Урок по русскому языку "Обобщение изученного по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Елкина Людмила Афлатуновна

Урок по русскому языку "Обобщение изученного по теме "Имя существительное" в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Котельниковская средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза Л.Д. Чурилова»

Конспект урока по русскому языку

«Повторение изученного по теме  

«Имя существительное»

Провела

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Елкина Л.А.

Март 2024

Ход урока

I.Организационный момент

- Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Поздоровойтесь с гостями! Улыбнитесь друг другу!  Садитесь! Знакомство с маршрутным листом. Подписать.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение целей и задач урока

Ребята,   тема нашего урока спрятана в отгадке.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Имя существительное)

Конечно, это имя существительное. На предшествующих уроках  мы изучали эту часть речи. Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

(Повторить всё, что выучили, узнали; выяснить, какие темы для нас лёгкие, а какие вызывают затруднения; применять на практике орфографические правила)

СЛАЙД 1 Верно, тема  нашего урока: «Повторение изученного по теме  «Имя существительное», запишите.

III. Актуализация знаний

(«Верно-неверно»)
Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном и обобщим 
наши знания

СЛАЙД 2  Я предлагаю вам выступить в роли экспертов

Посмотрите на   утверждения, если оно правильное, то вы пишите: ВЕРНО, если неправильное, то соответственно - НЕВЕРНО - ставите + или _- (1 минута)

№ п/п

Утвержения

Верно

Неверно

1.

Имя существительное - часть речи, которая обозначает признак  предмета и отвечает на вопросы кто? или что?

-

2.

Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

+

3.

К  непостоянным  морфологическим  признакам относятся  род, число, падеж.

-

4.

Имена существительные  бывают  женского и мужского рода.

-

5.

В русском языке 6 падежей.

+

6.

Склонение - это изменение  существительных по лицам и числам.

-

7.

В предложении имена существительные бывают разными членами,  чаще всего подлежащим и дополнением.

+

СЛАЙД 3 Проверить по шаблону:  6 правильных ответов, то 1 балл, а 5 и ниже - это 0 баллов.

Молодцы, ребята, теоретическую часть вы хорошо знаете. Перейдем к практической

IV. Обобщение и систематизация знаний

4.1. Задание 1. К  существительным нарицательным подберите  собственные (связанные с вами, вашей семьей)

на доске 

мама

город

река

собака

- Как пишутся имена собственные? На какую  тему эти слова? (Все эти слова на тему «родина»)

- Что  такое Родина?  (Ответы уч-ся)

Верно, Родина-это место, где человек родился. Практически для всех нас, присутствующих здесь, Родиной является Россия. Но в этой большой стране есть место (маленькая деревня или  большой город), где родился каждый из нас. Это место называется малая родина. Для меня –это г Рязань,  для  Мадины - Люберцы, для Нурислана - Красноярск.

Подберите синонимы к слову Родина  (Отчизна, Отечество) - запишите

Правильно, обращаю ваше внимание на следующее

 Если слово "Родина" имеет значение "страна", то оно пишется с большой буквы. (Защита Родины - священный долг гражданина.) Если речь идет о том месте, где родился человек, конкретное место в стране,(город, деревня),  то слово "родина" пишется с маленькой буквы.

??? Какие из данных слов являются одушевленные/неодушевлённые (мама, город, река, собака) Почему?

 Составьте предложение со словом родина

В школе ребята читали стихи о родине, о счастье, о жизни. - Разбор предложения на доске и в тетради.

4.2. - Что мы знаем о категории рода? (М.б. мужской, женский, средний)

- Какие падежи вы знаете? Перечислите (с вопросами).

Задание 2. Просклоняйте существительные в паре

И.п.      родина                   простор                помощь

Р.п.      родины                   простора                помощи

Д.п.     родине                    простору                помощи

П.п.    о родине                    на просторе                   о помощи

- Выделите окончания существительных. Какой вывод можно сделать о правописании падежных окончаний существительных в единственном числе? (Правило)      Я прохожу, даю балл

Физминутка

Наша Родина – Россия

В нашей стране горы – высокие. ( тянемся на носочки)

Реки глубокие. ( присаживаемся на корточки)

Степи широкие. ( руки в сторону)

А мы – ребята вот такие! (показываем большой палец)

Как живешь? Вот так!

Как идешь?  Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Как шалишь? Вот так!

Как сидишь? Вот так!

4.3. - Расскажите, что вы знаете о склонении.

