Отчёт по УМК
статья по русскому языку

Гребенникова Ольга Викторовна

Отчёт по УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_umk.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по УМК Гребенниковой О.В.

Использование тестов на уроках русского языка и чтения.

Эффективной формой проверки знаний по русскому языку и чтению является тестовая проверка. Она позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой.

Разработала и применяю тесты по разделам и темам в полном соответствии с разделами и темами учебника (авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская). Это позволяет мне проконтролировать глубину знаний и понимание учащимися изученного материала, в дальнейшем поможет скорректировать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, развить орфографические, пунктуационные и языковые умения обучающихся, усвоить новую для учащихся лексику, активизировать пассивный словарь, сформировать коммуникативную компетенцию учащихся.

На проведение тестирования рекомендуется отводить 20-25 минут до окончания раздела или темы курса русского языка.

Задания в тестах представлены в одном уровне сложности: из 3 предложенных предусмотрен выбор единственно правильного ответа.

При подведении итогов тестовых заданий рекомендуется придерживаться следующих критериев:

91-100% - отметка «5»

70-90% - отметка «4»

50-69% - отметка «3».

Задания базового уровня оцениваются в 1 балл.

Педагогическое тестирование - это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Попробовала ввести тестирование на уроках чтения и русского языка в 5-9 классах с целью повышения интереса учащихся к предмету, разнообразия различных этапов урока и использования новой формы контроля ЗУН.

Что такое тест?

В переводе с английского — испытание, проба, исследование. Тест - это задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции:

  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Преимущества тестирования:

  • Развивает мыслительные операции учащихся.
  • Формирует навыки самоконтроля, самостоятельности.
  • Может служить объектом познания.
  • Быстрота проверки.
  • Возможность проверки одновременно всех учащихся класса.
  • Способствует накопляемости оценок.

Тестирование имеет и ряд недостатков:

  • Исключение из процедуры контроля устного речевого компонента.
  • Тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся.
  • Сложность проверки глубины ЗУН.
  • В тестировании присутствует элемент случайности (случайная ошибка, угадывание ответа)

Вся работа ведётся на специальных тестовых листах. Ученик выбрает правильный ответ среди нескольких вариантов, обводит его ручкой или карандашом. У меня имеется «ключ» с правильными ответами. Это сводит до минимума время проверки теста. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет мне установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно отреагировать на них. Как итоговый контроль тестирование может обеспечивать такое качество результатов проверки, как надёжность и объективность. Тестовые формы контроля органично включаю в учебный процесс, помогая учащимся овладевать техникой работы с тестами, что постепенно готовит их к формату выполнения заданий на компьютере, для заполнения различных деловых бумаг.

Тесты, которые я использую на уроках чтения можно разделить на две категории - традиционные и специфические.

Виды традиционных тестовых заданий:

1.Задания с выбором ответов (закрытые задания).

а) Задания с выбором одного правильного ответа.

б) Задания с выбором нескольких правильных ответов.

в) Задания с выбором одного неправильного ответа (это задания на поиск ошибки, они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую “зоркость”, умение применять знания в нестандартной ситуации).

г) Задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями).

2. Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа).

а) Задания на завершение (дополнение) высказывания (проверяют готовность учащихся устанавливать причинно следственные связи, закономерности, знание формулировок).

б) Задания на установление правильной последовательности.

Виды специфических тестовых заданий:

1. Клоуз-тесты (вставить в отрывок из текста пропущенные слова). Особенно интересны эти тесты при изучении поэзии.

2. Ченч-тесты (найти слово, которым подменено авторское, и восстановить оригинальный текст). 

     Тест – это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и несколько вариантов ответов на них для выбора и каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
     Формировать коммуникативные умения и навыки на уроках русского языка и литературы можно, используя различные виды тестов и тестовых заданий.
     Структурными компонентами теста являются: тестовое задание – задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон – образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.
     Тест может служить методом педагогического измерения на любом этапе обучения: Я использую тесты при проверке домашнего задания, при закреплении материала, на стадии контроля. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений.
     Целью уроков гуманитарного цикла становится создание условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся через использование тестов на уроках русского языка и литературы. Реализация данной цели осуществляется через следующие задачи:

  • повысить эффективность урока, развивая мотивацию через использование тестов;
  • расширить возможности предъявления учебной информации за счёт использования тестов;
  • воспитывать у учащихся познавательную активность, используя возможности компьютера, Интернета;
  • создать условия для творческой деятельности учащихся на занятии.

