Тема «Главные члены предложения. Подлежащее».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок русского языка в 8 классе по теме "Подлежащее"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse_podlezhashchee_.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

#1075;.

Урок русского языка в 8А классе по теме:

"Главные члены предложения. Подлежащее".

Форма урока: урок-практикум.

Задачи урока:

  • Обобщить сведения о подлежащем, знакомые учащимся по курсу 5-7 классов.
  • Расширить знания о подлежащем, его признаках, способах выражения.
  • Формировать умение выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его выражения.
  • Развивать наглядно-образное мышление, самостоятельности, творческих способностей.

Оборудование: презентация, листы, карточки(3-х цветов)

Технологии: проблемная ситуация, дифференцированный подход, тестовая технология, информационные технологии, индивидуальные задания, работа в парах, фронтальный опрос.

Ход занятия

Организационный момент. (запись числа, классной работы)

Актуализация изученного.

А) Работа с таблицей (устно)

- Ребята, перед вами таблица. Дополните недостающие звенья таблицы.

Синтаксис – это…

… - номинативные единицы синтаксиса.

… - коммуникативные единицы синтаксиса.

Подлежащее и сказуемое - ….

…, …, … - второстепенные члены предложения.

Распространённое предложение – это предложение, …

… - предложение, в котором есть только главные члены предложения.

Односоставное предложение – это предложение, …

… - предложение, в котором два главных члена предложения (подлежащее и сказуемое).

Б) Тест (словосочетание)

- Какую тему проходили в течение предыдущих уроков? (словосочетание)

Повторим тему «Виды подчинительной связи в словосочетании», которая встречается в задании №7 ОГЭ и даёт нам 1 балл.

Вспомним основные виды связи в словосочетании (СУП) – таблица - объяснение учащихся.

Выполним тест. Самопроверка.

В) Работа с предложением (у доски и в тетрадях)

Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.А.Бунин)

(пов,невос,прост,двусост,распр)

- синтаксический разбор предложения

-подчеркнуть все члены предложения

- указать части речи

УСТНО:

-найти все возможные словосочетания

-определить вид подчинительной связи в словосочетании (СУП)

Г) Проблемный вопрос:

- Какое сочетание слов в предложении не является словосочетанием? Почему?

- Сформулируйте тему нашего урока. (Главные члены предложения. Подлежащее.)

Изучение нового материала.

А) Работа по учебнику.

- Что такое подлежащее? Найдите правило в учебнике на с.55 параграфа 17.

- Чем может быть выражено подлежащее? (Выслушиваются ответы)

- Наблюдение по таблице “Способы выражения подлежащего”

Способ выражения подлежащего

Пример

Существительное в именительном падеже

Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч.

Метель надвинулась сразу.

Местоимение в именительном падеже

Со школьных лет я чувствовал красоту языка. Каждый отправился в свою комнату.

Прилагательное

Стойкий всегда побеждает.

А ( Кто?) самый дерзкий и молодой смотрел на солнце над водой. (составная форма превосходной степени прилагательного)

Наречие

Сегодня не похоже на вчера.

Числительное

Одиннадцать - нечетное число.

Причастие

Провожающие стояли у вагона.

(Кто?) Опоздавшие на спектакль не допускаются.

Глагол (инфинитив)

Встретить друга - большая радость.

Охранять природу — значит охранять Родину.

Междометие

Вдали послышалось ку-ку.

Словосочетание

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.

Прошло несколько дней.

Фразеологизмы

В поле вышли (кто?) от мала до велика.

(Что?) Филькина грамота – это пустая, ничего не значащая бумажка.

Собственное наименование

Российская Федерация – одна из влиятельных держав мира.

Широкой полосой, от края до края, протянулся
Млечный Путь.

Предложение

«Не стреляйте в белых лебедей» - повесть Бориса Васильева.

- Какой вывод вы можете сделать? (в роли подлежащего могут встречаться практически все части речи русского языка).

Проблемный вопрос.

- Как разграничить подлежащее, выраженное именем существительным в форме именительного падежа и дополнение, выраженного формой винительного падежа?

(мы должны понять кто выполняет действие, это и будет подлежащее)

Хороший снежок урожай сбережет.

Проспект засыпал снег.

Кленовый лист срывает ветер сильный.

- Найти грамматическую основу предложения и дополнение в каждом предложении.

Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой.

Закрепление темы урока.

А) Дифференцированное задание. Ребята сами выбирают уровень.

- Выберите задание, уровень сложности увеличивается от 1 до 3. Чем выше сложность, тем больше балл за выполненное задание. (задание в презентации)

Б) Работа по учебнику – упр. 90

(по вариантам 1 часть – девочки, 2 часть – мальчики – по заданию)

В) Индивидуальные карточки – 2 человека.

Г) Работа в парах (на листочке)

- Подпишите листочки, выпишите на них подлежащее из каждого предложения

1. Гости приехали утром.

2. Он был в музее.

3. Старшие помогали младшим.

4. Желающие могли покататься на лодке.

5. Два да два – четыре.

6. Курить- здоровью вредить.

7. Завтра не наступит никогда.

8. Га-га-га слышалось на лугу.

9. Мы с сестрой радовались возвращению домой.

Домашнее задание.

Параграф 17, упражнение 93

Подведение итогов урока.

– Что такое подлежащее?

- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

Рефлексия

-Что это?(фразеологизмы) Что они обозначают? Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке.

ШЕВЕЛИТЬ МОЗГАМИ – зелёный (думать)

КРАЕМ УХА – жёлтый (услышать часть информации)

ХЛОПАТЬ УШАМИ – красный (прослушать)

Индивидуальная карточка №1

Подчеркните подлежащее, укажите, чем оно выражено.

  1. Полицейские внимательно следили за порядком.
  2. Сквозь тучи пробился луч солнца.
  3. Вчера посадили мы дерево.
  4. Люблю грозу в начале мая.
  5. Отправился Иван-царевич на поиски своей невесты.
  6. Хороша была Танюша.
  7. Жили-были дед да баба.
  8. Каждый пошел в свой дом.

Индивидуальная карточка №2

Подчеркните подлежащее, укажите, чем оно выражено.

  1. Комендантша с дочерью удалились.
  2. Кто-то угрюмо молчал.
  3. Для меня жить - значит работать.
  4. Вечером мы с братом будем заливать каток.
  5. Не шутя, Василий Теркин, подружились мы с тобой.
  6. Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь.
  7. В поле вышли от мала до велика.
  8. Провожающие стояли у вагона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Презентация по русскому языку в 5 классе на тему: "Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое."

Презентация отражает этапность урока-путешествия по теме "Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое." раздела учебника по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи." В неё...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе составлена по учебнику под редакцией Е.А.Быстровой с учетом требований ФГОС....

Урок русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее"

Конспект урока русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее"...