным требованием при получении аттестата об основном общем образовании. Принимая во внимание тот факт, что к этому времени школьники могут еще не иметь нужный уровень грамотности, своевременная подготовка к ОГЭ по русскому поможет школьнику успешно сдать данный экзамен.

Первая часть экзамена представляет собой прослушивание текста и его краткое изложение. Объем пересказа не должен быть менее 70 слов. И, хотя про максимальный объем текста  в первом задании экзамена ничего не сказано, вряд ли стоит писать чересчур длинное изложение. Во-первых, это займет лишнее время, а во-вторых, задача выпускников на этом этапе – лаконично и точно передать смысл услышанного. Прослушиваемый текст состоит из трех абзацев. Тонкость в том, каждый абзац имеет собственную микротему. Написанный выпускниками текст должен обязательно быть связным и цельным, иметь единую композицию. Здесь важно уметь кратко и доступно излагать материал.

Финальная часть ОГЭ по русскому языку представляет собой небольшое сочинение. Тему для него выпускник может выбрать из трех, предложенных в бланке задания. Одна из тем связана с тем или иным языковым явлением, а вторая и третья опираются на прочитанный литературный текст. Какую бы тему ни выбрал выпускник, его текст должен быть таким, чтобы затем послужил базой для аргументации. Важно показать свое  понимание текста, речевую  грамотность. Текст не должен содержать ошибок в своем построении и быть композиционно ровным, иметь вступление и заключение.

Данные рекомендации апробированы на практике и помогут подготовиться к написанию сжатого изложения как в классе, при коллективной работе, так и в самостоятельной работе по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendatsii_orlova_e.k.docx157.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Калтукская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

Тема разработки: Рекомендации для подготовки обучающихся

к написанию сжатого изложения и сочинения

Предмет: русский язык

Адресат: обучающиеся 5-9 классов, учителя русского языка

Составитель: Орлова Е.К., учитель русского языка и литературы

с. Калтук,  2016г.


Содержание:

Аннотация к разработке

3

Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение»

4

Советы по написанию сжатого изложения

6

Памятка для учащихся «Основные приёмы сжатия текста»

7

Примерная схема для  заметок к сочинению на лингвистическую тему (15.1)

8

Образцы сочинений 15.1

9

Памятка по выполнению задания 15.2

13

Памятка по выполнению задания 15.3

15

Пример выполнения задания 15.3

17

Список используемой литературы

24


АННОТАЦИЯ

Все школьники, которые оканчивают 9 классов, должны обязательно сдать Основной Государственный экзамен (ОГЭ) по русскому языку, поскольку сегодня это является главным требованием при получении аттестата об основном общем образовании. Принимая во внимание тот факт, что к этому времени школьники могут еще не иметь нужный уровень грамотности, своевременная подготовка к ОГЭ по русскому поможет школьнику успешно сдать данный экзамен.

Первая часть экзамена представляет собой прослушивание текста и его краткое изложение. Объем пересказа не должен быть менее 70 слов. И, хотя про максимальный объем текста  в первом задании экзамена ничего не сказано, вряд ли стоит писать чересчур длинное изложение. Во-первых, это займет лишнее время, а во-вторых, задача выпускников на этом этапе – лаконично и точно передать смысл услышанного. Прослушиваемый текст состоит из трех абзацев. Тонкость в том, каждый абзац имеет собственную микротему. Написанный выпускниками текст должен обязательно быть связным и цельным, иметь единую композицию. Здесь важно уметь кратко и доступно излагать материал.

Финальная часть ОГЭ по русскому языку представляет собой небольшое сочинение. Тему для него выпускник может выбрать из трех, предложенных в бланке задания. Одна из тем связана с тем или иным языковым явлением, а вторая и третья опираются на прочитанный литературный текст. Какую бы тему ни выбрал выпускник, его текст должен быть таким, чтобы затем послужил базой для аргументации. Важно показать свое  понимание текста, речевую  грамотность. Текст не должен содержать ошибок в своем построении и быть композиционно ровным, иметь вступление и заключение.

Данные рекомендации апробированы на практике и помогут подготовиться к написанию сжатого изложения как в классе, при коллективной работе, так и в самостоятельной работе по подготовке к ОГЭ по русскому языку.


              Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение»

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

  1. Определите тему текста (о чём текст?).
  2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  3. Определите стиль текста и тип речи,
  4. Определите особенности построения текста:
  • в повествовании — начало события, ход его, кульминация, конец;
  • в описании — предмет речи и его значимые, существенные признаки;
  • в рассуждении — общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  1. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Помните, что наличие плана в экзаменационной работе не является обязательным требованием.

Как составлять план? В этом нам поможет абзацное членение текста. Абзацем чаще всего считают отрезок, фрагмент текста от одной красной строки до другой

Абзац («красная строка») выделяется в письменной речи. Можно ли услышать абзац? Да, можно. В устной речи абзац обозначается более глубокой паузой по сравнению с паузами между предложениями.

Абзац имеет определённую композицию. Предложения, входящие в него, не одинаковы по своей роли. Внутри абзаца так же, как и в тексте, есть зачин, содержащий посыл, начало мысли, основная часть — развитие мысли, темы и концовка, своеобразная логическая точка, которая подводит итог микротемы (узкой темы) строфы. Необходимо выделить и записать эти микротемы, соотнести с главной темой и идеей текста. Помните, что микротемы тоже могут члениться, поэтому если абзац большой, необходимо разбить его на более мелкие части.

Классическая структура текста-рассуждения (большинство экзаменационных текстов являются именно рассуждениями): тезис — аргументы — вывод. Следовательно, план такого текста тоже трёхчастен. В каждой части может быть несколько подчастей (пунктов плана), которые, однако, составляют определённое логическое единство этой части.

Важную роль при составлении плана могут играть «ключевые слова», и если они выделены правильно, восстановить текст очень просто. В качестве примера приведём опорные слова к сказке «Курочка Ряба»: дед и баба, Курочка Ряба, яичко, не разбили, мышка, разбилось, снесу новое. Нет сомнения, что эти слова, несущие на себе содержательную нагрузку, расположенные в определённой последовательности, помогут нам написать текст подробно.

При составлении плана следует учитывать тип речи (описание, повествование или рассуждение), так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному.

Художественное описание:

  • общее впечатление от предмета;
  • описание его отдельных признаков.

Деловое (научное) описание:

  • назначение предмета;
  •    главные признаки предмета:

      а) форма, размер;

      б) материал, из которого сделан предмет;

      в) устройство.

Повествование (рассказ):

  1. начало действия (завязка);
  2. развитие действия;
  3. самый острый момент в развитии действия (кульминация);
  4. конец действия (развязка).

Рассуждение:

  1. основное положение (тезис);
  2. доказательства с привлечением аргументов;
  3. вывод.

При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.

После составления окончательного плана (5 минут) приступайте к написанию текста изложения.

Помните! На выполнение всей экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут часа (235 минут). Из этого времени на выполнение первой части отводится 100 минут. Из них на прослушивание текста (2 раза) — 20 минут, на осмысление прочитанного текста — 5 минут, непосредственно на его написание отводится 75 минут. В свою очередь, из этого времени надо вычесть ещё 15—20 минут для переписывания изложения на чистовик (это рекомендуется делать в конце всей экзаменационной работы).

       Таким образом, время, отведённое на написание чернового варианта изложения, составляет приблизительно 50—60 минут.


Советы по написанию сжатого изложения

• Объем изложения – не менее 70 слов. 


• При первом прослушивании текста не записывайте всё подряд. Сначала важно понять, какая информация главная, а какая – второстепенная; определить основную тему и микротемы; выписать ключевые слова. 


• Оставляйте 
интервалы между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. 


• Обратите внимание на 
фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия. 


• При редактировании постарайтесь 
избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними. 


• Количество абзацев в сжатом изложении (
ТРИ!) должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности. 


• При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать 
авторские ключевые слова и словосочетания


• 
Что должно остаться в тексте: то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел. Ключевые слова и микротемы – опора для определения главной информации. 


• 
Что подлежит сжатию: подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Отсутствие второстепенной информации не мешает воспринимать основную тему, идею, проблемы, композицию текста. 


• Помните о главном условии: вы должны 
передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.




Памятка для учащихся

Основные приёмы сжатия текста

Содержательные

1. Исключение подробностей, деталей.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

2. Обобщение однородных явлений.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст

3.Сочетание исключения и обобщения.

Эти приёмы часто совмещаются.

Языковые

1.Исключение

  • Исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
  • исключение повторов;
  • исключение фрагмента предложения, имеющее менее существенное значение;
  • исключение одного или нескольких синонимов;
  • исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком полно и широко.

