Множественное число имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Егорова Алина Андреевна

Технологическая карта урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnozhestvennoe_chislo_imyon_sushchestvitelnyh.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс

5

Тема урока

Множественное число имён существительных

Тип урока

комбинированный

Цели урока

а) образовательная: ознакомление с правилом образования множественного числа имен существительных; формирование умения применять данное правило на практике;

б) воспитательная: воспитание любви и уважения к родному языку; воспитание любви к родине, к ее прошлому и настоящему;

в) развивающая: развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи.

Основные термины и понятия

Имя существительное, род, число, падеж, склонение

Образовательные ресурсы

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2. [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростнецова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский.] – М.: Просвещение, 2023. - 73 с., презентация

Планируемые результаты

Предметные результаты

  • Освоение особенностей образования множественного числа имен существительных;
  • Освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.
  • Овладение орфографическими нормами русского литературного языка;
  • Развитие устной и письменной речи.

Личностные результаты

  • Воспитание любви и уважения к родному языку,
  • Воспитание любви к родине, ее прошлому и настоящему
  • Формирование гражданской идентичности.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели и учебные задачи;
  • Умение находить пути решения задач и умение оценивать правильность их выполнения;
  • Умение открывать новые знания и применять их на практике.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предметные результаты

Деятельность учителя.
Методы и приемы учения

Образова-тельные ресурсы

ФОУД

Деятельность
учащихся

Формируемые
УУД

Этап 1.Организация урока. Мотивация к учебной деятельности (5 мин).

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Откройте тетрадочки и запишите в них число, классная работа.

Слайд 2

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

М: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность

Этап 2. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы урока.(4 мин.)

- Ребята! Какое время года недавно ушло?

- А какие ассоциации у вас возникают с этим словом? Молодцы!

И в память об ушедшем времени года давайте посмотрим какие слова нам принес снеговик:

Лыжи, снег, коньки, снежинки, ёлка, мороз, лёд, хоккей, хлопоты, санки, каникулы, именины.

-  Скажите, что общего у всех этих слов?

-Ребята, попробуйте в своих тетрадочках распределить эти слова на две группы.

-Молодцы, ребята. Скажите, а какая колонка со словами больше? Слова во множественном числе или в единственном?

 - Давайте попробуем подвести итог. С какой частью речи мы будем работать?

А конкретнее?

Молодцы. Это будет нашей темой урока. Запишите ее.

- Что вы уже знаете об имени существительном?

Слайд 3

Слайд 4

Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.

- Зима

- это все имена существительные

Ед. ч

Мн. ч

Снег

Елка

Мороз

Лед

Хоккей

Лыжи

Коньки

Снежинки

Хлопоты

Санки

Каникулы

Именины

-С именем существительным

Ребята формулируют тему урока: "Имена существительные во множественном числе"

- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Имеет род, число падеж.

П: умение аргументированно отвечать на вопросы

К: умение строить диалоги

М: развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Этап 3. Этап формулирования целей урока (2 мин.)

Цель этапа:

определить тему, цель и задачи урока,мотивировать учащихся к продуктивной деятельности

Если я вас попрошу образовать существительные множественного числа, вы сможете это сделать?

Гриб - ,  стул - , окно - , цветок -

А договор? договора или договоры?

Вот видите, проблема. Какое же окончание правильное? Какое правило нам нужно сегодня узнать?

 Проблема: как определить окончания у имен существительных множественного числа?

Что должны мы узнать сегодня на уроке, чему научиться, какие сформировать умения?

Молодцы. Это и будет целью урока.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Беседа

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

- Правило правописания окончаний у имен существительных множественного числа

- Мы должны научиться правильно писать окончания у существительных во множественном числе

Р: умение формулировать цель и задачи

Л: самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию

Этап 4. Этап формирования  новых  знаний  и  умений.

(10 мин.)

Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями  правописания и употребления форм множественного числа имен существительных

Ребята, у вас на столах лежат листочки с заданием. Посмотрите в них.  Посовещайтесь в парах, расставьте окончание, какое на ваш взгляд будет правильным.

 Болото – болот.., войско – войск.., век – век.. шелк – шелк..., инженер – инженер…, директор – директор…, договор – договор…, мысль – мысл…, буква – букв… тон (о цвете)  - тон…и тон (о звуке) – тон…, хлеб (о злаках) – хлеб… и хлеб (о печеном хлебе) – хлеб…

Затрудняетесь?

Решение проблемы. Как узнать, правильно ли вы  выполнили задание?

- Можно ли как–то сгруппировать слова?

Правильно, по роду.

Запишите себе в тетрадочки.

Давайте попробуем вывести правило.

Вы заметили, что встречаются и простые и более сложные примеры. Выпишем сначала слова мужского рода, затем женского и среднего рода. Давайте посмотрим на окончания, запишите их.

