Тема урока русского языка в 7 классе: «Правописание Н и НН в наречиях на –о, -е»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Морозова Наталья Ивановна

Конспект урока представлен по гуманитарному направлению. Данный урок рассчитан на учеников 7 класса средней общеобразовательной школы, обучение ведётся по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse_po_teme.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Работа представлена по гуманитарному направлению. Данный урок рассчитан на учеников 7 класса средней общеобразовательной школы, обучение ведётся по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова «Русский язык» в 3 частях, используется в работе   программа С.И. Львовой «Программа  по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мнемозина», 2009 г.  (5 часов в неделю (175 часов в год)).

Программа реализует деятельностно - системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Основная особенность курса русского языка по данной программе – его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной  форме (говорить и писать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

 Тема урока: «Правописание Н и НН в наречиях на –о, -е». На изучение данной темы  отводится 2 часа. На уроке я использую следующие этапы:

  1. Организационный момент. Запись домашнего задания в дневники.
  2. Постановка цели.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Фронтальный опрос (повторение и обобщение пройденного материала).
  5. Работа возле доски: проверка самостоятельной работы учащихся творческой группы №1.
  6. Открытие новых знаний.
  7. Физкультминутка.
  8. Закрепление нового материала.
  9. Работа возле доски: проверка самостоятельной работы учащихся творческой группы №2.
  10. Домашнее задание (объяснение).
  11.  Подведение итогов. Выставление оценок.

Для урока необходим компьютер, проектор, экран, доска, мел.

На своём уроке использую следующие методы обучения:

- словесный (беседа, работа с учебником, устный фронтальный опрос),

- наглядный (использую таблицы  для повторения и обобщения материала),

- практический,

- поисковый.

         Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу на уроке   физкультминутку,  кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

          На уроке использую авторскую технологию «Учителя года - 98» В.Л.Ильина. Считаю, что на уроке необходимо не «воспитывать», не «формировать», а помочь ученику стать таким, каким он способен, захочет быть и приложит для достижения цели значительные усилия, поэтому я всё подвергаю сомнению и жду от детей доказательств. «Не верю, докажи», - говорю я им. У меня на уроках ученики при ответе с места не встают, а отвечают сидя. Каждый урок я спрашиваю детей: «Какие есть вопросы по домашнему заданию?»  И ученики знают, что они могут задать любой вопрос, не опасаясь насмешки со стороны класса или плохой оценки. При любом ответе они не получат плохой оценки, даже если их решение оказалось неверным, а вот хорошую получить могут, поэтому без опасений выходят к доске. Я  не навязываю своего мнения, а рекомендую выработать свое мнение. Каждый мой  урок проходит  под девизом: «Ошибаться не стыдно – стыдно не думать!»

          На уроке использую педагогику сотрудничества. Считаю, что учитель создаёт атмосферу «доброй требовательности» на уроке, основанную на доверии и дружелюбии, равенстве детей и поощрении самостоятельности детей. Я стараюсь  поставить ученика на одну ступень в правах с собою, предоставить свободу выбора. Стиль моих  взаимоотношений с  учениками основывается на следующем: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Урок по русскому языку в 7 классе по теме:

«Правописание Н и НН в наречиях на –о, -е».

Тип урока: комбинированный урок (повторение, обобщение и открытие    

                     новых знаний).

Цель урока:

  1. Формировать умение выбирать Н и НН в наречиях на –о, -е;
  2. Отрабатывать умение использовать правило написания Н и НН в отымённых прилагательных, в полных и кратких   причастиях, в полных и кратких отглагольных прилагательных.

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- познакомить учащихся с правописанием Н и НН в наречиях на –о, -е;

- проверить знания учащихся по русскому языку при выполнении разноплановых  заданий;

- отработать умение строить доказательную цепочку при написании Н и НН в наречиях на –о, -е, использовать при этом таблицы.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- прививать интерес к языку;

- воспитывать любовь к прекрасному,  уважение к творческому наследию соотечественников;

- воспитывать чувство гордости  за свой родной язык;

- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в творческой группе.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать творческое мышление при выполнении заданий;

- развивать навыки работы в творческих группах;

- развивать внимание, память при выполнении поисковых заданий.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ:

- соблюдать правила и нормы при работе на компьютере, на интерактивной доске, выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз.

НАГЛЯДНОСТЬ: возле доски лежат учебники 7 класса по географии, по физике.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, обычная доска, ПК, на столах у учащихся индивидуальная папка с таблицами.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.