2.Обобщение

  • Замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3.Упрощение

  • Слияние нескольких предложений, повествующих об одном и том же предмете речи, в одно;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена сложноподчиненного предложения простым;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена прямой речи косвенной.

Примерная схема для  заметок к сочинению на лингвистическую тему

                                                   в 9 классе

1

Заголовок

Зачем нужны запятые

2

I

Вступление

(может быть более общего
характера, чем тема)

  В русском языке есть самые разные знаки препинания, их насчитывается семнадцать.

  Особенно выделяются своим  частым употреблением запятые.

  Зачем же они нужны?

3

II

Основная часть.

Ответ на вопрос темы в виде тезиса (мысли, требующей доказательства), после которого уместен вопрос «почему?» и требуется ответ, предполагающий применение вводных слов или построение сложноподчиненного предложения с союзами «потому что», «так как…»

  Запятые совершенно необходимы для правильной передачи смысла в письменной речи. Почему?

  Причины здесь разные.

4

Аргумент 1

Во-первых, ...

Искать в тексте доказательство  —  ответ на вопрос утверждения (тезиса) в словах автора.

Можно цитировать (если авторский текст не исправляется, он заключается в кавычки).

  Во-первых, они используются при перечислении однородных членов в простом предложении.  В этом meкcme есть такой пример (№...):

5

Аргумент 2.

Во-вторых, ...

Можно цитировать, правильно оформляя цитаты

  Во-вторых, запятые служат для разделения частей сложного предложения (№...):

  Используются запятые и в других случаях отделения,   разделения и выделения смысловых отрезков.

6

Вывод:

Таким образом, ...

Следовательно, ...
Значит, ...
Итак, ...

  Значит, если на письме без запятых нельзя обойтись,
нужно очень хорошо знать правила их применения.

7

III

Заключение

  В добавление к ним важно изучать и другие правила, чтобы письменная речь была грамотной во всех
отношениях

                                            ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

Эту фразу я понимаю так. При помощи языка мы можем не только общаться, но и представлять образ всякого человека. Приведу примеры.

Предложение 49 «Что же ты наделал, юный натуралист!», которое плача прокричал Толик, помогает нам представить и  волнение, которое пережил мальчик во время пожара, и его восхищение поступком друга, обгоревшим, но спасшим маленьких цыплят. Толик с уважением смотрел на него, завидовал Темке …

А завидовал он зря! В предложениях 35 – 38 рассказывается о том, что Толя - тоже герой. Все свои физические и нравственные силы он направил на спасение друга. И об этом мы узнаем из текста, написанного доступным и эмоциональным языком.

Таким образом, можно сделать вывод, что прав  был русский писатель И. А. Гончаров, утверждавший, что «…язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Эту фразу я понимаю так. Автор подбирает слова согласно смыслу, заложенному в тексте. Приведу примеры.

Во-первых, рассказчик и все друзья мальчика во дворе восторгаются его мамой, молодой, красивой, сильной. И никто не  «величает» ее по имени-отчеству, а называют, как девчонку, Лелей (имя это женщине диктуется смыслом рассказа). И отца мальчика никто не называет по этой же причине по имени-отчеству, а именуют так, как зовет его Леля: « О справедливейший из справедливых!»

Во-вторых, автор интересно использует в тексте слово  «судья». Если первый раз он так называет отца Коли, который был бессменным арбитром волейбольных матчей, то во второй – так величает маму, хотя «…она никогда не давала громкого свистка» в семейной жизни. Леля была центром семьи: только в ее присутствии Коля и его отец чувствовали себя счастливыми. А как интересно использует автор в предложении 17 сравнение! Мужчин семейства в отсутствии мамы-судьи он сравнивает с пассажирами опаздывающего поезда.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «…точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак, действие предмета. И только! Лишь при помощи грамматики можно из набора слов  создать связное высказывание, текст.

Так, предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают  художественной  речи  особую  остроту и эмоциональность. Придают при условии, если мы  указанные слова передадим «в распоряжение грамматики».

Например, поставим слово «человек» в дательный, а слово «счастье» - в родительный падежи, создадим словосочетание с подчинительной связью управление: «нужно для счастья». Для выражения эмоций автора в конце предложения поставим восклицательный знак. И тогда предложение, по словам Л.В. Успенского, получит «величайшее значение».

