Понятия к сочинению 13.3
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Крекшина Татьяна Александровна

В данном материале представлены определения понятий с комментарием и выводом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Понятия к сочинению 13.338.29 КБ

Предварительный просмотр:

              Определения понятий к сочинению 13.3

1.Авторитет – это заслуженное уважение со стороны других людей, признание достоинств человека. Авторитетная личность заслуживает безусловного доверия и может оказывать влияние на людей.

Для того чтобы завоевать авторитет, нужно стать полезным, значимым для общества.

Возможные аргументы:

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Тарас Бульба пользовался большим уважением среди казаков. За смелость и мудрость они выбрали его своим атаманом. Для Остапа отец тоже был авторитетом. Он брал с него пример во всем, старался быть отважным и храбрым в боях.  

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Отец является авторитетом для Петра Гринева.

Вывод:

Таким образом, любой человек своими делами и поступками завоевывает авторитет.

2. Бескорыстие – черта характера человека, которая определяется способностью совершать добрые поступки ради других людей, не ожидая от них личной выгоды. Бескорыстным называют того, кто делает что-либо полезное, не требуя награды за свои усилия.

Аргумент: 

Ярким примером бескорыстия является поступок Данко из произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Люди, привыкшие к открытой местности и яркому солнцу, были изгнаны враждебным племенем в леса с болотами. Они  не могли привыкнуть к испытаниям, поэтому погибали. Молодой Данко захотел помочь им и вывел всех из темноты в степь. Чтобы осветить блуждающим в чащах дорогу, ему пришлось разорвать грудь и вынуть сердце, ярко пылающее любовью к людям.

Вывод:

Таким образом, бескорыстие свойственно людям, готовым  помочь другим, не думая о каком-то  вознаграждении. Бескорыстный человек безвозмездно помогает, ничего не ожидая взамен. Наверное, невозможно было бы жить, если бы мы бескорыстно не помогали друг другу. 

3. Благодарность – чувство признательности за оказанное добро, внимание, помощь. Благодарный человек помнит добро и отвечает на него тем же.

Аргумент:

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев отдает Пугачеву заячий тулуп в знак благодарности за то, что он стал их провожатым в сильную метель.

Пугачев тоже способен быть благодарным, запоминает добро, а когда помощь необходима Гриневу, он не только отпускает Петра на волю, но и помогает ему спасти Машу Миронову. А.С. Пушкин показывает, что добро рождает другие добрые поступки.

Вывод:

Таким образом, способность благодарить делает жизнь добрее, светлее и чище.

4. Взаимопонимание – способность понимать друг друга. Я считаю, что это согласие, единодушие во мнениях и поступках. 

Аргумент:

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в семье родителей Марии  Мироновой  царит любовь и взаимопонимание. Её отец и мать с полуслова  понимают друг друга и поддерживают во всех делах. Между Машей Мироновой  и Петром Гриневым мы тоже видим взаимопонимание и поддержку в трудных испытаниях.

Вывод:

Таким образом, необходимо стремиться к взаимопониманию с людьми, которые нам дороги.    

5. Взаимовыручка – способность отвечать добром на добро, бескорыстное желание помочь другому человеку.  Она основывается на таких качествах, как доброта, человечность, сострадание.  Я считаю, что взаимовыручка - главное проявление человеколюбия.

Аргумент:

В повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" автор показывает нам взаимоотношения Петра Гринева и Марии Мироновой. В основе этих взаимоотношений лежит любовь и искреннее желание помочь друг другу. Однажды Петр Гринев спас Машу из плена Швабрина в захваченной крепости. Потом Маша спасает Гринева от казни, отправляясь в далекую столицу. Она расскажет императрице, что Гринев оказался замешан в связи с Пугачевым из-за неё. Любящие люди, рискуя многим, выручают друг друга из тяжелых жизненных ситуаций.

Вывод:

Таким образом, совместными усилиями легче решить сложные проблемы, пережить трудности. Поддержка другого человека помогает найти решение в той или иной жизненной ситуации.