  1. Организационный момент. Запись домашнего задания в дневники.
  2. Проверка домашнего задания (работа учащихся у доски).
  3. Фронтальный опрос (повторение и обобщение пройденного материала).
  4. Работа возле доски: проверка самостоятельной работы учащихся творческой группы №1.
  5. Объяснение нового материала.
  6. Физкультминутка.
  7. Закрепление нового материала.
  8. Работа возле доски: проверка самостоятельной работы учащихся творческой группы №2.
  9. Домашнее задание (объяснение).
  10.  Подведение итогов. Выставление оценок.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись в тетрадях даты и темы урока.  Запись в дневники домашнего задания.
  2. Определение цели урока (Беседа с учащимися):

- Ребята, на доске записаны слова, скажите, с какими словами мы сможем справиться и объяснить написание н и нн?

- Почему мы сомневаемся в  написании  последнего слова?

- Что нам нужно, чтобы его правильно написать?

                       (учащиеся сами формулируют цель урока).

  1. Проверка домашнего задания  (4 учащихся у доски: из упражнения 566 каждому ученику даётся по одному предложению, которое они выписывают, выделяют орфограммы, объясняют их правописание).
  1. Русский язык (не)  исчерпаемо богат и всё обог…щается с быстротой пор…жающей. 2. Обр…щаться с языком кое (как) – значит и мыслить (кое) как, (не) точно, пр…близительно, (не) верно. 3. Орфографию (не) возможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография обычно хр…мает у тех, кто духовно бе…грамотен. Ликв…дируйте эту бе…грам…тность, и всё ост…льное приложится. 4. Язык хр…нит (не) мало элементов, которые совреме…ому человеку кажу(ться, тся) (не) понятными, (не) привычными, (не) естественными.)
  1. Фронтальный опрос (проводится тогда, когда 4 учащихся выполняют работу возле доски):

- Ребята,  со словами какой части речи мы недавно познакомились?

- Дайте определение наречию.

- Какие вы знаете местоименные наречия?

- Назовите разряды наречий по значению.

 - Чем отличаются наречия от слов категории состояния?  (работа 1 ученика с карточкой на  доске).

- В словах какой части речи мы с вами встречались  с правописанием Н и НН ?  (работа с таблицами ).

- Итак, когда в отымённых прилагательных пишется Н? А когда – НН?

- Что общего у полных причастий и отглагольных прилагательных?

- Как вы различаете полные причастия и отглагольные прилагательные?

       4. Самопроверка домашнего задания.

       5. Работа возле доски: проверка самостоятельной работы учащихся  

            творческой группы №1 -  работа по цепочке (каждый ребёнок выходит    

            к доске со своей этикеткой и записывает слово, в котором встретилось

             правописание Н и НН, а потом объясняет написание). Учитель тоже

             выполнил домашнее задание и предложил учащимся объяснить

             правописание тех слов, которые встретились на его этикетках.

        6.  Объяснение нового материала (работа с интерактивной доской):  

            учащиеся используют свои знания по правописанию Н и НН  в

           причастиях, в отглагольных прилагательных и в отымённых    

          прилагательных  для того, чтобы правильно написать суффикс наречий.

          Вывод делают сами учащиеся

  • по правописанию Н и НН в наречиях на   –о, -е.
  • каким членом предложения является наречие, а каким - краткое причастие.

       7.  Физкультминутка (проводит учитель).

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

            8. Закрепление нового материала:  объяснительная работа у доски.

               - Смущё…о отвернуться, сдержа…о возражать, отвечать рассея…о, посмотреть испуга…о.

          9. Работа возле доски: проверка самостоятельной работы учащихся творческой группы №2 (ученики выписывают на доску по одному наречию, которые они нашли в учебнике «География», «Физика», объясняют написание Н и НН в наречиях).

10. Разъяснение домашнего задания (упражнение 570 или упражнение 573 – выбор делает  ученик).

  1. Закрепление: работа у доски. Упражнение 572 (если останется время).
  2.  Подведение итогов урока:
  • Что за тему мы сегодня изучали на уроке?
  • Что вспомнили и повторили?
  • Что научились делать?
  1.  Выставление оценок за работу на уроке.
  2. Урок закончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока русского языка в 6 классе «Повторение и обобщение по теме «Правописание суффиксов прилагательных»

Закрепление и отработка навыков написания в интересной форме. Использована быстрая форма проверки отработанного материала...

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Урок русского языка "Написание не и ни в отрицательных наречиях"

Урок дан на районном конкурсе "Учиталь года 2014", рассчитан на 30 минут. При необходимости материал можно расширить до стандартов урока в 45 минут....

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС НЕ с наречиями(7 класс)

методическая разработка по русскому языку НЕ с наречиями для 7 класса....

Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс

Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....

Урок русского языка "Слитное и раздельное написание не с наречиями"

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е"...