Цифровой диктант: определите склонение имён существительных

Ветвь, ветка, заяц, зайчишка, тетрадь, тетрадка, яблоко, яблоня, тюль, молодежь.

В тетрадях: 3, 1, 2, 1, 3, 1, 2, 1, 2, 3.

Взаимопроверка (по шаблону) - 1 ошибка - 1балл, 2 ошибки и более - 0 баллов

!!!! можно спросить про ь после шипящих у сущ 2 и 3 скл

4.4. - Давайте теперь вспомним с вами, что же нового об имени существительном мы узнали в этом году?

(- не все имена существительные изменяются по числам, некоторые имена существительные  бывают только единственного числа, а другие только множественного)

«Третий лишний» (на доске). Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. Устно

1 ряд: Заморозки, доброта, школьник. 

2 ряд: Родина, очки, книга.

3 ряд: Погода, спортсмен, сутки.

4.5. - Ребята, посмотрите, за время нашей работы успело вырасти чудо-дерево.        

Назовите фрукты, которые есть на нём. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа, обозначьте окончания.

Яблоки - яблок,    сливы - слив,   груши - груш,  апельсины - апельсинов,    бананы – бананов.

ГРУШ - без ь. Почему?

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Групповая работа. Руководитель группы проверяет и оценивает

- Вставьте пропущенные слова

О родине - сущ.  ________________( о чём?) о родине

Н.ф. -  ____________________

     Пост. признаки - ___________________________________________________________

     Непост. признаки - ______________________________________________

Стихи (о чём?) о родине

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Разобрать ошибки, допущенные в морфологическом анализе

VII. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

- Какую цель ставили в начале урока? Достигли её?

 Оценки. Даю дополнительные баллы

- Сдайте маршрутные листы руководителям групп.

Домашнее задание:

В группах составить сказку об имени существительном. Оформить красочно на листе А4.

Всем спасибо! Ребята, вы большие молодцы! Урок окончен! Можете быть свободны!

Маршрутный лист ( 5 класс)

Ученика (цы) ___________________________________________________________

Тема:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценивание

№ задания

Задание

Баллы

1

Верно – неверно (самопроверка)

3

Парная работа

4

Цифровой диктант (взаимопроверка)

6

Групповая работа

Итоговый

Задание1.

№ п/п

Утвержения

Верно

Неверно

1.

Имя существительное - часть речи, которая обозначает признак  предмета и отвечает на вопросы кто? или что?

2.

Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

3.

К  непостоянным  морфологическим  признакам относятся  род, число, падеж.

4.

Имена существительные  бывают  женского и мужского рода.

5.

В русском языке 6 падежей.

6.

Склонение - это изменение  существительных по лицам и числам.

7.

В предложении имена существительные бывают разными членами,  чаще всего подлежащим и дополнением.

Проверить: 1 ошибка, то 1 балл, а 2  и более - это 0 баллов

Задание 2. К  существительным нарицательным подберите  собственные (связанные с вами, вашей семьей)

мама

город

река

собака

_____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 3. Просклоняйте имена существительные, выделите окончания.

И.п.   (что?)            родина                        простор                             молодёжь

Р.п.    (чего?)                      

Д.п.   (чему?)

П.п.    (о чём?)

- Вспомните правило о написании падежных окончаний в Р.п., Д.п., П.п.

Задание 4. Цифровой диктант. Взаимопроверка

_____________________________________________________________________

Проверить: 1 ошибка, ставите 1 балл. 2 и более, ставите 0 баллов

Задание 5. Чудо- дерево. Запишите имена существительные в форме Р.п. мн числа

 ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Задание 6. Морфологический анализ имени существительного.  - Вставьте пропущенные слова

О родине - сущ.  _______________________( о чём?) о родине

Н.ф. -  ____________________________

     

Пост. признаки - _____________________________________________________________________

     

Непост. признаки - ____________________________________________________________________

Стихи (о чём?) о родине

Проверяет руководитель группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку в 6 классе "Существительные общего рода"

Урок разработан на базе учебника Русского языка 6 класс под ред. Ладыженской, урок усвоения новых знаний....

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное" в 6 классе

Урок -экскурсия по родному краю, повторяя тему "Имя существительное"...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс). Имена существительные собственные и нарицательные.

Данную презентацию можно использовать на уроке русского языка в 5-ом и 6-ом классе....

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.

Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.Учебно-методический комплекс: УМК В. В. Ба...