Поурочное планирование «Правописание н и нн в наречиях на - о, -е» 7класс.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

По типу-урок открытия новых знаний

В основу урока положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие

 

Форма урока: коллективная, групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_narechie_7kl.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Разработка  урока «Правописание н и нн в наречиях на - о, -е»    7класс.

Учитель: Салчак Анна Шиловна

 Цель: формировать  умения  правильно выбирать и писать –Н-  и –НН- в наречиях на -о, -е;

Задачи урока:

  • образовательная: изучение правописания  и -нн в наречиях на -о,-е;

                                  закрепление  умения   различать    и  -нн  в  суффиксах    

                                   разных  частей  речи; проверка знаний при выполнении

                               разноплановых   заданий;

  • развивающая:  развитие  навыков  монологической  речи;  навыков  и

     способностей      критического      мышления     (навыков

     сопоставления,      умений      анализировать      языковый

     материал,  процесс  собственной  учебной деятельности),

     умений  работать в группе;

  • воспитательная:   воспитание  уважительного   отношения  к  чужому

                             мнению,  культуры  учебного труда, воспитание любви к

                             родному  языку.

     УУД:

    Личностные:  ориентирование  в  системе моральных норм и ценностей.

    Регулятивные: осознанно  и  произвольно строят   речевые высказывания

    в  устной   форме,    контролируют   и     оценивают   свои

    действия как по результату, так и по способу действия.

   Коммуникативные: практическое усвоение морально-этических

                                     принципов  общения и сотрудничества.

  Познавательная:    определяют  основную  и второстепенную

                                     информацию; строят  логические рассуждения,  

                                     включающие установление причинно-следственных

                                     связей.

 Планируемые результаты.

Знать: условия написания  и -нн в наречиях на , .

 Уметь: правильно писать  и  объяснять изучаемую  орфограмму,  выделять

               её графически.

Метапредметные:   -уметь аргументированно отвечать  на  вопросы  учителя;

  -овладеть приемами отбора и систематизации материала;

  -  адекватно понимать информацию устного и  письменного сообщения;

Используемые технологии:  проблемно-диалогическая,   элементы критического мышления, информационно-коммуникативная;

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы:  коллективная, групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная

                  работа.

Приемы: «Рекламная компания»,  «Мозговой штурм», «Светофор».

                                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель.

Кажется, звенит звонок,

Не пора ли на урок?

Подравнялись, подтянулись,

Подмигнули, улыбнулись и присели.

Ровно в срок начинается урок.

  1.  Мотивация к учебной деятельности.

-Запишите число, классная работа.

Обратите внимание на запись, сделанную на доске.

-Читаем эпиграф к уроку

                                                                      Если     запастись    терпением    и                                    

                                                                      проявить старание, то посеянные 

                                                                      семена знания  непременно дадут

    добрые всходы.  

         Леонардо да Винчи

 

  1. Приём «Мозговой штурм».

       - Как   вы   понимаете   слова   Леонардо до Винчи?  

(Эти   слова  сегодня послужат не только языковым материалом, но и девизом урока).

      -  Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова?

      -  Объясните написание  и -нн  в выделенных словах?

      -  В каком слове  орфограмму вы объяснить не можете?

      -  Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

      -  Кто сможет сформулировать тему урока?

      -  Что мы должны узнать на уроке и чему научиться?

 Учитель.

Пришли сюда мы на урок, чтобы учебник нам помог

В проблеме важной разобраться и никогда не ошибаться.

Запишем тему мы в тетрадь,

Чтобы быстрее новые знания добывать.

Хочу, чтоб ясно стало всем

В наречии одну писать или две -н. 

III. Стадия осмысления.

Актуализация опорных знаний

1. Орфографическая разминка

    1) Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, графически выделите суффиксы.

Станцио..ый обход…ик, мужестве…ый пулемет…ик, дива…ый ковр…к, деревян..ый стол..к, дровя…ой сарайч…к, ухоже…ый двор…к, безымя…ый пал…ц,  бессме…ый тренер, перепачка…ые девч…нки,   просея…ая мука, работа не провере…а, бойцы мужестве…ы.

 Взаимопроверка. 