     Использование тестов на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы деятельности учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, позволяет экономить время. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование тестов воспитывает интерес к уроку; делает урок более интересным.

В последнее время к указанным измерителям прибавилось тестирование. Оно обеспечивает полноту охвата контролируемого объекта, демократичность процедуры, чистоту результата, объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку. Перечисленные достоинства тестирования в сумме перекрывают такие его слабые стороны, как невозможность обеспечить глубину проверки и избежать определённой доли угадывания ответов.
В процессе всего обучения в классе контроль над знаниями, умениями и навыками осуществляю преимущественно через комплексную работу с текстом. При этом в качестве обязательных компонентов этой работы использую тестовые задания как наиболее удобную форму проверки лингвистической и языковой компетенций и задания с открытым развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение на основе исходного текста) как необходимый измерительный элемент коммуникативной компетенции.
     Тестовые задания с выбором ответа, входящие в комплексный анализ текста, проверяют состояние языковой компетентности учащихся и владение ими нормами русского литературного языка. Тестовые задания, ориентированные на проверку лингвистической компетентности учащихся, контролируют знание фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса через умения опознавать в тексте единицы языка, классифицировать и анализировать их; знания орфографических и пунктуационных правил через умения опознавать вид орфограммы в слове и пунктограммы в предложении текста и объяснять написание.    
     Таким образом, планируя итоговую контрольную работу, объединяю традиционный и тестовый подход в проверке знаний учащихся с опорой на текст. Сама подбираю тестовые задания для комплексного анализа на уроке, предлагаю эту работу самим учащимся.           
     Качество обучения напрямую зависит от количества, глубины, своевременности и объективности оценки получаемых знаний. Грамотно составленные тесты позволяют определять уровень усвоения знаний и степень формирования навыков в процессе обучения.   
     Тесты применяю на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечиваю предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости.   Одним из главных достоинств тестов является их объективность и большое позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося.
        В своей работе я постоянно применяю тесты различных видов. Это помогает мне быстро и качественно проверить знания моих учеников. У меня есть целый набор тестов по чтению и русскому языку. Это тесты, позволяющие проверить знания учащихся по отдельным темам, тесты для вводного контроля, для промежуточной аттестации, тесты, которые готовят детей к годовой контрольной и тесты итоговые, которые я провожу в конце учебного года.

Вывод

Анализируя использование тестового контроля на уроках русского языка и  чтения, я пришла к выводу о том, что учащиеся неплохо справляются с этим видом деятельности. Тестовый контроль повышает интерес обучающихся к предмету. Используя тестированные задания в своей практике, я убедилась, что даже дети со слабым уровнем обученности с удовольствием и интересом берутся за работу над тестами. Тесты способствуют развитию у обучающихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы.  Они позволяют организовать на уроках  деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Систематический контроль не только дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно, но и воспитывает.

Таким образом, применяемый тестовый контроль в совокупности с традиционными методами повторения позволяют осуществлять преподавание наиболее оптимально, доступно и познавательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования

Использование ИКТ на уроках биологии, химии....

Отчёт по апробации УМК

Отчёт за 2 года по апробации УМК "Английский язык" С.Г.Тер-Минасовой...

Публичный отчёт

Данный материал отражает следующие вопросы: Общая характеристика ОУ; Условия осуществления образовательного процесса; Характеристика состава обучающихся; Цели и результаты развития ОУ; Оценка степени ...

Творческий отчёт кафедр точных наук «МИФ или реальность» (КВН)

Сценарий КВНа для учителей в рамках декады «МИФ или реальность»...

Публичный отчёт директора школы

 Краткая информация о проделанной работе за период 2010-2011 учебного года...

Творческий отчёт учителя математики

Творческий отчёт к моей аттестации ....

Отчёт по теме самообразования

Отчёт учителя физики МОУ Буравцовской СОШ по теме самообразования  "Использование информационных (компьютерных)  технологий и элементов интеграции как средство повышения эффективности обучен...