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».  

 Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

 Так, предложение 16 состоит из десяти отдельных слов, называющих или указывающих на субъект ("я", "приезжий") и его действия. Каждое пятое слово в предложении относится к высокой лексике («отважился», «вторгаться»), позволяя представить нам незнакомца как человека интеллигентного, обладающего правильной литературной речью.

 Если мы все эти слова напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить  все глаголы в необходимой форме, а местоимение «вы» поставить в дательный падеж - слова получат единый смысл, превратившись в предложение. 

Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Три тире, которые имеются в этом предложении, указывают на наличие реплики в диалоге, а две запятые выделяют вводное слово «поверьте».

Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый   «характер»».

Знаки препинания, по выражению А. П. Чехова, - это «ноты при чтении», которые помогают  в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. В предложенном отрывке нахожу практически все существующие знаки препинания: точку и вопросительный знак, восклицательный знак и запятую, тире и двоеточие, многоточие и кавычки. 

Самым распространенным знаком в тексте является запятая. Она встречается и в сложном предложении, и в простом осложненном, и при диалоге… Интересным мне показалось предложение 18, где запятая, во-первых, разделяет повторяющиеся слова «..спасибо, спасибо…», во-вторых, она выделяет слово-обращение «старик», в-третьих, этот знак присутствует на стыке прямой речи и слов автора.

Вторым знаком, на который я обратила внимание, стал восклицательный знак. В предложении 11 «Как тяжело после этого просыпаться!» он помогает автору выразить ту гамму отрицательных чувств, которые испытывает Мересьев после сна, в котором видел себя здоровым.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый знак препинания «имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый   «характер».

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено».

Термин «местоимение» произошел от латинского « pronomen», что означает «вместо имени», то есть вместо существительного, прилагательного и числительного. Прав был лингвист  А.А.Реформатский в том, что «Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова». Без их существование местоимений бессмысленно. Обратимся к тексту.

 

Так, в предложениях 7-8, 19-20 вместо слова «Демосфен» употребляется личное местоимение «он». Эта замена позволяет авторам книги избежать лексического повтора, делая речь более краткой и выразительной.

В предложении 20 нахожу относительное местоимение «которой», заменяющее существительное «выразительность» и используемое для связи частей сложного предложения друг с другом. 

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Смысл высказывания Л. В. Успенского понимаю так: грамматика позволяет словам, собранным в предложении, обрести единый смысл, чтобы выразить любую мысль. Приведу примеры на основе предложения 2.

 Оно состоит из тринадцати отдельных слов.  Если все эти слова мы напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить их в нужной форме, как они получают единый смысл и становятся предложением, повествующим о белогрудой кунице.

Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Две запятые, стоящие в этом предложении, выделяют вводное слово «пожалуй», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он говорит. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою  неуверенность, предположение о том, что говорит.

Таким образом, прав был русский филолог Л. В. Успенский, утверждающий, что «…грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».


Памятка по выполнению задания 15.2

Как звучит задание?

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста экзаменационной работы.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.


Сочинение 
пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вопросом по тексту экзаменационной работы может быть: 
Как вы понимаете финал текста <цитата>?

Как вы понимаете смысл предложения <цитата>?

Почему герой <цитата>?  т.п.


Для написания сочинения 15.2. вам необходимо интерпретировать, т.е. растолковать текст, опираясь на свои знания по лингвистике.

Анализ формулировки задания 15.2 показывает, что для его выполнения надо произвести такие действия:

  1. перечитать исходный текст части 2, выделить в нём указанный в задании 15.2. фрагмент, вдуматься в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытые значения, поняв значение всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, метафорических образных выражений и позицию автора;
  2. сформулировать собственное мнение о смысле фрагмента;
  3. привести два аргумента, подтверждающие правильность понимания фрагмента;
  4. подобрать из исходного текста два примера, подкрепляющие вашу аргументацию;
  5. приводя примеры из текста, следует цитировать или указывать номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе рассуждения;
  6. оформить текст композиционно: сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, то есть содержать тезис, аргументы и вывод, а также вступление и заключение.
  7. следует развить мысль так, чтобы объём сочинения был не менее 70 слов;
  8. писать надо аккуратно, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать правила каллиграфии.

ШАГ 1. Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Объясняем смысл  предложений текста.

