Технология оценивания
методическая разработка по русскому языку

Гисматуллина (Шадрина)Ирина Сергеевна

Технология оценивания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема работы: Технология оценивания образовательных достижений  учащихся,  как средство оптимизации учебного процесса

Технология оценивания образовательных достижений  учащихся,  как средство оптимизации учебного процесса

«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду,

если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду,

а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»

Жан Жак Руссо

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде основана на современных педагогических технологиях, и учитель свободен в их  выборе. Одна из наиболее актуальных, на мой взгляд, технология оценивания образовательных достижений обучающихся, тем более, что ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

-  результаты учебных проектов,

- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится электронный журнал и электронный  портфель достижений (портфолио). О всех результатах (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфолио достижений ученика находится в электронном виде за несколько лет обучения в том или ином образовательном учреждении.

Описание системы оценки результатов ФГОС

  1.  Оцениванию подлежат результаты − предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика -  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика) в старших классах – экзамены в формате ОГЭ и ЕГЭ. Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

  1.  Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

На уроках русского языка и литературы ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учительУченик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

  1. Количество отметок определяется по числу решённых задач

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

  1.  Оценки и отметки выставляются в электронные журналы, накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений»

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы размещаются в электронном журнале, в котором выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

 Результаты фиксируются в процентах по классу в целом и  по каждому отдельному ученику.

Отметки заносятся в таблицы результатов:

Обязательно (минимум):

  • за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
  • за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

  • за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля достижений»:

  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
  • показатели метапредметных результатов;
  • показатели личностных результатов (прежде всего во внеурочной деятельности).

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном  обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).

  1. Отметки ставятся:
  • текущие – по желанию (не менее 1 оценки в неделю);
  • за тематические проверочные работы – обязательно.

За диктанты (это орфографические, грамматические, пунктуационные, диктант по памяти, контрольный диктант и т.д.), написанные  при изучении новой темы, пройденной темы и отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую письменную или  проверочную  (контрольную ) работу по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

  1. Критерии оценивания (по признакам трёх уровней успешности):
  • необходимый уровень (базовый) – это письменная работа, подобная  тем, что пишут в формате ОГЭ и ЕГЭ  уже много раз, где требовались отработанные действия  и усвоенные знания .Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «зачет» «незачет» при написании итогового сочинения по литературе как допуск к ЕГЭ.
  • повышенный уровень (программный) – это задания, требующие творческого подхода, решение нестандартной задачи, где потребовалось:
  • либо действие в новой, непривычной ситуации , либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «отлично».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной, в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

  1. Определение итоговых оценок/отметок

Предметные четвертные оценки/отметки за полугодие определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка  – это результат всех положительных отметок, накопленных учеником в своем электронном журнале, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

. Качественные оценки: «отлично» или «хорошо».

Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися  всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Предметные результаты

освоенный обучающимися опыт специфической для данной предметной области (на уроках русского языка и литературы), деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Метапредметные результаты

освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия

Пакет работ

Отдельные виды работ

Ответственные

Оценивание метапредметных результатов

Входной мониторинг:

разработка карты;

проведение  мониторинга;

 анализ;

построение  плана работы.

 

Оценивание предметных результатов

Итоговые  комплексные  контрольные работы

Оценивание личностных результатов

Входной мониторинг:

разработка карты;

проведение  мониторинга;

 анализ;

построение  плана работы.

 

УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС

  1. Различие оценки и отметки

 Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).

Система оценки предполагает вовлеченность в оценочную  деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Оценка – это словесная   характеристика результатов действий  ученика.

Отметка - это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)

  1. Самооценка

 Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки» устно, а письменно учитель фиксирует их в электронный журнал

В пятом  классе алгоритм состоит из четырёх вопросов (см. Приложение 1)

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы в зависимости от изучения темы, ее степени сложности и значимости. (см. Приложение 1)

  1.  Одна задача – одна оценка 

Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

  1. Таблицы результатов  используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работ по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в электронный журнал. Ученик   сам оценивает свой результат через самооценку (портфолио, карта успеха,  выполнения задания по «Алгоритму самооценки»)  

Учитель  

           оценивает результат по следующим критериям:

  • по уровням;
  • по этапам достижения результатов;
  • интегрировано или дифференцировано;
  • в зависимости от поставленных целей и задач.

Виды контроля: стартовый, промежуточный, текущий, итоговый.

  1. Уровни успешности ( используется частично)

 Учитель      фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.

  1. Итоговые оценки (используется частично)

 Учитель определяет итоговую оценку за письменную работу в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и их критерий оценивания. При определении четвертных оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила.

Формы контроля и учета достижений обучающихся

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга.  Перечень процедур, регламентированных внутришкольной системой оценки качества начального и общего образования, существенно расширяется за счет нестандартизированных процедур (наблюдения, экспертной оценки, анализа продуктов деятельности: проект, творческая работа, портфолио и т.д.).