6. Внутренний мир человека – это положительные и отрицательные качества человека, которые составляют основу его характера. Это духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

Вывод:

Таким образом, внутренний мир – это уровень образованности и культуры человека. Его ценности, идеалы и представления об окружающем мире. Необходимо стремиться к обогащению своего внутреннего мира, чтобы быть яркой, интересной личностью.

7. Воображение  – способность творчески мыслить, фантазировать. Я считаю, что, фантазируя, человек может представлять то, чего нет в реальной жизни. Воображение очень хорошо развито у детей, но с возрастом человек теряет эту замечательную способность. Благодаря воображению мы учимся мыслить образами.

Вывод:

Таким образом, живое воображение способно сделать жизнь увлекательной и интересной. С его помощью можно увидеть что-то особенное в самом обыкновенном. 

8. Выбор – это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.

Вывод:
Таким образом, выбор – это способность решить свою судьбу и нести ответственность за это решение. 

9. Драгоценные книги – это книги, которые мы особенно ценим, потому что они помогают нам найти ответы на многие вопросы, формируют наш характер. Такие книги становятся другом и советчиком человека, завораживают его, делают участником событий, описанных на их страницах. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.
Вывод:

В заключение хотелось бы сказать, что каждого человека должны быть такие произведения, с помощью которых он будет познавать окружающий мир и важные основы жизни.

10. Дружба – это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг всегда поможет и поддержит в трудной ситуации.

Вывод:

Таким образом, дружба – это взаимоотношения между людьми, построенные на основе взаимопонимания, поддержки, желания быть рядом, помочь в трудную минуту.  

11. Доброта – это душевное качество человека, которое выражается в заботливом отношении к другим людям, в стремлении помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.

Вывод: 

Таким образом, доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

12. Жизненные ценности – это то, что люди считают важным в своей жизни, о чем они мечтают и к чему стремятся. У каждого человека свои жизненные ценности: семья, любовь, дружба. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. 

Вывод:

Таким образом, жизненные ценности – это идеалы, убеждения, принципы, которые для нас наиболее значимы. Они служат ориентирами в жизни каждого.

13. Забота о людях – это проявление своего участия в жизни другого человека. Это внимание, поддержка, оказание помощи больным, слабым и пожилым. Проявлять заботу к окружающим — значит поддержать их любым способом.

Вывод:

Таким образом, забота о людях – это неравнодушие к окружающим и искренняя помощь им. 

14. Зависть – чувство досады, вызванное благополучием другого человека. Это отрицательное чувство, которое проявляется в том, что человека раздражают успехи, благополучие других, вызывая в нём плохие эмоции. 

Вывод:

Таким образом, зависть выявляет худшие качества людей. Она оказывает разрушительное воздействие на душу человека, делая его несчастным.

15. Красота –  это качество, которое способно доставлять нам положительные эмоции, это все прекрасное, что нас окружает. Красота окружает человека повсюду: в природе, искусстве, повседневной жизни и простых вещах.

Вывод:

Таким образом, красота – это то, что не может оставить нас равнодушными. Красота возвышает, облагораживает, одухотворяет людей.


16. Любовь к жизни – это наслаждение каждым прожитым днем. То, что дает силы продолжать жить, даже тогда, когда очень плохо и тяжело.

Вывод:

Таким образом, любовь к жизни заключается в наслаждении тем, что тебе этой жизнью дано,  в умении радоваться тому, что тебя окружает.

17. Любовь к родителям – прекрасное и благодарное чувство, которое испытывает ребенок. Это глубокая привязанность, способность поддержать в любой момент, поблагодарить за то, что они для нас делают.

Вывод:

Таким образом, любовь к самым родным людям – это сильное чувство и очень важная добродетель. Родители – главная ценность, что есть у нас. Мы должны окружить их теплом, вниманием, заботой, а это и есть любовь.

18. Материнская любовь – это самое прекрасное и сильное чувство, способное  творить чудеса, возрождать к жизни, спасать в трудные минуты. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

Вывод:

 Таким образом, материнская любовь – особенное чувство нежности и стремление заботиться и поддерживать своих детей. 