Тезис формулируется как простое двусоставное предложение, в котором подлежащее называет тему, а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говоритьсяЗапомните: сформировать основную мысль без сказуемого невозможно!!!

Обратите внимание:

1. во вступлении можно процитировать заключительные предложения, но помните, что цитату нужно ещё объяснить;

2. объясняя смысл цитаты, напишите, кому из героев принадлежит реплика, о чём она свидетельствует. Можно также уточнить, при каких обстоятельствах были произнесены данные слова (только коротко), как они характеризуют того, кто их произнёс.

3. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей.


ШАГ 2. Приводим ДВА АРГУМЕНТА из прочитанного текста, подтверждающие наши рассуждения. 


Обратите внимание:

1. оба аргумента должны быть только из прочитанного текста;

2. прочитайте текст ещё раз и отметьте предложения, подтверждающие ваши рассуждения;
3. коротко напишите, о чём говорится в выделенных вами предложениях, не забудьте указать номера этих предложений;

4. каждый аргумент начинайте с красной строки (так вы облегчите работу эксперту и увеличите себе количество баллов);

5. начать аргументы можно словами во-первых, во-вторых.

ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД.


Обратите внимание:

  1. вывод можно начать с вводных слов таким образом, итак или следовательно;
  2. завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором.

Помните, что в сочинении должно быть как минимум 3 абзаца (если оба аргумента содержатся во 2 абзаце)! 


Памятка по выполнению задания 15.3

Какие умения проверяет задание?

  • Адекватно понимать информацию из прочитанного текста;
  • понимать основную мысль прочитанного текста;
  • уметь создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста;
  • уметь создавать письменное высказывание по заданным параметрам;
  • уметь устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её;
  • уметь выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме;
  • логически последовательно излагать свою точку зрения.

Обратимся к примерной формулировке задания.

Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Композиция сочинения-рассуждения

15.3 Композиция.JPG

Способы толкования значения слова:

Способы толкования.JPG

Вступление. Толкование значения слова.

При написании вступления тезисом должно стать определение какого-либо нравственного понятия.

Что это могут быть за слова?

  1. Слова, обозначающие морально-этические качества человека: человечность, доброта, милосердие, смелость, мужество, совесть, честность, интеллигентность, толерантность, гуманность и т. д.
  1. Родина, патриотизм, память, мир, достоинство…
  2. Искусство, культура, книга, общение…
  3. Бытие, сознание, жизнь…

Задайте себе вопрос: как я это понимаю? Определение постарайтесь дать одним предложением.

  • Слово «человечность» обозначает…
  • Человечность –это…
  • Задумывались  ли вы, что такое  человечность.  Я думаю, что…

Можете сочинение начать с вопроса (ряда вопросов), вопросно-ответного единства:

  • «Что такое человечность?» - спросите Вы. Знакомое, много раз слышанное слово и вроде бы понятное. Но как объяснить его смысл другим? Как подобрать для этого точные, нужные слова? Попытаюсь сделать это. По-моему, человечность…

Комментарий (объяснение важности этого понятия для  жизни человека вообще или для современной действительности)

Рассуждением от противного:

Страшно представить, что было бы, если из нашей жизни ушла бы человечность. Мир стал бы, как мне кажется, мрачным, злым и жестоким. Такая жизнь не имеет продолжения. Поэтому важно сохранить это прекрасное человеческое качество.

Логический переход. Пример из текста

В тексте…можно найти пример(ы), подтверждающий мою мысль.

Пример(ы), который подтвердит мою мысль, можно найти, обратившись к тексту….

Обратимся к прочитанному тексту. В нем я могу найти пример(ы) человечности.

Логический переход. Пример из  опыта

Одним из аргументов в основной части должен стать пример из жизненного опыта. Вы должны показать не только умение анализировать текст, но способность к обобщению жизненных фактов.

Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например,…

Могу ли я из небольшого своего жизненного опыта найти пример  проявления человечности? Да, и не один раз.

Могу ли я доказать, что такое человечность, приведя примеры из жизненного опыта? Несомненно.

Могу ли я из небольшого своего жизненного опыта найти пример  проявления человечности? Да, и не один раз.

Вывод

В заключении нужно ещё раз вернуться к определению понятия, но уже в самом общем виде, показав его значение не только для вас, но и для людей вообще.

Таким образом, «человечность» – это одно из тех слов, которое учит нас…

Итак, можно утверждать, что слово «человечность» – одно из важных в нашей жизни.

