Открытый урок русского языка по теме Обращение 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Открытый урок русского языка Обобщение и систематизация знаний по теме Обращение 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_nov.docx24.9 КБ
Файл prezentatsiya2.pptx1.85 МБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_moy.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Верхнеграйворонская основная общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области

Конспект открытого урока

русского языка в 8 классе

«Обобщение и систематизация знаний по теме «ОБРАЩЕНИЕ»

Разработала и провела:

учитель русского языка

Овчарова Ирина Ивановна

апрель - 2024

Цель: расширение и обобщение знаний учащихся об обращении.

Задачи:

- повторить и расширить знания учащихся об обращении, полученные на уроках русского языка;

- показать роль обращения в речи, раскрыть его стилистические особенности;

- формировать умение находить обращения в предложении, тексте, правильно расставлять знаки препинания при них;

- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

- развивать монологическую речь учащихся, учить выразительно читать и правильно интонировать предложения с обращениями, употреблять их с учётом речевой ситуации;

- воспитывать уважение к русскому языку, литературе, любовь к родному краю.

Оборудование:

- Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2020;

- таблица «Знаки препинания при обращении»;

- карточки с заданиями для учащихся;

- Толковый словарь С. И. Ожегова;

- репродукции картин «Весна. Ручей в лесу», «Дорожка» И. И. Левитана

- компьютер, проектор.

Ход урока:

#1054;рганизационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- Я желаю вам, дорогие мои восьмиклассники, чтобы доброе настроение сопровождало вас в течение всего урока.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прием «Цитаты»

- Антуан де Сент-Экзюпери (знаете ли вы, кто это?) - французский писатель, поэт и, к тому же, профессиональный лётчик говорил: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Слайд 1

Как же он прав! Ведь общительность – это волшебная палочка, которая помогает во всех сферах, это ключ ко всем дверям в нашей жизни.

- Как вы, ребята, думаете, стать общительным доступно любому человеку? (Да)

- Общительность – это навык. А ценные навыки нужно развивать.

- А с чего обычно начинается общение? (Со знакомства)

- Конечно, обязательно нужно поинтересоваться, как зовут вашего собеседника. Нет слаще песни для ушей, чем звук собственного имени.

Так давайте проверим, сможете ли вы в создавшейся ситуации пообщаться с незнакомыми для вас людьми. Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей и пожелайте им хорошего дня.

(Примерный диалог учащихся: Добрый день, дорогие гости нашего открытого урока. Меня зовут Кирилл Паршин. Могу ли я узнать, как Вас зовут? (Ответы гостей). Уважаемые Лариса Владимировна и …, мы рады видеть Вас в нашей школе. Желаю Вам приятно провести время в стенах нашей школы и во время нашего открытого урока.

- Хорошо, мои дорогие ребята, молодцы! Вы справились с первой поставленной задачей!

III. Постановка целей и задач урока.

- Скажите, а возможно ли общение без знакомства? (Нет.) А почему? (Потому что, во-первых, это невежливо, во-вторых, непонятно, к кому мы обращаемся с речью.)

- Как же называются эти так необходимые в нашем общении и речи слова? (Обращения). (Слайд 2) Верно. Ребята, как вы думаете, какие перед нами будут сегодня стоять цели и задачи на уроке, ведь мы уже работали над данной темой?

(Повторить уже изученное об обращении, способы выделения на письме и учиться применять обращения в речи)

- Да, это очень важно применять обращения правильно, учитывая ситуацию, в которой мы можем находиться и с кем общаться. Кто хорошо владеет обращением, тот непременно добивается успехов в общении, а значит в жизни.

IV. Актуализация знаний.

- А теперь немножко активизируемся и ответим на вопросы викторины. (Слайд 3)

Приём «Викторина»

  1. Как старик обращался к золотой рыбке? (Смилуйся, о государыня рыбка!)
  2. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» королевич Елисей обращается к ветру. (Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…)
  3. Как начинается стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»? (Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?)
  4. Как старуха обращалась к старику в сказке о золотой рыбке? (Дурачина ты, простофиля! Не сумел ты взять выкупа с рыбки.)
  5. Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!»
  6. Как лисица обращается к вороне в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»? (Голубушка, как хороша!) (Слайд 4) Самопроверка со знаками препинания.

V. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

- Хорошо. Теперь в данных предложениях найдем обращения и выделим их знаками препинания. Поработаем у доски. Паршин Кирилл расставит знаки препинания. А какими знаками препинания выделяются обращения? (Чаще всего запятыми, но иногда, подчеркивая особую интонацию, например, радость восторг, требование и т.д., восклицательным знаком.).

- В каких предложениях можно отметить такую особую интонацию? (В 1м – почтительность, в 4м – пренебрежение и оскорбление, в 6м – лесть).

-Давайте обратим внимание на такое маленькое словечко О! Что это за слово, какую роль оно играет в предложении и как быть со знаками препинания здесь? (Это междометие, оно придает обращению еще большую значимость к адресату речи; оно не выделяется запятой).

- Построит схемы к первым четырем предложениям Обухов Никита и сделает вывод: какое место может занимать обращение в предложении? В начале, в середине и в конце предложения. Если обращение стоит в начале или в конце, то ставится одна запятая; если в середине, то с обеих сторон).

- Знаки препинания расставили верно. Давайте заодно вспомним, а на какие группы они делятся? (Знаки завершения предложения, разделительные и выделительные).

- А к какой из этих 3х групп относятся запятые при обращении? (К выделительным).

- Почему? (Потому что обращение грамматически не связано с остальными членами предложения, следовательно, не является членом предложения, его можно удалить из предложения, и смысл не нарушится, чего нельзя сделать с любым из членов предложения).

- Это мы вспомнили о выделении обращения в письменной речи, а что вы можете сказать о выделении обращений в устной речи? (Обращения выделяются так называемой звательной интонацией).

- А помните ли вы, откуда к нам пришел термин ЗВАТЕЛЬНАЯ? (Да. В древнерусском языке было не 6 падежей, а 7, который назывался звательным, т.е. употреблялся при обращении).

- Кстати сказать, звательный падеж сохранился в близких русскому украинском и болгарском языках.

VI. Обобщение деятельности учащихся.

  1. - Итак, давайте подведем небольшой итог информации, которую мы повторили в форме цифрового диктанта. (Слайд 5)

Я диктую вопросы, а вы ставите цифры 1, если ДА, 0 – НЕТ.

  1. Обращение является членом предложения (нет – 0)
  2. Может состоять из нескольких слов (да – 1)
  3. Всегда выражается именем собственным (нет – 0)
  4. Может быть выражено именем прилагательным (да-1)
  5. Может находиться в конце предложения (да-1)
  6. На письме выделяется только запятыми (нет-0)
  7. Всегда употребляется в форме И.П. (да-1)
  8. Употребляется только в разговорной речи (нет-0)
  9. Междометие О отделяется запятой от обращения (нет-0)

- Проверим получившиеся ответы: 010110100 (учитель выводит на доску правильные ответы)

  1. Устно поработали, теперь на практике подтвердим свои теоретические знания: на розданных листах найдем обращения, если таковые имеются в предложениях, выделим их на письме, вставим пропущенные буквы и знаки препинания.

Приложение 1

В Михайловском Пушкин много писал и читал чутко пр_слушивался к народной речи.

Дай Пушкин мне свою певучесть свою раскова_ую речь свою пл_нительную участь.

VII. Физминутка. (Слайд 6)

- Пришло время немного отдохнуть и подвигаться. Проведем физминутку, которая называется «Приветствие», ведь общаться можно не только вербально, т.е. посредством речи, но и невербально, значит как? (мимикой, образами, жестами и т.д.)

- Итак, известно, что в разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. Давайте встанем и представим, что нам срочно нужно встретить прибывающие делегации иностранных друзей, а по этикету опаздывать неприлично, поэтому мы торопимся и бежим, увидев впереди своих знакомых мы привлекаем к себе внимание, поднимаем руки вверх и активно машем из стороны в сторону. Останавливаемся и по очереди подходим к каждому, изображая приветственные жесты: в Кении принято подпрыгивать и чем выше, тем больше почтения мы окажем гостю, в Японии молодым людям оказываем знаки внимания кивком головы, а более старшим почтительно кланяемся, а гости с острова Пасхи вытягивают перед собой кулаки на уровне груди, поднимают их над головой и, разжав, кидают руки вниз. У нас принято крепкое рукопожатие, чем мы и завершим нашу физминутку и займем свои места за партой.