19. Мечта – это заветное желание человека, которое помогает ему идти к поставленной цели, придает ему силы и уверенности. У каждого человека есть своя мечта.

Вывод:

Таким образом, мечта — это особое желание, осуществления которого мы так ждем. Мечты мотивируют людей на различные действия, поступки.

20.Настоящий друг – человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться. Настоящий друг чаще всего один. Это человек, которому полностью доверяешь, в котором уверен, что он всегда поможет в трудную минуту.

Вывод:

Таким образом, главное в жизни не иметь большое количество товарищей, с которыми можно развлекаться, гораздо важнее найти настоящего друга. 

21. Настоящее искусство – это творческое отображение действительности в живописи, кинематографе, литературе и во многом другом.  Оно не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом. (Песни во время Великой Отечественной войны поднимали боевой дух народа, вселяли уверенность в победе).

Вывод:

Таким образом, настоящее искусство – это великая сила, способная вдохновить человека или поднять его ослабевший дух. Истинные произведения искусства делают жизнь прекраснее и ярче.

22. Неуверенность в себе – это качество личности, характеризующееся низкой самооценкой, отсутствием веры в себя, свои силы, возможности и способности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.
Вывод:

Таким образом,  неуверенность в себе – это результат низкой  оценки человеком своих возможностей, когда он не верит в успех дела.

23.Нравственные ценности – это внутренние духовные качества,   которыми руководствуются люди в повседневной жизни.  Важными нравственные ценности являются честность, справедливость, порядочность. О нравственных ценностях человека можно судить по его поступкам.

Вывод:

Таким образом, нравственные ценности человека – это духовный мир, определяющий его мысли, чувства, поступки.

24.Нравственный выбор – это нелегкое решение, которое человек принимает, оказавшись в непростой ситуации. Это заключается в том, что личность выбирает между добром и злом, человечностью и бессердечностью. Делая правильный  выбор, человек на первый план ставит интересы других людей, их благополучие.

Вывод:

Таким образом, нравственный выбор – это решение каждого человека: делать ему что-то во благо других или думать о собственной выгоде. Я считаю, что   по первому пути идут благородные  люди. Совершая нравственный выбор, человек обращается к собственной совести, и принятое решение характеризует его. 

25.Общее дело – это совместная работа, выполняемая командой, которая стремится к хорошему результату. Общее дело объединяет людей, делает их сплоченными.

Вывод:

Таким образом, общее дело приводит к желаемому результату лишь тогда, когда команда работает слаженно и дружно. В такой работе вклад  каждого очень важен. 

26.Ответственность –  это важное человеческое качество, которое проявляется в умении отвечать за свои поступки и действия, а также за их последствия. Люди не должны бояться брать на себя ответственность за того, кто нуждается в помощи.

Вывод:

Таким образом, ответственность – это самоконтроль, умение анализировать свои действия и вовремя исправлять ошибки.

27.Ответственность за свои поступки = ответственность.

28.Память сердца – это сокровенные воспоминания о событиях, которые оставили глубокий след в душе человека. Как правило, в нашей памяти сохраняются самые сильные впечатления.

Вывод:

Таким образом, память сердца – это воспоминания о чем-то прекрасном и лучшем его жизни.

29.Понимание =взаимопонимание.

30.Признать свои ошибки – это умение понять свою неправоту, исправить ситуацию в лучшую сторону. Такое состояние души позволяет человеку лучше понять себя, а также помогает не повторять свои ошибки.

Вывод:

Таким образом, признание своих ошибок является самым первым шагом на пути к исправлению. 

31.Прийти на помощь – это драгоценное качество человека, которое выражается в умении поддержать, протянуть руку помощи. Помощь людям – это бескорыстное доброе дело, слово, поступок, которые помогают справиться с трудностями.

Вывод:

Итак, помощь может быть самой разной: забота, нужный совет, поддержка в трудную минуту.

32. Прощение – это умение проявлять великодушие. Умение просить прощения и прощать — признак сильной личности, это преодоление своего гнева и признание собственных ошибок.