Думаю, мне удалось объяснить значение слова «человечность» и доказать важность его присутствия в нашей жизни.


Пример выполнения задания 15.3

Как вы понимаете значение слова красота?

Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Рассмотрим и попробуем оценить три сочинения девятиклассников на тему «Что такое красота?» по тексту П.Васильева «Уродина».

Уродина

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность.

(15) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (16) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (17) –Меня там ждут. (18) Я спешу! (19) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…

(20) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (21) –Не мешайте гражданину.

(22) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(23) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(24) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(25) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (26) –У меня свои такие. (27) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(28) Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

(29) –Сережа! – кричала она. (30) – Как договорились, жду на условленном месте.

(31) Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (32) –Да тут всякие…

(33) Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

(34) –Уродина!..

(35) Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(36) Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой. (37) Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(38) – Сейчас приедет неотложка.

(39) – Спасибо.

(40) – Как вы себя чувствуете?

(41) – Лучше.

(42) Полина Ивановна молчала. (43) И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

(44) Неожиданно в комнату вошла знакомая

мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (45) Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.

(46) – Вы здесь?! – взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.

(47) – Моя внучка, – светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

(48) – Так это вы не для себя звонили, так старались? (49) Для других старались? – спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

(50) – Бабусик, я пойду, – обратилась она к Полине Ивановне. (51) – Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (52) Что у кинотеатра делается! (53) Психоз какой-то! (54) А ты побеседуй с этим джентльменом. (55) Приятная компания. (56) Ну, помчалась. (57) Целую!

(58) Неотложка пришла через несколько минут. (59) Возможно, девушка встретилась с врачом гденибудь у лифта. (60) Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить ее в больницу. (61) Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли. (62) Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (63) Наконец она ушла. (64) А на другой день я узнал, что еще в лифте Полина Ивановна умерла.

(По П.Васильеву)

Васильев Павел Александрович (1929–1990) – русский писатель-прозаик. Основная тема его произведений – война. Наиболее известные книги: «Парень в кепке», «Весной, после снега», «Выбор», «Судома-гора» и др.


Сочинение 1

Я думаю, красота − это люди, природа, произведения искуства. Вокруг нас много красивых вещей. В тексте П.Васильева описывается случай с мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а ее внучка даже не заметела, что бабушка больна.

В моей жизни тоже был такой случай: один мой знакомый очень спешил на футбол и даже не заметел, что его дедушке требуется помощь, поэтому его увезли в больницу. Это был некрасивый поступок.

Таким образом автор призывает нас быть внемательным к людям.

(Николай Н.)

Сразу бросаются в глаза ошибки, бедность речи, речевые недочеты и отсутствие логических связок, а главное – нарушение логики развертывания мысли. Едва ли можно согласиться с предложенным «определением», так что в работе практически отсутствует тезис, который должен подкрепляться аргументами. Кроме того, ученик никак не комментирует, не поясняет свое определение. Первый пример представляет собой пересказ текста без каких бы то ни было пояснений.

Конечно, второй пример «из жизни» явно создан по образу и подобию ситуации, описанной в тексте, однако в нем хотя бы присутствует элемент оценки. (Это был некрасивый поступок.) Таким образом, несмотря на формальное наличие в сочинении отсылок к тексту и к опыту, аргументация в работе крайне слабая. В заключительном предложении автор сочинения вообще забывает о теме, грубо нарушая логику работы.

Попробуем оценить работу по критериям, разработанным специалистами ФИПИ.

 

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

С3К1

Толкование значения слова

 

Экзаменуемый дал неверное определение;

или:

Толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

С3К2 Наличие примеров-аргументов

 

Экзаменуемый привел пример-аргумент из жизненного опыта

1

С3К3

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки

0

С3К4

Композиционная стройность

 

В работе допущены две и более ошибок в построении текста

0

 

 

1

 


Сочинение 2

Красота – это различные признаки, свойства предмета или человека, которые заставляют нас восхищаться. Например, в тексте Павла Васильева девушка «редкой красоты» оказывается черствым, равнодушным, эгоистичным человеком. Для нее удивительно даже то, что мальчик «старался» не для себя, а для других. Думаю, слово «уродина» в предложении 35 очень точно характеризует именно героиню рассказа.