2.Работа  c опорной таблицей –Н- и –НН-, составленной дома

 в прилагательных:

           -н

        1) в суффиксах –ин                                                 гусиный, тополиный

          2) в суффиксах –ан, -ян                                              кожаный,   глиняный   

           Исключения:                                                           стеклянный,

                оловянный,

               деревянный

        3) в прилагательных, не имеющих суффиксов        юный, румяный

                                                             -нн

        1) в прилагательных, образованных от                          

    существительных  с основой на                         сон  -  сонный 

2) в суффиксах -онн, -енн                                     авиационный,

                                                                     невежественный

Исключения:                                                     ветреный

3) в кратком прилагательном, если в полном -нн   ценная вещь – вещь

                                                                      ценна

                                в причастиях:

                                        -н

1) в кратких причастиях                                       книга прочитана

                                        -нн

1) в причастиях с зависимыми словами                       жаренная в масле

                                                                       рыба

2)  при наличии приставки, кроме не-                      сваренная рыба

3) в   причастиях,   образованных    от

    бесприставочных глаголов совершенного               решенная задача

    вида

Исключения:                                                       раненый

4) в причастиях, образованных от глаголов

     с суффиксами -ова, -ева, -(ирова)                      маринованные грибы

   

3. Проблемная ситуация.

     – Как   отличить   краткое   причастие  от  краткого прилагательного.    

     - Объясните орфограмму, составьте  алгоритм ответа

           Газета прочита…а,

           девушка начита…а.

  Алгоритм ответа.

  • В  случае  замены  слова  глаголом  (прочитали)  искомое  слово –           причастие. Следовательно, необходимо писать в  суффиксе   -н.
  • Если слово нельзя заменить глаголом,  замени синонимом (умна), следовательно, это краткое прилагательное – необходимо писать в суффиксе  -нн.

IV. Формирование новых знаний.

  1. Лингвистическая задача

Почему в слове   взволнова…о  несколько вариантов написания  ?

Море взволновано  бурей.

Лицо его взволнованно бурей.

Он говорил взволнованно.

(Это разные части речи, и поэтому к ним применяем разные правила).

- От какой части речи образовано наречие  взволнованно?

- Сравните написание суффиксов в имени прилагательном и наречии.

Ветреный - ветрено, письменный - письменно.

Сделайте вывод о правописании  -Н-  и –НН- в наречии.

  1. Физминутка музыкальная «Космос»

V. Закрепление знаний, умений и навыков

И снова поиграем! Игра «Крестики — нолики» (всем раздаются карточки)

х — нн          0 — н

1                     2                          3

х                        0                          0

4                     5                           6

  х                      0                           х

7                       8                       9

    0                      х                       0

Слова для игры:

Уверенно, пасмурно, культурно, рассеянно, сумрачно, мужественно, искусно, совершенно, зелено.

4.  Творческая  дифференцированная работа «Знатоки орфограмм».

Разделите страницу на два столбика.

Нарочно, преднамеренно

организованно

Планомерно, аккуратно

уверенно

Чистосердечно, открыто

мужественно

Храбро, проявляя присутствие духа

откровенно

Твёрдо, не колеблясь

умышленно

1.Соедините стрелочками наречия с теми словами из первой колонки, которые соответствуют их значению.

Лото «Замените наречия фразеологизмами»

Сильно краснеть – до корней волос; крепко спит – как убитый;  быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову;  громко кричать – во все горло, во всю Ивановскую;  хорошо знать – как свои пять пальцев; тесно – яблоку негде упасть;  темно – хоть глаз выколи; мало – кот наплакал, раз, два и обчелся; рано – чуть свет, ни свет ни заря; близко – рукой подать; плохо – из рук вон плохо, никуда не годится.

VI. Рефлексия  

Используется приём «Светофор»

Красный - я не справился с заданиями, так как хотел. Мне надо ещё поучиться.

Жёлтый - я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

Зелёный - я полностью справился с заданиями самостоятельно.

Учитель.

Уже к концу подходит наш урок.

Пришла пора  нам подвести итог.

Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам

Писать одну из самых сложных орфограмм!

VII. Оценивание учащихся с комментированием достигнутых результатов.

VIII. Домашнее задание.

Обязательное: Выучить теоретический материал.  

Задание по выбору учащихся:

1.Написать сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужны наречия в письменной речи?»

2.Составить таблицу «Отличия наречий от кратких прилагательных»

3.Составить словарный диктант (10 - 15  слов) для одноклассников по изученной орфограмме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование уроков технология 7класс

Поурочное планирование уроков технология в 7класс еее            епо программе В.Д.Симоненко.Вариант для девочек....

Правописание Н и НН в наречиях, 7 класс

Конспект урока по русскому языку для 7 класса....

Тема урока русского языка в 7 классе: «Правописание Н и НН в наречиях на –о, -е»

Конспект урока представлен по гуманитарному направлению. Данный урок рассчитан на учеников 7 класса средней общеобразовательной школы, обучение ведётся по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Правописание Н и НН в наречиях на -о(-е)

Урок разработан к УМК Львовой С.И., 7 класс...

Урок: Правописание приставок не-, ни- в наречиях

Цели урока:образовательная – закрепление умения орфографического анализа; формирование умения написания приставок отрицательных наречий;развивающая  - развивать познавательные интересы обуч...