Конспект урока "Отрицательные местоимения" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ирина Викторовна Потапова

Урок русского языка по теме «Отрицательные местоимения» в 6-м классе может включать следующие цели:

  1. Дать понятие отрицательных местоимений, выделить их лексико-грамматические признаки.

  2. Формировать умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

  3. Развивать мышление путём сопоставления различных написаний.

  4. Воспитывать любовь к слову.

Для проведения урока может использоваться интерактивная доска или презентация с эффектами анимации, карточки для индивидуальных заданий, тестовый материал по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._otritsatelnye_mestoimeniya.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Пояснительная записка

Приведенная технологическая карта составлена к уроку по теме «Отрицательные местоимения» в 6 классе на основе учебника под редакцией Т.А. Ладыженской. Это урок усвоения новых знаний. Главная его цель – знакомство с образованием отрицательных местоимений, их грамматическими признаками местоимений, с особенностями их правописания. Для решения данной задачи на уроке используются работа с упражнениями учебника, работа в парах (взаимопроверка), работа у доски, работа с карточкой, таблицей. Важное место на данном уроке занимает наблюдение над языковым материалом, это позволяет обучающимся самостоятельно приходить к ключевым выводам в ходе сравнения. На уроке используется инсценировка о правописании отрицательных местоимений.

Класс: 6

УМК: под ред. Т.А. Ладыженской

Тема урока: «Отрицательные местоимения»

Цель урока: познакомить с образованием и склонением отрицательных местоимений, с условиями выбора приставок не- и ни-; научить распознавать отрицательные местоимения, правильно выбирать их написание, графически обозначать условия выбора правильного написания.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Распознавать отрицательные местоимения; знать способ их образования, определять их грамматическое значение, уметь склонять отрицательные местоимения, определять их синтаксическую функцию в предложении, употреблять в собственной речи.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

– устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (местоимений),

– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

– анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах;

Коммуникативные:

– выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Регулятивные:

– давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

Личностные результаты:

– осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Оборудование: учебник, меловая доска, мультимедийное оборудование, раздаточный материал: карточки, таблица «Разряды местоимений».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ожидаемые результаты

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Проверьте наличие на столе необходимых принадлежностей, присаживайтесь.

Здороваются. Слушают учителя. Настраиваются на урок.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Преобразуйте приведенные на доске выражения, заменив в них неопределенные местоимения с приставкой «Не» на приставку «ни», если необходимо, используйте частицу «не». Понаблюдайте, как изменится значение выражения:

Некто иной – …

Некто интересуется – …

Некто встретился – …

– Местоимения каких разрядов представлены в колонках:

Кто – никто

Что – ничто

Какой – никакой

Чей – ничей

Кого – некого

Чего – нечего

– Откройте учебник на страницу 93 и убедитесь в верности ваших мыслей.

К чему мы будем стремиться в ходе нашего урока?

Преобразовывают предложения, наблюдают, как меняется смысл предложения.

Сравнивают местоимения, определяют, что в первой колонке относительные местоимения, при присоединении приставок «не» и «ни» образуются местоимения другого разряда – отрицательные. Записывают отрицательные местоимения в таблицу, сверяются с учебником.

Ставят цель на текущий урок.

П.: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения;

Работа по теме урока. Открытие нового знания

– Вы заметили, что в образовании отрицательных местоимений используются две приставки. Возьмите в руки карточки. Сравните предложения, употребленные в них местоимения, поставьте ударение, вставьте пропущенную букву, сделайте вывод о закономерности в выборе е или и:

Н..что не нарушило тишины.

Дома н..кого не было.

Н..чему не удивляйтесь.

Мы увидели н..что необычное.

Больше ждать было н..кого.

Удивляться было н..чему.

– Предлагают закрепить это правило объяснительным диктантом, работаем по цепочке:

Некого винить, нечем хвалиться, некому пожаловаться, некем заменить, нечего

хвастаться, нечему завидовать, никому не сказал, ничего не заметил, не заплатил нисколько, никого не узнавал, не было никаких интересов

Предлагает провести наблюдение над материалом на странице 95.