VIII. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  1. - Приглашая иностранных гостей в свою страну, мы должны составить программу пребывания, в которой нужно показать все лучшее, что есть у нас. А что может быть лучше, например, поэзии С.А. Есенина, в которой изображены все прелести нашей любимой Родины. Послушаем отрывки его произведений, запишем предложения с обращениями в тетрадь и объясним нашим гостям, к кому обращается автор и какое отношение выражает адресату, какие чувства его переполняют. (Аудиозапись стихов Есенина в исполнении разных артистов: Гой ты, Русь моя родная, Разбуди меня завтра рано…, Край любимый, сердцу снятся…, Низкий дом с голубыми ставнями…)

  1. - В свою программу мы не можем не включить, помимо поэзии, и художественное творчество, демонстрируя картины не менее известного художника И.И. Левитана (Весна. Ручей в лесу, Дорожка). Но мы не просто рассмотрим его полотна, а, вдохновляясь поэзией Есенина, мастерством Левитана, попробуем сами побыть поэтами или писателями и составим по одному предложению к каждой картине, конечно, включая обращения. Но так как мы работаем с гостями, то их тоже можно привлечь к данному творчеству, если у них, конечно, будет такое желание.

IX. Рефлексия (подведение итогов урока).

- Вы почувствовали, ребята, что быть писателем и поэтом – это огромный труд души и сердца. Очень важно не только видеть красоту вокруг себя, но и уметь передать ее. Так и на любом уроке русского языка нам не только нужно изучать скучные правила, но и применять их в жизни. Скажите, а вам сегодня был полезен урок, стали вы хоть немного общительнее? Какой главный вывод по теме урока вы можете сделать? (Обращение играет важную роль в общении, применяя его правильно в своей речи, мы можем завести много друзей, беспрепятственно познакомиться с новыми людьми, с которыми мы будем встречаться в будущем в учебе, на работе, в свободное время).

X. Домашнее задание.

- Творческое задание желающим: написать начало письма разным адресатам, например, другу, о котором я мечтаю, родным, знакомым и т.д.

Если будете затрудняться, то выполните задания от учителя на платформе УЧИ.РУ

Приложение 1

В Михайловском Пушкин много писал и читал чутко пр_слушивался к народной речи.

Дай Пушкин мне свою певучесть свою раскова_ую речь свою пл_нительную участь.

Приложение 1

В Михайловском Пушкин много писал и читал чутко пр_слушивался к народной речи.

Дай Пушкин мне свою певучесть свою раскова_ую речь свою пл_нительную участь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Слайд 2

Двадцать пятое апреля. Классная работа. Обобщение и систематизация знаний по теме «Обращение»

Слайд 3

ВИКТОРИНА 1) Смилуйся о государыня рыбка! 2) Ветер ветер ты могуч… 3) Скажи-ка дядя ведь недаром… 4) Дурачина ты простофиля на сумел ты взять выкупа с рыбки 5)Свет мой зеркальце скажи… 6)Голубушка как хороша!

Слайд 4

Самопроверка 1) Смилуйся, о государыня рыбка! 2) Ветер, ветер, ты могуч… 3) Скажи-ка, дядя, ведь недаром… 4) Дурачина ты, простофиля! Не сумел ты взять выкупа с рыбки. 5)Свет мой, зеркальце, скажи… 6)Голубушка, как хороша!

