Отчёт по теме самообразования
статья по физике по теме

Отчёт учителя физики МОУ Буравцовской СОШ по теме самообразования  "Использование информационных (компьютерных)  технологий и элементов интеграции как средство повышения эффективности обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_po_teme_samoobrazovaniya_3.11.11_g..doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тенькова С.В., учитель физики,  МОУ Буравцовская СОШ, Эртильский район, Воронежская область

Отчёт по теме самообразования Теньковой С.В.,

учителя физики и информатики

  1. Тема самообразования: Использование информационных (компьютерных) технологий и элементов интеграции как средство повышения эффективности обучения.

  1. Работа над темой начата в сентябре 2009 года.
  2. Работу над темой  предполагается закончить в 2013 году.
  3. Цель: создание на уроках и внеурочных мероприятиях благоприятных условий с использованием информационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности обучения.
  4. Гипотеза:
  • эффективность обучения повысится, если будет создана методика использования информационных (компьютерных) технологий и элементов интеграции обучения физики с другими предметами;
  • учитель повышает свою квалификацию в результате «вынужденного» взаимодействия с коллегами.
  1. Задачи:
  • Выявить способности и  интересы учащихся к изучению учебного материала в результате уроков с использованием компьютерных технологий  и элементов интеграции уроков физики с другими предметами.
  • Пересмотреть рабочую программу, тематические планы.
  • Разработать и подобрать материалы для внедрения данной технологии.
  • Разработать критерии отслеживания результатов.
  • Изменить структуру урока вследствие внедрения уроков с использованием компьютерных технологий и элементов интеграции с другими предметами.
  1. Предполагаемый результат: повышение качества обучения учащихся.
  2. Этапы работы:
  1. Прогностический (2009 г.)
  • определение  значимости данной темы;
  • выдвижение гипотезы, целей и задач по работе над данной темой.
  1. Теоретический этап (2009-2010 уч.г.)
  • изучение теории и подбор теоретического материала по данному вопросу
  1. Практический этап (2010-2012 гг.)
  • реализация обучения с использованием информационных технологий обучения с элементами интеграции;
  • разработка презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям;
  • участие в различных форумах, посвящённых интеграции предметов и использованию информационных технологий на уроках.
  1. Обобщающий этап (2013 г.)

Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями.

  1. Основные вопросы, намечаемые для изучения

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.

С этой проблемой в своё время столкнулась и я. В Буравцовской СОШ я преподаю информатику и физику в 7-9 кл. Ученики, успешно занимающиеся по информатике и другим предметам, испытывали трудности в физике, не интересовались особо этим предметом.

Встал вопрос: В чём причина? Как повысить интерес к физике и качество знаний учащихся?

Как увлечь ребёнка, помочь ему накопить как можно больше знаний по предмету, подготовить его к современной жизни, учить применять свои знания  в реальных жизненных ситуациях? Как помочь ребёнку повысить мотивацию учения?

Знакомясь с различной педагогической литературой  и анализируя работу педагогов-новаторов (доктора педагогических наук, профессора Роберта И.В., В. С. Безруковой, Т. В. Воронцовой, В. А. Крючкова,  В. П. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткина, А. П. Лиферова, Е. Ю. Никитиной, И. М. Осмоловской, М. С. Пак, В. М. Сиренко, Н. К. Чапаева и др.), я остановилась на использовании информационных технологий и элементов интеграции предметов на уроке.

Компьютерная технология обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством которого является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в 3 вариантах:

  • как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
  • как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
  • как монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом опирается на применение компьютера).

Данная технология имеет ряд преимуществ:

  • Обучение носит диалоговый характер;
  • В любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения (управляемость);
  • Взаимодействие ребёнка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект, субъект-субъект, объект-субъект.
  • Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
  • Поддерживание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Главной особенностью содержания образования по данной технологии является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей базы информации, мультимедиа, электронные коммуникации (сети).

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом, для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

  • Организация учебного процесса (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль)
  • Организация внутриклассной активности и координации, инструктаж, расстановка рабочих мест и т.п.
  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребёнком
  • Подготовка компонентов информационной сети (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства…), связь их с предметным содержанием определённого учебного процесса.

Интеграция – процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию

Некоторые учителя сомневаются в реальности достижения целей введения компьютерных технологий и интеграции в школе. Ссылаясь на то, что:

  • компьютеры – это средство отвлечения внимания детей;
  • использование компьютеров в обучении «затупит» детей: дети не смогут выполнять простейшие операции(например, арифметические) без использования компьютеров.

На мой взгляд, все эти доводы напрасны. Использование компьютерных технологий и введение интеграции предметов в систему образования является  реальной необходимостью, которая ведёт к расширению возможностей школьного образования, способам методического обогащения педагога, а самое главное – она ведёт к повышению качества обучения.

Сейчас я постараюсь это доказать.

1. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интеграция позволяет объединить эти фрагменты в одно целое, что помогает ребёнку увидеть целостную научную картину мира и рассмотреть  явления с нескольких сторон.

2. Проводя интегрированные уроки и уроки с использованием компьютерных технологий, я так же убедилась, что материал урока усваивается  глубже, знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения.

