Отчёт по теме самообразования
материал по теме
План работы по теме самообразования "Блочная система сруктурирования учебного материала, как условие оптимизации современного урока истории", цели, задачи, литература, этапы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_teme_samoobrazovaniya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие сведения
ФИО: Табакаева Мария Вячеславна
Должность: учитель истории и обществознания
Образование: высшее, Кемеровский государственный университет,
2001 год
Специальность: историк, преподаватель по специальности «история»
Стаж работы: 10 лет
Квалификационная категория: первая, 2005, 2010 год
Курсы повышения квалификации: 2008 год, КРИПКиПРО, «Теория и
практика социально – экономического
образования»
План работы над темой по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I. Диагностический | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | I год работы над темой. 2007-2008 уч.г |
II. Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. | I год работы над темой. 2007-2008 уч.г |
III. Практический | - Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. - Формирование методического комплекса. - Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. - Корректировка работы. | II год; (III) 2008-2009уч.г, 2009-2010уч.г |
IV. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов. | III год, (IV)2009-2010уч.г, 2010-2011 уч.г |
V. Внедренческий | 1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение собственного педагогического опыта | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. IV год, 2010-2011уч.г |
Особенности образовательного процесса
В 2007 году МОУ «Михайловская СОШ» была реорганизована в МОУ «Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Основной контингент обучающихся вечерней школы составляют осужденные, люди лишённые свободы.
В течение последнего времени идёт постоянное омоложение контингента учащихся за счет постоянного омоложения преступности. Как правило, это бывшие учащиеся дневных и вечерних школ в свое время по разным причинам оставившие обучение в обычных общеобразовательных учреждениях (систематическая неуспеваемость, нарушение дисциплины, безнадзорность, совершение правонарушений и преступлений, необходимость поиска работы, чтобы помочь семьям выжить и т.д.). Кроме них обучаются лица, ранее обучавшиеся в вечерних (сменных) общеобразовательных школах при исправительных учреждениях и не завершившие свое образование по причине убытия за пределы исправительных учреждений. Расчеты указывают на перерыв в обучении от 2 до 8 лет. Вследствие этого проводимые в начале учебного года проверочные работы по определению знаний, умений и навыков учащихся из числа вновь поступившего контингента показывают низкий уровень ЗУН. Поэтому проводится работа по восстановлению пробелов и утраченных знаний по каждому из изучаемых в школе предметов, в том числе по истории и обществознанию.
В результате анализа сложившейся ситуации, передо мной встал вопрос формирования у учеников ключевых компетенций в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей.
Исходя из этого, я определила проблемы:
- Как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным?
- Что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным?
- Как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результаты труда?
Опыт преподавания привёл меня к необходимости структурировать материал в укрупнённые дидактические единицы (блоки), что позволит, на мой взгляд, приблизить учебный процесс к эталонному, разрешить те противоречия, которые существуют в сфере образования.
Я выбрала тему по самообразованию: Блочная система структурирования учебного материала как условие оптимизации современного урока истории.
Основные вопросы, намечаемые для изучения:
1.Углубление работы с учащимися требующими коррекции знаний и с «трудными учащимися». Научить применять каждого ученика стандартные знания в нестандартных ситуациях.
2.Укрепление материально-технической базы кабинета.
3.Изучение технологии блочно - модульного обучения.
Литература по теме:
В течение первого этапа работы над темой я изучила следующую литературу:
- Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения. — Вест.высш.шк., 1987. Н8, с. 35-38.
- Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии. — ЗАВУЧ, научно-практический журнал, 5, 2005. — с. 38-50.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. —256 с.
- Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технология в работе учителя. М.: МИОО, 2002. — 69 с.
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. — М.: Новая школа, 1997.
Цель работы по теме самообразования
Достижение целостности знаний как одного из условий развития и саморазвития интеллекта учащихся; создание более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающие их единство и целостность.
Задачи:
- совершенствование учебно-воспитательного процесса для перехода его в новое качество;
- разработка универсальной системы преподавания истории, которая должна включать в себя элементы многих современных технологий обучения;
- повышение качества обучения;
- повышение уровня мотивации, ответственности обучающихся за результаты своего труда.