 Значительная часть этих процедур (например, оценка сформированности компонентов учебной деятельности) должна выполняться самим учителем и учеником как субъектом оценочной деятельности (самооценка и взаимоценка), а также родителями учащегося.

 Результаты этих оцениваний фиксируются и накапливаются наряду с фиксацией внеучебных достижений (накопительная оценка)

Формы и методы контроля достижений

текущая аттестация

(обязательная)

Итоговая

 (четверть, полугодие, год) аттестация

(обязательная)

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- диктанты

- контрольное списывание

- тестовые задания

- графическая работа

- изложение

- сочинение

- доклад

- сообщение

- реферат

- презентация

- творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения

- диагностическая - контрольная работа

- диктанты

- изложение

-письменные проверочные работы в формате ОГЭ и ЕГЭ

Письменный и устный опрос, тестовые задания, самостоятельные, практические и лабораторные работы,  экскурсии.

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях, фестивалях, конференциях;

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио, карта успеха

- анализ психолого-педагогических исследований

Границы применения системы оценивания

1) постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному.

2) понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.

3) обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов;

4) ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».

5) обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижений.

Оценка личностных результатов

Оценка личностных результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Методы контроля: наблюдение, тестирование, проектирование, метод «Потфолио».

Методики:  карта успеха,  творческая книжка, профиль умений.

Формы контроля: устный и письменный опрос; индивидуальный, групповой, фронтальный

Личностные результаты

Уровни

1 уровень

2 уровень

3 уровень

самоопределение

Формирование внутренней позиции

Становление гражданской позиции

Формирование внутренней позиции

Становление гражданской позиции

Способность адекватно оценивать себя, свои результаты, выделять сильные и слабые стороны своей личности

Смыслобразование

 Поиск и установление смысла  учения

Установление границ между «что я знаю» и «что я не знаю»

Преодоление разрыва между «что я знаю» и «что я не знаю»

Морально-этическая ориентация

Знание моральных норм  и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

Понимание и принятие основ моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации.

Развитие этических чувств; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения моральной нормы

Инструментарий контроля: тест, карта наблюдений или карта мониторинга, лист самооценки или дневник самооценки.

        Достижения личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

        Личностные результаты выпускников на ступени основного общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

        Формы оценки личностных результатов не должны представлять угрозы личности, не должны нарушать  психологическую безопасность и эмоциональный статус обучающегося.

Оценка метапредметных результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий ( далее - УУД).

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос;  персонифицированный и неперсонифицированный

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой  универсальных учебных действий.  Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.

Оценка метопредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных  или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.)

Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам.

Методы контроля: метод  «Портфолио»

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос;  персонифицированный.

Инструментарий контроля:

 диктанты и изложения, сочинения на заданную или произвольную тему, сочинение-эссе, иллюстрации на заданную тему, рефераты, математические диктанты, мини-иследования, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, мини-проекты, творческие работы, к художественным произведениям, продукты собственного творчества, дневники самоконтроля.

Предметные результаты

Уровни

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Система предметных знаний

Овладение понятийным аппаратом учебных предметов

Освоение опорной системы знаний по предметам и способность воспроизвести их в стандартных учебных ситуациях.

Способность использовать знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Система предметных действий

Правильное выполнение действий в рамках заданного предметом диапазона задач.

Осознанное и произвольное выполнение предметных действий, перенос их на новые классы объектов.

Способность решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно- практических задач.

Перевод оценки по уровням успешности  в предметную отметку

Уровни успешности

5-балльная шкала

100%

Не достигнут необходимый уровень

«2» ниже нормы, неудовлетворительно

0-49%

Необходимый (базовый) уровень

«3» норма, удовлетворительно.

50-64%

«4» хорошо.

65-74%

  1. Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«5»  отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

75-100%

Формы представления образовательных результатов:

Формы представления результатов: проект, лист  самооценки, исследовательская работа, реферат, табель успеваемости по предметам, результаты психолого-педагогических исследований, динамика личностного качества обучения и УУД

Критерии системы оценивания: динамика предметных результатов, динамика формирования УУД, соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов  к результатам ФГОСТ

Система оценивания ориентирована на повышение качества обученности,  на стимулирование  мотивации обучения.

Вывод-оценка

(о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели

(процентные показатели установлены авторами примерной ООП)

Комплексная оценка

(данные «Портфеля достижений»)

Итоговые работы

(русский язык, математика и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов повсем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«незачтено»

Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»

Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня

Итоговая оценка является основанием для перехода ребенка из одного класса в другой, с одной ступени обучения на другую, показывая  динамику качества обученности.

Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом  с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения.

В своей работе я использую следующие приемы самооценки и самоконтроля:

 Словесные приемы

а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:

– Что ты узнал на уроке?

– Чему научился?

– За что можешь похвалить себя?

– Над чем еще надо поработать?

– Какие задания вызвали интерес?

– Какие задания оказались трудными?

– Достигнута ли поставленная в начале урока цель?

б) использую наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений:

«Сегодня на уроке я…»

«Мне удалось…»

«Я могу похвалить…»

«Я недостаточно…»

«Я старался…»

Рисунки

Свою работу за определенный отрезок времени (неделя, месяц) можно оценить с помощью рисунка. Учащиеся на подсознательном уровне изображают свою самооценку в выборе цвета, в изображении чего-либо. Например, можно изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения или раскрасить в цвете какой-либо предмет;

 Таблицы

Такой прием особенно эффективен в 5-м классе, он используется при групповой форме обучения. Учащиеся распределяются по группам, а затем оценивают работу своей и других групп. В завершение работу оценивает учитель.

Для того,  чтобы развитие самооценки было наиболее эффективным, необходимо выполнение следующих условий:

1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;

2. Создание необходимого психологического настроя учащихся для анализа собственных результатов;

3. Обеспечение ситуации самостоятельного эталонного оценивания школьниками своих результатов;

4. Сопоставление и выводы об эффективности проделанной работы;

5. Составление учащимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

 Прием «толстых» и «тонких» вопросов

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. Кстати, такой прием я использовала на уроке литературы в 6 классе при изучении произведения малого жанра рассказ А.Грина «Гнев отца»

?

?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

 Почему вы считаете…?

 В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

 Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

Прием «Ромашка Блума»

Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала , то есть ориентированы на работу памяти

Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)

Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке

Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Прием «Верные или неверные утверждения»þÿ

Например, началом урока могут быть предложены высказывания.

Затем прошу учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и прошу учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

  • Верите ли вы, что существительное обозначает действие предмета?
  • Верите ли вы, что у существительного есть постоянные и непостоянные признаки?
  • Верите ли вы, что бывают существительные общего рода?

 и т.д.

Приём  «Кластер»

      Предлагаю самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её  (целесообразно использовать перед стадией осмысления)

Цель: - установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.

Кластер (гроздь) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков.

 Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. 

                  Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Знаю

(вызов)

Хочу узнать

(осмысление)

Узнал

(реализация смысла или рефлексия)

Работаю в паре: что я знаю о теме урока?

Ставлю  перед  собой цели…

Что я знал, а что узнал нового?

Прием «Четвертый лишний»

Предлагаю уч-ся 4 существительных, одно из которых лишнее, например:

  1. Добро, счастье, смех, предательство.
  2. Сказка, удача, спорт, ягода.
  3. Переправа, переправить, переполох, перевод.
  4. Племя, вымя, путь, облако.

Приём  «Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:

     - О чём может пойти речь на уроке?

     - Какая ассоциация у вас возникает,  когда   вы слышите словосочетание: «---»?; такой прием я использовала на открытом уроке в 9 классе «Татьяна милый идеал», спросила ребят, какие ассоциации возникли при слове идеал – образ чистой красоты, совершенство, эталон.

На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Прошу объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку. Предлагаю школьникам связать эти слова в предложения или лучше,  чтобы это был сюжет, который легко можно представить  в воображении. Например, «Жюри во время конкурса сделало из брошюры парашют».                

Приём  «Пометки на полях» (Инсерт).

Это один из приемов стратегического чтения или чтение с пометкой

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

 При изучении  в 8 классе темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» вначале составляется список известной информации по теме, затем материал логически ранжируется, составляется список вопросов. Детям предлагаю статью, при работе с которой они ставят пометки.

 Что же формирует и развивает такая работа?

Во-первых, формируется умение ранжировать информацию по степени новизны.

Во-вторых, развивается умение анализировать и классифицировать.

А также в процессе такой работы ребята учатся создавать вторичный текст, учатся обсуждать  текст и доказывать свою точку зрения.

                                              Приём  «Перепутанные логические цепочки»

1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;

2) Группам предлагаю исправить ошибки или восстановить порядок записи. 

 По теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка

 Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.

 (Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? Чей? Изменяется по родам, числам и падежам; в предложении бывает определением или сказуемым, имеет краткую форму).

 

ПРИЁМЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

Я чаще всего использую на уроках литературы в старших классах: это ролевая игра, перекрестная дискуссия, спор-диалог, метод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в  процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)

6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)

                                                                    Приём  «Синквейн» 

Этот прием особенно нравится и позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

 Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк. 

Правила написания синквеина:

• В первой строчке тема называется одним словом, чаще это существительное.

• Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

• Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

• Четвертая строчка – это фраза,  показывающая отношение к теме.