Вывод:

Таким образом, умение прощать – главная черта великодушного человека. Это признак мудрости.

33. Проявлять внимание к человеку – это способность выразить доброту и заботу о другом человеке, окружить его вниманием. Особенно важно, когда кто-то чувствует себя одиноким и нуждается в человеческом внимании.

Вывод:

Следовательно, внимание и забота о человеке даёт  возможность почувствовать себя нужным.

34. Решимость  это готовность совершить поступок, преодолевая чувство страха. Такая готовность заключается в чувстве личной ответственности за всё происходящее.  Это качество характера, благодаря которому люди совершают смелые поступки.

Вывод:

Таким образом, решимость присуща человеку, способному думать не только о себе. Такие люди готовы  в самые трудные моменты принимать ответственные решения.

35.Сила духа – это одно из важных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Она проявляется в стойкости и вере в лучшее будущее. Благодаря силе духа человек способен справиться с различными жизненными трудностями.

Вывод:

Таким образом, сила духа – это качество, которое помогает человеку находить выход из затруднительного положения, преодолевать жизненные невзгоды.

36. Слава  это известность, признание достоинств и заслуг человека. Это свидетельство всеобщего уважения, признания заслуг, таланта. 

Вывод:

Таким образом, получить славу можно благодаря своим талантам или заслугам.

37.  Счастье – это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. У каждого из нас свое представление о счастье. Одних людей счастливыми делают победы, других – материальные блага, третьих – близкие люди.

Вывод:

Таким образом, счастье – это радость жизни, которую ощущает человек.

38. Творчество – это  создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Оно даёт человеку возможность отразить свое состояние души, приносит чувство радости и удовлетворения. Люди, наделённые творческим мышлением, меняют мир, разрушают стереотипы и своей деятельностью приносят радость окружающим.

Вывод:

Действительно, творчество – важнейшая часть человеческого существования, способная менять окружающую действительность. 

39. Уважение к человеку – это отношение одного человека к другому, которое заключается в доброжелательности, понимании, почтении. Уважение является основным во взаимоотношениях между людьми, оно ещё сильнее проявляется, если это чувство взаимное. 

Вывод:

Таким образом, надо относиться  к окружающим так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.  

40. Фантазия – это способность человека творчески мыслить, разглядеть в привычных вещах что-то необычное, интересное. Для человека фантазия необходима как источник вдохновения и способ взглянуть на мир по-новому. 

Вывод:

Итак, фантазируя, человек выходит за рамки привычного и обыденного, а жизнь становится  намного ярче и интереснее.

41. Цель в жизни – это предмет стремления, стимул для развития. Она должна быть у всякого человека, потому что без неё всё теряет смысл. 

Вывод:

Таким образом, у каждого человека есть цель в жизни, то есть то, что кажется ему наиболее значимым, к осуществлению чего нужно стремиться.

42. Чудо – это что-то необычное, то, что вызывает удивление. Чудо заставляет верить, что всё возможно. Без веры в чудеса жить невозможно, поэтому их нужно делать своими руками. 

Вывод:

Таким образом, чудо – это счастливое стечение обстоятельств, когда помощь в тяжёлой безвыходной ситуации приходит внезапно. Человек уже  не надеется; но происходит удивительное событие, вызывающее восхищение, приносящее людям счастье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь понятий для подготовки к сочинению 15.3 (ОГЭ по русскому языку)

Словарь понятий можно использовать при подготовке к написанию сочинения (ОГЭ по русскому языку, задание 15.3)...

Сочинение ОГЭ. Список понятий 15.3

Список понятий к сочинению ОГЭ 15.3...

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...

Определения понятий (материал к сочинению 9.3 по текстам из ОБЗ ФИПИ)

Примерные определения с комментарием к следующим понятиям:1. внутренний мир человека2. выбор3. доброта4. драгоценные книги5. дружба6. жизненные ценности7. любовь8. материнская любовь9. настоящее искус...

Словарь понятий для сочинения 9.3 ОГЭ

Словарь понятий для сочинения 9.3 ОГЭ...