Слайд 5

ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ 1) Обращение является членом предложения 2) Может состоять из нескольких слов 3) Всегда выражается именем собственным 4) Может быть выражено именем прилагательным 5) Может находиться в конце предложения 6) На письме выделяется только запятыми 7) Всегда употребляется в форме И.П. 8) Употребляется только в разговорной речи 9) Междометие О отделяется запятой от обращения

Слайд 6

САМОПРОВЕРКА 1) Обращение является членом предложения (нет-0) 2) Может состоять из нескольких слов (да-1) 3) Всегда выражается именем собственным (нет-0) 4) Может быть выражено именем прилагательным (да-1) 5) Может находиться в конце предложения (да-1) 6) На письме выделяется только запятыми (нет-0) 7) Всегда употребляется в форме И.П. (да-1) 8) Употребляется только в разговорной речи (нет-0) 9) Междометие О отделяется запятой от обращения (нет-0)

Слайд 9

Картины И.И.Левитана

Слайд 10

Домашнее задание. - Творческое задание желающим: написать начало письма разным адресатам, например, другу, о котором я мечтаю, родным, знакомым и т.д. Если будете затрудняться, то выполните задания от учителя на платформе УЧИ.РУ



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 8 классе

ТЕМА УРОКА: Систематизация и обобщение знаний по теме «Обращение»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

На уроке решались следующие задачи:

- повторить и расширить знания учащихся об обращении, полученные на уроках русского языка;

- показать роль обращения в речи, раскрыть его стилистические особенности;

- формировать умение находить обращения в предложении, тексте, правильно расставлять знаки препинания при них;

- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

- развивать монологическую речь учащихся, учить выразительно читать и правильно интонировать предложения с обращениями, употреблять их с учётом речевой ситуации;

- воспитывать уважение к русскому языку, литературе, любовь к родному краю.

Данный урок является завершающим в теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями».

При подготовке к уроку были учтены психолого-педагогические особенности класса и преимущественно зрительный способ усвоения новой информации, поэтому тщательно продуманы презентация и проблемные вопросы. Использование компьютерных технологий позволило повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.

На уроке применялись такие методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно – иллюстративный.

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

С целью мотивации учащихся, повышения их познавательного интереса использованы технологии проблемного диалога, критического мышления.

Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации деятельности учащихся.

Тип урока определен как урок обобщения материала, но попутно проведена работа по развитию речи.

Для пробуждения интереса к данной теме использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, творческое письмо.

Многократная смена видов деятельности позволила создать условия для быстрого применения знаний, проследить обратную связь. Все этапы урока были последовательными и логически связанными.

Решались метапредметные задачи: развитие умения выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; аргументировать выбор ответа, работать над ошибками. Формировались умения работать коллективно и самостоятельно; контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации. Совершенствовалась коммуникативная компетенция учащихся: умение задавать вопросы, слушать, формулировать и обосновывать собственную точку зрения. Данный урок способствовал повышению мотивации к обучению; формированию потребности в грамотной речи; воспитанию любви к Родине и к природе.

Структура урока во всех аспектах: по распределению времени на этапы урока, по дозировке умственной нагрузки на протяжении всего урока, по смене видов деятельности в течение урока – соответствует возрастным особенностям данной возрастной группе и современным требования к уроку. Перегрузки учащихся на уроке не наблюдалось. Одним из приемов здоровьесбережения является физкультминутка, которая не отнимает времени от урока за счет совмещения двигательной активности с грамматическим материалом.

Экономия времени осуществлялась при использовании компьютера, приложения к уроку, презентации к уроку. При проверке самостоятельной работы решения были представлены на слайде. Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно. Моя речь была грамотной, точной и эмоциональной. Учащиеся были активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков. Отклонений от плана-конспекта в ходе урока не было. На уроке соблюдались психолого-гигиенические и эстетические требования, осуществлялась тесная взаимосвязь теории с практикой. В дальнейшем материал урока постоянно используется как основа для формирования пунктуационных умений, а также для подготовки к ОГЭ

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.

В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Задачи урока реализованы, программные требования учтены.

Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Обращение" 5 класс

Презентация к уроку по теме "Обращение"...

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

Урок русского языка по теме "Обращение"

В ходе урока учащиеся познакомятся  с обращением, его выражением,  с использованием обращения в устной и письменной речи; формирование навыка  выделения обращения знаками препинания.А т...

Презентация к уроку русского языка по теме "Обращение" 5 класс

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Обращение"...

Урок русского языка по теме "Обращение"

урок русского языка по теме обращение в 5 классе...