3. Форма проведения уроков с использованием компьютерных технологий и элементов интегрирования нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный шаг при выполнении какого-либо задания вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них  обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний.

Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти; создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых.

При проведении анкетирования среди учащихся 7-9 кл., на вопрос: «Нравятся ли вам уроки с использованием компьютера?» 95%  учащихся ответили, что «да, нравятся».

4. И одной из очень важных  причин использования компьютерных технологий и интегрированных уроков  в школе, на мой взгляд, является то, что:  данные технологии позволяют экономить время, то есть, появляется возможность высвободить учебные часы, которые можно использоваться для углубленного изучения отдельных предметов или сложных тем.

Большую роль в изучении физики играют ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). На своих уроках  я использую следующие диски (медиатеку):

  1. Интерактивный курс физики для 7-11 классов. Практикум
  2. Живая физика
  3. Открытая физика 1.1
  4. 1С Школа: Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11 класс
  5. Библиотека электронных наглядных пособий «Физика. 7-11 класс»
  6. Интерактивная энциклопедия – открытая дверь в мир науки и техники

За  годы работы над данной темой мной была собрана коллекция интегрированных уроков и уроков с использованием компьютерных технологий.

физика - информатика 

  1. Решение задач по теме «Электрический ток» с использованием языка программирования QBasic (9 кл)
  2. Урок-игра «Решение физических задач с применением алгоритмов разветвляющейся и циклической структуры»
  3. Урок-зачёт по теме «Электрические явления»
  4. Моделирование физических задач по теме «Сила тока и электрическое напряжение» (9 класс)
  5. «Баллистическое движение» (10 кл)
  6. «Законы постоянного тока» (11 кл)
  7. Релейный зачёт по теме «Электромагнитные явления» с использованием MS WORD.
  8. «Путешествие по планетам Солнечной системы" (Обобщающий урок  в 9 кл по теме: «Гравитационные явления») (9 кл)
  9. "Свободное падение. Решение физических задач в Паскале» (10 кл)
  10. "Абсолютно упругое и абсолютно неупругое взаимодействия" (10 кл)
  11. «Обобщение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» с использованием  графического редактора  «Paint” и текстового редактора «WordPad” (7 кл)
  12. "Применение векторной графики при изучении световых явлений" (9 кл)
  13. «Обобщение знаний по теме «Силы» с использованием графического редактора Paint» (7 кл)
  14. Решение задач линейной структуры на языке программирования Турбо Паскаль. Электромагнитная индукция.
  15. Интегрированный урок по физике и информатике на тему: Решение задач по теме: «Тепловые явления. Алгоритмы»

http://www.openclass.ru/node/161652

физика - химия

  1. Интегрированный урок по физике и химии "Повторение основ молекулярно-кинетической теории по физике и практическое применение при решении задач по химии"

http://www.openclass.ru/node/99102

  2.   Конспект к интегрированному уроку физики и химии "Строение атома".

http://www.uchportal.ru/load/39-1-0-13695

внеклассные мероприятия:

  1. Игра «Эрудит» по информатике и физике (9 класс)
  2. Внеклассное мероприятие по физике и математике для 7-9 классов "Счастливый случай"

http://www.openclass.ru/node/213910

  1. Брейн-ринг "Физика и лирика"

http://www.openclass.ru/node/102487

  1. Турнир весёлых и смекалистых знатоков математики и физики
  2. Счастливый случай по физике (для учащихся 7-9 классов)
  3. Физический ералаш
  4. КВН по математике и физике

А также разработаны презентации  к урокам.

7 класс – к 30 урокам (44%)

8 класс- 28 уроков (41%)

9 класс – 22 урока (33%) +презентации к подготовке к ГИА

11.  Практический выход:

  • участие в работе  форума «Информационные технологии в образовании» на сайте ПЕДСОВЕТ

http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=4318&st=50&gopid=216581&#entry216581

  •  участие в сообществе учителей физики на сайте «Сеть творческих учителей»

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&tmpl=com

  • разработка презентаций уроков и внеклассных мероприятий

11. Выводы: 

Так как работа еще не окончена,  то о выводах говорить еще рано. Но определенные результаты уже есть:

  • изучена литература по теме самообразования;
  • разработаны и проведены уроки по теме самообразования в разных классах согласно календарно-тематического планирования по предмету;
  • изучен опыт отдельных школ и педагогов  России, исследующих данную тему.

03.11.2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования

Использование ИКТ на уроках биологии, химии....

Отчёт по теме самообразования

Применение метода проектов при изучении информатики На протяжении последних лет моя личная методическая тема самообразования звучит следующим образом: «Метод проектов, как технология формирования ключ...

Отчёт по теме самообразования

План работы по теме самообразования "Блочная система сруктурирования учебного материала, как условие оптимизации современного урока истории", цели, задачи, литература, этапы работы....

Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....

ОТЧЁТ по теме самообразования «Использование игровых моментов на уроках английского языка в начальной школе».

Существует много приемов и методов повышения творческой активности учащихся. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обуч...

Отчёт по теме самообразования.

Краткий отчёт по теме самообразования "Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр" ....