С заранее подготовленными учениками организует инсценировку.

В инсценировании участвуют 4 человека: рассказчик, две девочки и мальчик. У мальчика на груди табличка с буквой С (предлог), у одной девочки НИ (частица), у второй – КЕМ (местоимение). В ходе рассказа сначала девочки стоят вместе (читаем: НИКЕМ – отрицательное местоимение). Когда появляется мальчик, девочки разбегаются в разные стороны, а озорник становится между ними (читаем: НИ С КЕМ – частица, предлог, местоимение).

Ребята, внимательно послушайте и посмотрите выступление одноклассников. Ответьте на вопросы: О каких частях речи будет рассказано? Какие отрицательные местоимения прозвучат? Как их следует писать?

Рассказчик. Жили-были две девчушки – две подружки. Были они неразлучные, вместе гуляли, никогда не расставались.

Однажды их встретил озорник. Он НИ С КЕМ не дружил, НИ В КОМ не нуждался, НИ ЗА КОГО не заступался. Поссорил он подружек.

Озорник. Не хочу, чтобы вы дружили. НИ С КЕМ не дружите, НИ С КЕМ не делитесь, НИ С КЕМ не общайтесь.

Рассказчик. Испугались подружки, разбежались в разные стороны. А озорник встал между ними.

Девочки: Не будем стоять рядом с тобой. На письме, ребята, не соединяйте нас с ним.

Рассказчик. С тех пор стали люди писать их раздельно. Но когда озорника не было, девочки опять дружили, и на письме их не разделяли. Стоило только появиться озорнику, как они тут же ссорились.

– Для закрепления правила предлагаю выполнить упр. 587.

Сравнивают предложения, делают вывод, проверяют себя по учебнику на странице 94.

Пишут объяснительный диктант

Сравнивают слова в двух колонках, делают вывод о том, в каких случаях отрицательные местоимения пишутся слито и раздельно.

Смотря инсценировку, готовят ответы на предложенные учителем вопросы.

Выполняют 587 упр., меняются тетрадями, проверяют работы друг друга.

П.:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (местоимений); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

К.: выражать себя в диалогах, в устной монологической речи и в письменных текстах;

Л.: осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Обобщение

Предлагает обобщить работу на уроке заполнением таблицы:

Разряд

Местоимения

Грамматические особенности

Примечание

1.

– Продолжим заполнение таблицы о местоимениях разных разрядов. Запишите, что вы узнали об отрицательных местоимениях на данном уроке.

Следит, чтобы были записаны особенности орфографии отрицательных местоимений в графе «Примечание»

Продолжают работу над обобщающей таблицей.

П.: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах;

Рефлексия

Итак, в начале урока вы ставили перед собой цель узнать о морфологических признаках отрицательных местоимений. Насколько удалось достичь ее? Только ли о грамматических признаках вы узнали?

Отмечают, что из запланированного удалось сделать, к каким выводам пришли, отмечают особенности правописания отрицательных местоимений.

Л.: осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Домашнее задание

Дает инструкцию к выполнению домашнего задания (упр. 588, 592)

Записывают домашнее задание.

Библиографический список:

  1. Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016. – 240 с.
  2. Русский язык. Сборник примерных рабочих программ. 5—11 классы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, С. Г. Бархударова и др. 5—9 классы. Предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. 5—9 классы. Предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. 10—11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [М. А. Бондаренко и др.]. – Москва : Просвещение, 2021. – 320 с.
  3. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 159 с.
  4. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М.Т. Баранов, Т. А Ладыженская, Л.А. Тростенцова [и др.]. – 5-е изд. – Москва : Просвещение, 2022. – 208 с.
  5. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Русский язык (для 5–9 классов образовательных организаций) / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». – Москва, 2022. – 129 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...