Основные идеи в моей работе, это:
- личностный подход к ученику;
- обучение и воспитание в деятельности;
- обучение без принуждения, основанное на достижении радости познания, на подлинном интересе;
- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
- сотрудничество педагога и учащихся.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
- разработка календарно-тематического планирования по истории в 5-12 классах;
- В начале учебного года составляется тематическое планирование – курс истории разбивается на отдельные блоки, которые могут включать 3, 4, 5 параграфов, в зависимости от содержания и идеи, которая объединяет это содержание. Блок должен восприниматься и усваиваться учеником целостно (как образ).
- разработка тестов и уровневых работ по истории (в течение учебного года);
- разработка заданий для диагностики знаний учащихся, проведение диагностики 1-2 раза в год;
- проведение и анализ промежуточных срезов по предмету «история», коррекция пробелов в ЗУНах.
Прогноз путей дальнейшего решения проблемы.
- Переход на блочную систему обучения во всех параллелях.
- Совершенствование элементов- уроков блока.
- Применение различных технологий для создания универсальной системы преподавания предмета.
- Повышение качества знаний по истории.
- Переход на блочную систему обучения по обществознанию.
Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.
- Перед изучением темы даётся задание: предварительное ознакомление с содержанием параграфов, постараться запомнить главные факты.
- Блок разбивается на отдельные уроки. Первый урок вводный. На нём в начале урока проводится проверка прочитанного. Учителем либо задаются несложные вопросы классу, либо выполняются простые тесты.
Опрос должен занимать не больше 5-6 минут. Подводятся итоги. Учителем заранее выписываются на обратной стороне доски главные события темы, фамилии исторических деятелей, понятия. Внимание учащихся обращается на это (элемент вторичного закрепления).
I урок.
В тетради и на доске составляется опорный конспект блока, цель которого такова:
- объединить разрозненные знания в единое целое. Учителем составлена памятка – алгоритм работы по составлению опорного конспекта (памятки в распечатанном виде присутствуют на парте у каждого ученика):
II урок - углублённого изучения исторического материала по теме.
Варианты (формы) проведения подобных уроков:
- индивидуальная работа с первоисточником (документом);
- групповая работа с первоисточником;
- интерактивные формы работы в группах;
- парная работа с первоисточником;
индивидуальная, парная, групповая работа с текстом учебника
III урок – практикум.
Цель этого урока: отработка умений и навыков.
Варианты заданий:
- работа с контурной картой;
- работа с рабочей тетрадью (решить кроссворд, описать портрет, картину, найти главное, осуществить самопроверку через тестовые задания в рабочей тетради, составить план и другие).
Задания могут выполняться индивидуально, в парах, в группах.
IV урок. Зачётный.
Формы зачёта бывают различными: групповой зачёт проводится следующим образом. Класс делится на несколько групп с разным уровнем подготовленности. Раздаются карточки с заданиями, число которых соответствует количеству учеников в группе. Вопросы для такого зачёта должны быть взаимосвязаны, тогда у учащихся сложится полное представление об изучаемой теме. Учащиеся отвечают на свои вопросы. Члены группы внимательно слушают, дополняют и коллективно оценивают ответ.
Зачёт следует проводить после изучения раздела или группы тем. Вопросы к зачёту я раздаю заранее, ещё перед изучением данного раздела, это помогает учащимся лучше сориентироваться в учебном материале. Зачёты я всегда принимаю устно, (это позволяет лучше выявить уровень знаний и исправить пробелы).
При любом варианте сдачи зачета в течение недели у обучающихся есть абсолютное право на возможность пересдачи зачета в целом или отдельных типов заданий. Информацию по зачётам можно собирать на отдельных бланках. (Приложение)
Формирование методического комплекса.
Для работы по данной системе мною кроме тематического планирования был разработан разноуровневый дидактический материал (тесты, карточки – задания, памятки для работы с текстами и историческими источниками, и др.)
Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
В начале учебного года провожу входной контроль ЗУН по предмету, определяю пробелы в знаниях индивидуально каждого ученика. Далее в течение учебного года провожу корректировку ЗУН выстраивая учебный процесс по блочной технологии. Для определения уровня усвоения материала использую как тематические тесты, зачётные работы, так и промежуточные срезы по итогам полугодия и года. Информацию по зачётам, тестам, промежуточным срезам собираю в отдельные бланки, которые позволяют проанализировать уровень усвоения материала и выявить проблемы по отдельным темам, как по классу, так и индивидуально по каждому обучающемуся. (Приложение)
Корректировка работы.
- В результате анализа полученной информации по применению блочной системы структурирования учебного материала на уроках истории корректирую свою работу следующим образом:
- Изучаю опыт коллег, использующих данную систему;
- Изучаю дополнительную литературу по проблеме (в том числе в сети интернет);
- Совершенствую элементы уроков – блоков;
- Использую на своих уроках формы и методы обучения, направленные на повышение качества знаний (индивидуальные, групповые и т.д), ликвидацию пробелов в ЗУН обучающихся;
Итоги работы по теме самообразования.
Результативность и эффективность опыта работы (системы).
- Качество обученности учеников значительно выше, 40-50 % учится на “4” и “5”, при традиционной системе – 30-40 %.
- Экономится время. Освобождённая часть времени тратится на многократное повторение, практические задания.
- Время на подготовку домашнего задания сокращается, так как основная нагрузка (углубление, практические задания, в том числе работа с контурными картами и рабочими тетрадями) выполняется на уроках. Отсюда снижается перегрузка учеников. Исключение составляет подготовка к первому уроку для тех, кто медленно читает.
- У значительной части учеников меняется мотивация учения (учусь, так как интересно, учиться побуждает ответственность перед другими в группе, перед своим напарником, хочется проверить свои силы и так далее).
- Данная система развивает у ученика такие качества, как:
- познавательный интерес;
- ответственность
- активность;
- конструктивность;
- сотрудничество;
- толерантность.
- Работает на подготовку к ЕГ (на уроках зачётных подбираются задания по типу ЕГ).
- Даёт возможность вести индивидуальную работу в группах с отстающими и свести на нет количество неуспевающих по предмету;
- В комплексе решает познавательные, развивающие, практические и воспитательные задачи.
Использование опыта в процессе дальнейшей работы.
В процессе свое работы планирую дальнейшее изучение проблемы, а также использование блочной системы структурирования учебного материала при организации учебного процесса, как на уроках истории, так и на уроках обществознания.
Опыт своей работы по данной теме представляла на конкурсе Учитель года - 2011, где была победителем на муниципальном этапе и участником областного этапа конкурса.
Так же наработанные материалы (планирование, тесты, дидактический материал) размещаю в сети Интернет.
Адреса моих страниц в сети Интернет, на которых размещён материал:
http://www.proshkolu.ru/user/Tabakaeva79/- портал Про школу
http://www.konkyrs.org/ -дистанционный портал Продлёнка
http://pedsovet.org/ - всероссийский Интернет - Педсовет
http://nsportal.ru/tabakaeva-mariya-vyacheslavna - мой сайт в социальной сети учителей «Наша сеть»
http://pedsovet.su/- сообщество взаимопомощи учителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования
Использование ИКТ на уроках биологии, химии....
Отчёт по теме самообразования
Отчёт учителя физики МОУ Буравцовской СОШ по теме самообразования "Использование информационных (компьютерных) технологий и элементов интеграции как средство повышения эффективности обучен...
Отчёт по теме самообразования
Применение метода проектов при изучении информатики На протяжении последних лет моя личная методическая тема самообразования звучит следующим образом: «Метод проектов, как технология формирования ключ...
Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"
По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....
Отчёт по теме самообразования "Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся"
Методические рекомендации по организации и проведении нестандартных уроков...
ОТЧЁТ по теме самообразования «Использование игровых моментов на уроках английского языка в начальной школе».
Существует много приемов и методов повышения творческой активности учащихся. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обуч...
Отчёт по теме самообразования.
Краткий отчёт по теме самообразования "Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр" ....