Глагол как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Баяндаевская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок в 5 классе на тему:
«Глагол как часть речи»
Выполнила: Боролдоев Андрей Андреевич
учитель русского языка и литературы
с. Баяндай, 2021г.
Технологическая карта урока русского языка.
Учитель: Боролдоев А.А.
Класс: 5.
УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.
Дата: 21.09.2021г.
Тема урока: Глагол (урок в разделе «Вспоминаем, повторяем, изучаем»)
Авторы программы – Т.А.Ладыженская, учебника – Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.
Тип урока: повторение
Цели урока:
- углубить знания о глаголе как части речи, о его морфологических признаках;
- развивать умение употреблять глаголы в речи, мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Воспитывают чувства патриотизма, любви к родному языку, бережного отношения к своему здоровью;
- Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
- Развивают орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
- Формируют устойчивую мотивацию к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
- Осознают качество и уровень усвоения материала.
- Проектируют маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные:
- Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
- Объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глагола и его признаков.
Коммуникативные:
- С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- Устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации.
Предметные: определяют глагол по его морфологическим признакам, определяют грамматическую форму глагола; применяют правила написания Ь в глаголах 2 лица ед.ч. наст. и буд.времени; используют приемы получения информации; объясняют языковые явления.
Понятия: часть речи, глагол, морфологические признаки.
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.
Вид используемых ИКТ: презентация.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Материально - техническое обеспечение:
Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» 5 класс. Авторы Т.А.Ладыженская и др.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: презентация «Глагол»
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран.
Формы работы обучающихся: групповая.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Оргмомент. | Приветствие. Психологический настрой. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. - Ребята, здравствуйте! Рад вас приветствовать на уроке русского языка! Я бы хотел начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне? Написаны слова на доске: «начинается» «С» «успех!» «удачи» «малой» (СЛАЙД 1) (Ответ: «С малой удачи начинается успех!») - Как вы понимаете эти слова? - Я желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! А теперь отправимся в путешествие по стране Морфологии. | Отвечают на приветствие учителя, проверяют готовность к уроку. | |
II. Актуализация знаний (пробуждение интереса к изучаемой теме; обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; побуждение учащихся к активной деятельности) | (СЛАЙД 2) (В игровой форме повторить некоторые лингвистические понятия и узнать тему урока.) Для определения темы урока разгадаем кроссворд. А) какая буква пишется на конце слова, имеющего значение “Кладь сена неопределенной меры”? (стоГ) Б) часть речи, которая обозначает признак предмета (приЛагательное) В) Заголовками мелькает, Г) Стоит на одной ножке Д) какая буква пишется в корне слова “м..рской? Е) Он построен под землёй, Поит свежей всех водой. Полученное слово – глагол. | Стадия «ВЫЗОВА» - пробуждение интереса к изучаемой теме; - обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; - побуждение уч-ся к активной деятельности. | Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). |
III. Создание проблемной ситуации (Введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке). | Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь». «Глаголить» - говорить. « Глаголом жги сердца людей», – писал А.С.Пушкин Глагол – это важная часть речи в русском языке. И по сей день глаголом жгут сердца людей многие писатели и поэты. Что мы знаем о глаголе? | Ученики по очереди называют морфологические признаки глагола. 1. На какие вопросы может отвечать глагол? 2. Что обозначает глагол как часть речи? 3. Глагол какой частью речи является? 4. Как он изменяется? 5. Каким членом предложения обычно бывает? | Формулирование проблемы; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П).
Умение оформлять свои мысли в устной форме (К). |
IV. Восприятие нового, целеполагание | - Исходя из темы урока сформулируйте и цель нашего урока. Постановка учебных задач. - А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать. Учитель подводит итог. умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. | Учащиеся формулируют самостоятельно или с помощью учителя тему урока. Затем определяют для себя цели и задачи урока. Работают по теории нового материала. | Целеполагание, планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция (Р). Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П). |