• Пятая строчка – это слово-резюме, синоним, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. 

 При повторении темы «Морфология» на стадии рефлексии составляем синквейн

 -Морфология

-Многословная, велика

-Изучать, понимать, разбирать части речи

-Как красив и  разнообразен русский язык

-Мощь и сила 

Приём  «Эссе»

Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. 

      Предлагается ответить на вопросы:

    - Что узнал и чему научился на уроке?

    - Что хотел бы узнать?

 Смысл этого приема можно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

  Например. На уроке русского языка в  9 классе при изучении темы: «Сложное предложение» я познакомился с понятием «Сложное предложение»; узнал, какие предложения называются сложносочинёнными, сложноподчинёнными, бессоюзными; узнал, чем отличаются союзные предложения от бессоюзных; научился находить различные типы сложных предложений в тексте и называть их в зависимости от его строения, средств связи частей сложного предложения, смысловых отношений между частями сложного предложения.  Хотел бы познакомиться более подробно с видами бессоюзных и союзных (сложносочиненных и сложноподчиненных) сложных предложений.

 «Говорящие рисунки»

Если ученик доволен собой, у него все получалось, то он рисует улыбающееся лицо.

Если ученику на уроке было временами непросто, не все получалось, то он рисует спокойное лицо.

Если учащемуся на уроке было сложно, многое не получалось, то он рисует соответственно грустное лицо.

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
 «Карточка сомнений»

+ — «Я понял все»;

- — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

? – «Не понял».

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – «Уже знал это»

+ — «Новое знание»

? – «Не понял, есть вопросы»

0 – «Думал по-другому».
 «Дерево успехов»

Итоги каждого учебного дня можно подводить, используя «Дерево успехов». После уроков учащиеся прикрепляют на нарисованное на плакате дерево плод, цветок или листок: яблоко – «все удалось», цветок – «неплохо поработал, но что-то не совсем получилось», листок – «сегодня не получилось, но я не опускаю руки».

Листы индивидуальных достижений

Для создания полной картины, отображающей реалии учебных достижений, а также диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

 Анализ работы за четверть, за год, за определенный период обучения

В 5-11-х классах в конце каждой четверти проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого ученик отвечает на следующие вопросы:

– Что удалось в этой четверти?

– По каким предметам результаты получились лучше?

– Что не получилось? В чем причина?

– Какую цель поставишь в следующей четверти?

В конце учебного года подобный самоанализ проводится вновь. Ученикам предлагаются следующие вопросы:

– Какими результатами первой учебного года можешь гордиться?

– Над чем еще необходимо поработать?

– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?

– Какую цель поставишь на следующий учебный год?

Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании универсальных учебных действий (УУД)»

Формирование навыков самоконтроля является одной из главнейших педагогических задач, поставленных на начальном этапе обучения. Для достижения формирования подобного навыка необходимо актуализировать для учащихся задачу важности и необходимости самоконтроля.

При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.

И в заключении мне хочется закончить свое выступление синквеином,  составленным для этого мероприятия:

Чтения

Педагогические, творческие

Помогают, испытывают, развивают

Технологии оценивания достижений обучающихся

Мастерство

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Алгоритм самооценки в пятом  классе

  1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
  1. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
  1. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
  1. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

Алгоритм самооценки в 6 классе

  1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
  1. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
  1. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
  1. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5.Как мы различаем отметки и оценки?

6.Какую себе поставишь отметку?

Приложение 2

Лист оценки результатов обучения учащихся  __5____ класса  

теме: __________________________________________________________________                                    дата: ______________________

Ф. И.

Умение 1

Умение 2

Умение 3

Умение 4

Умение 5

Умение 6

Итог

Выводы: ________________________________________________

Качество освоения темы    _____________________

Оценочный лист ученика -_______ класса   

Умения, проявленные на работе

Самооценка(прогнозируемая,

Ретроспективная)

Оценка учителя

Выводы,рекомендации

Определять согласный звук на конце слова

5(11)       4

Определять орфограмму и проверять её

Грамотно списывать слова

Аккуратно оформлять записи

+

Итог:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология оценивания образовательных достижений учащихся

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ. Презентация создана с целью ознакомления учителей МО гуманитарного цикла с технологией оценивания....

Работа над темой «технология оценивания образовательных достижений»

Данная работа включает себя вопросы по системе оценивания учащихся по новым стандартам....

Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС

Компьютерная презентация, мастер-класс стажерской площадки для школы молодого специалиста "Ориентир"....

Опыт работы "Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области «русский язык"

Педагогический проект по  теме " Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области "русский язык"...

Технология оценивания задания C2

В презентации раскрывается технология оценивания экзаменационного задания - написания эссе. Приводятся примеры, указывается необходимый объем, рассматриваются типичные ошибки. Презентация подготовлена...