Подлинное восхищение вызывает душевная красота, отзывчивость мальчика, который спешит к телефону-автомату, чтобы вызвать скорую помощь, помочь пожилой женщине. Действительно, именно добрые дела говорят о подлинной красоте.

Таким образом, красота человека – это не только яркая внешность, но и добрая душа, человечные поступки.

(Полина Д.)

В работе дано определение слова, однако комментарий к нему отсутствует. Подчеркнем, что именно после определения уместно было бы рассуждение о подлинной красоте человека, которая проявляется в его поступках. Допущено нарушение абзацного членения: второе предложение начинает новую мысль. Приведены два примера-аргумента из текста, что позволяет поставить максимум по критерию С3К2. (в критерии С3К2 указано, что максимальный балл – 3 – выставляется также за два примера-аргумента из прочитанного текста.) 

 

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

 

С3К1

Толкование значения слова

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но:

не прокомментировал его

1

С3К2

С3К2 Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привел два примера-аргумента из прочитанного текста

3

С3К3

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

С3К4

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется смысловой цельностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет

2

 

 ИТОГО

7

 


Сочинение 3

Красота – это очень сложное понятие. Люди испокон веков восхищались красотой природы, гармонией человеческого тела. Попробуем разобраться, в чем заключается подлинная красота человека. Мне кажется, ответ прост: это внутренняя гармония, чистая совесть, стремление делать добро людям.

Таким образом, привлекательная внешность – далеко не всегда признак истинной красоты. Ведь человек с лицом и фигурой голливудской звезды может оказаться черствым, бездушным и даже жестоким.

Именно такой пример мы находим в рассказе П.Васильева: девушка «редкой, бросающейся в глаза красоты» бесцеремонно ведет себя в очереди у телефона-автомата, оказывается настолько бездушной, что даже не замечает болезни родной бабушки. Сам автор в названии рассказа («Уродина») дает безжалостную оценку героине.

Примеры подлинной душевной красоты можно найти в русской литературе. Вспомним Матрену Григорьеву – героиню рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». На первый взгляд, это ничем не привлекательная пожилая женщина. Однако всю свою жизнь она помогала окружающим, отдавала себя другим без остатка. Не случайно писатель называет ее праведником, то есть человеком, который несет людям добро и правду. В этом ее духовная красота. Итак, истинная красота человека в его душе, в делах и поступках.

(Дарья Г.)

Автор сочинения умело «сужает» понятие, рассуждая о подлинной красоте человека, что соответствует идее текста. Помимо определения, приведен комментарий, в котором внешняя красота противопоставлена внутренней.

Первый аргумент приведен из текста, второй – из читательского опыта. Продуманы логические переходы, связки между абзацами. В работе четко просматриваются вступление, основная часть и заключение. 

 

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

 

С3К1

Толкование значения слова

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

С3К2

С3К2 Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привел два примера-аргумента: один пример-аргумент приведен из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта

3

С3К3

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

С3К4

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется смысловой цельностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет

2

 

 ИТОГО

9


Список используемой литературы:

  1. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Успешная подготовка к ГИА в 9 классе по русскому языку.

  2. Типовые экзаменационные варианты ГИА 2015 по русскому языку (36 вариантов). Под ред. Цыбулько И.П.

  3. https://canvas.instructure.com/courses/889436/pages/primier-vypolnieniia-zadaniia-15-dot-3
  4. http://4oge.ru/russkij-jazyk/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к ОГЭ: обучение написанию сжатого изложения"

Презентация содержит учебный материал для подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обучение написанию сжатого изложения"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обучение написанию сжатого изложения". Тип урока: Развитие речи...

Подготовка к написанию сжатого изложения с элементами сочинения 7 класс

Презентация содержит материал по региональному компоненту...

Рекомендация к подготовке написания сжатого изложения.

Данные рекомендации помогут учащимся при работе над сжатым изложением....

Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"

Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....

Проектная работа: «Поиск дополнительного приема при написании сжатого изложения для тренировки определенных навыков у обучающихся при подготовке к ОГЭ».

В работе говорится о создании нового приема при обучении написанию сжатого изложения с учетом психологических особенностей детей. Прилагается презентация к проекту ....

Урок развития речи в 9 классе (для обучающихся с ОВЗ) по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Д.С. Лихачева"

Урок развития речи в 9 классе (для обучающихся с ОВЗ) по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Д.С. Лихачева". Эта разработка поможет подготовить обучающихся с ОВЗ к ГИА....