V. Этап осмысления | Работа с учебником, параграф 16. Выполнение упр. 80. | Читают текст. Выполняют задания по тексту.
| Контроль, коррекция прогнозирование; волевая Саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Моделирование-преобразование объекта (предложения) в модель (словосочетания) (П). |
VI. Этап переработки информации | Групповая работа. Николас. У меня живёт (______) пёс Ник. Я зову (______) его Ник, или Николас. Николас – когда он шкодит (______). Ник появился (______) у меня два года назад. Это очень умная и весёлая собака. Он понимает (______) все слова, которые я ему говорю (______). Однажды я уехал (______) на один день, Ника оставил (______) с соседом Алёшей. Звонит (______) мне сосед и возмущается (______): «Твой Ник подушки рвёт (______), меня не слушает (______)! Что делать?» Я попросил (______) приложить телефон к уху Ника. Твёрдым уверенным голосом сказал (______): «Сидеть! Николас, ты что творишь (______)? Приеду (______) – устрою (______) тебе порку!» Ник успокоился (______). А когда хотел (______) шалить, Алёша показывал (______) ему телефон, и Ник тут же успокаивался (______). Николас У меня живёт (наст. вр.) пёс Ник. Я зову (наст. вр.) его Ник, или Николас. Николас – когда он шкодит (наст. вр.). Ник появился (пр. вр.) у меня два года назад. Это очень умная и весёлая собака. Он понимает (наст. вр.) все слова, которые я ему говорю (наст. вр.). Однажды я уехал (пр. вр.) на один день, Ника оставил (пр. вр.) с соседом Алёшей. Звонит (наст. вр.) мне сосед и возмущается (наст. вр.): «Твой Ник подушки рвёт (наст. вр.), меня не слушает (наст. вр.)! Что делать?» Я попросил (пр. вр.) приложить телефон к уху Ника. Твёрдым уверенным голосом сказал (пр. вр.): «Сидеть! Николас, ты что творишь (наст.вр.)? Приеду (буд. вр.) – устрою (буд. вр.) тебе порку!» Ник успокоился (пр. вр.). А когда хотел (пр. вр.) шалить, Алёша показывал (пр. вр.) ему телефон, и Ник тут же успокаивался (пр. вр.). | Учащиеся работают с учебником. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что изучили, повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р).
Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П). Умение оценивать действия одноклассников (К). |
VII. Релаксация | Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. | Под звуки и шумы осеннего леса, ребята сидят, закрыв глаза. | |
VIII. Закрепление нового материала | Я (изучать) столярное дело. Мы с товарищем ( пойти) на субботник. Ты (ждать) письма от родителей. Вы завтра (полететь) утренним рейсом ? Владимир (брать) в поход палатку, а Михаил (взять) резиновую лодку. Завтра ученики (принести) на выставку свои поделк Я (изучать) столярное дело. Мы с товарищем ( пойти) на субботник. Ты (ждать) письма от родителей. Вы завтра (полететь) утренним рейсом ? Владимир (брать) в поход палатку, а Михаил (взять) резиновую лодку. Завтра ученики (принести) на выставку свои поделк Я (изучать) столярное дело. Мы с товарищем ( пойти) на субботник. Ты (ждать) письма от родителей. Вы завтра (полететь) утренним рейсом ? Владимир (брать) в поход палатку, а Михаил (взять) резиновую лодку. Завтра ученики (принести) на выставку свои поделки Индивидуальная работа. Спиши, ставя глаголы в нужной форме и определите лицо глагола.
1. Я (изучать) столярное дело. (изучаю, 1 лицо) 2.Мы с товарищем (пойти) на субботник. (пойдём, 1 лицо) 3.Ты (ждать) письма от родителей. (ждёшь, 1 лицо) 4.Вы завтра (полететь) утренним рейсом? (полетите, 2 лицо) 5.Владимир (брать) в поход палатку, а Михаил (взять) резиновую лодку. (берёт, 3 лицо; возьмёт, 3 лицо) 7.Завтра ученики (принести) на выставку свои поделки. (принесут, 3 лицо) | Групповая работа: 1 группа выполняет тест из 3 заданий. 2 группа добавляет в предложения обстоятельства времени, действия, места. 3 группа сконструирует текст, используя слова для справок. | Нравственно-этическое оценивание работы группы, уч-ся. (Л) Подведение под понятие, доказательство (П) Контроль, коррекция (Р) |
IX. Рефлексия | У каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, о.Уверенности, о. Скуки и Затруднения. | Каждый учащийся отвечает по своей карте, на каком острове он побывал. | Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р). |
X. Домашнее задание. | На выбор: упр. 82 или написать небольшое сочинение «На уроке физкультуры» | Выбирают домашнее задание и записывают. |
Прочитайте. Подчеркните двумя чертами только глаголы.
I вариант
Образец. Смешной, смешить, смех, смешно — (что делать?) смешить.
Зелёный, зелень, зелено, зеленеть; крик, кричать, крикливый; салют, салютовать; чтение, читать, читатель, читательский; белый, белизна, белеть; слава, славить, славный, славится; улыбка, улыбаться, улыбчивый
II вариант
Образец. Смешной, смешить, смех, смешно — (что делать?) смешить.
Желтый, желтеть, желтизна; солёный, соль, солить; пена, пенный, пениться; мороз, морозный, морозить, морозно; здоровый, здоровье, здороветь; молодость, молодой, молодеть; движение, двигательный, двигатель, двигается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Глагол – необыкновенная часть речи»
Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Глагол» в 6 классе. ...
"Глагол как часть речи"
"Глагол как часть речи"...

Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"
Презентация по теме "Глагол как часть речи"....
Тема урока: Глагол как часть речи.
Урок открытия нового знания. Материал построен так, что учащиеся самостоятельно определяют свои знания-незнания по данной теме, ставят цели и выбирают пути их достижения. В качестве мотивации использу...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".
Данный урок русского языка предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...