1. мужской род - а (- я); - ы (- и)

2. женский род - и ( - ы)

3. средний род - а ( - я)

- Сравните полученную таблицу с таблицей в учебнике с. 74.

Вот такая у нас с вами получилась схема - окончания имен существительных во множественном числе именительного падежа.  Давайте теперь проверим вашу работу - правильно ли вы выделили окончания.

А как быть со словами (хлеб, тон?) (зависит от значения, нужно сверяться со словарем)

Вывод: учащиеся познакомились  с нормой и особенностями  правописания и употребления форм множественного числа имен существительных.

Раздаточный материал

Слайд 8

Учебник

Беседа

Учащиеся выполняют задание. Изучение нового материала через проблемную ситуацию.

- Спросить у учителя, найти в словаре

- 1. мужской род

2. женский род

3. средний род

- 1. мужской род: века, инженеры

2. женский род: мысли, буквы

3. средний род: болота

Сверяют свою проделанную работу

Р: умение планировать свои действия при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения задания

Этап 5.Динамическая пауза.

(2 мин.)

Цель  этапа:

предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение  их с умственной деятельности на умственно-физическую.

- А теперь немного отдохнём. Выполним физкультминутку

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения.                        

Этап 6. Закрепление изученного материала.

(15 мин.)

Цель этапа: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной  работы по новому материалу.

Откроем учебник на странице 74 упражнение 550. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа. Обозначьте ударение.

Давайте поработаем по цепочке.

Молодцы.

А теперь 552 упражнение.

Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой листья; под какой – зубы, под какой- зубья; под какой –корни, под какой -коренья? Составьте и запишите словосочетания с этими существительными.

Вопрос-шутка. Трое друзей смотрят на звездное небо . 1-й говорит: «Сколько звездов на небе!» 2-й его поправляет: «Не звездов, а звездей!, а третий смеётся: «Эх вы, грамотеи! Таких словов и вовсе нет!»

 А как правильно? Форму какого падежа не могли правильно образовать мальчики?

 

Правило:

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода в единственном числе. Это орфограмма.

Итак, давайте определим, надо ли писать мягкий знак на конце следующих существительных:

Дрож(?), брош(?), богач(?),

нож(?), молодеж(?)

На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

Упражнение 553.

С ь или без ь? Обозначьте условия выбора этих букв.

Резервное упражнение 554.

Учебник

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Индивидуальная работа

Выполняют задания все вместе

Упражнение 550.

адрес-адреса 

директор -директора

доктор - доктора 

мастер - мастера

профессор- профессора

шёлк- шелка 

договор-договоры 

инженер - инженеры 

офицер - офицеры 

тренер- тренеры 

шофер- шоферы

месяц - месяцы 

торт - торты 

подпись- подписи 

плоскость - плоскости 

очередь- очереди 

госпиталь- госпитали 

почерк - почерки

герб-гербы 

маляр -маляры 

столяр- столяры 

приз- призы

Разбор по составу: подпись

Состав слова:

под — приставка,

пись — корень,

нулевое окончание,

подпись — основа слова.

Фонетический разбор слова: приз

Транскрипция слова: [пр’ис]-1 слог

п — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)

и — [и] — гласный, ударный

з — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

4 буквы, 4 звука

Упражнение 552

Листы бумаги, Листья деревьев, зубы волка, зубья пилы, корни растений, суп с кореньями

-Форму Р.п

   

Выполнение упражнения:

Дрож(?) (что?) сущ. ж.р. – дрожь

брош(?) (что?) сущ. ж.р. – брошь

богач(?) (кто?) сущ. м. р. – богач

нож(?) (что?) сущ. м. р. – нож

молодеж(?) (кто?) сущ. ж. р. – молодежь

Упражнение 553

С крыш (Р.п, мн.ч), около дач(Р.п,мн.ч), много задач(Р.п, мн.ч), нет передач(Р.п ,мн.ч), из училищ(Р.п, мн.ч), длинная речь(И.п,ж.р, 3 скл), из-за туч(Р.п, мн.ч), густая рожь(И.п,ж.р,3 скл), наша молодёжь(И.п,мн.ч,3 скл).

Р: умение планировать свои действия при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения задания

П: искать различные способы выполнения заданий

К: уметь договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности

Этап 7.Подведение итогов урока. Рефлексия.(2 мин.)

Цели: организовать подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги урока

- Ребята, а давайте вспомним нашу цель урока?

Скажите, мы ее достигли?

Научились определять окончание существительных во множественном числе? Значит наш урок удался. Хорошо.

А теперь обратите внимание, у каждого на столе лежит снежинка и солнышко - это ваши оценки. Солнышко символизирует вашу удачу на сегодняшнем уроке, что вы все успели, поняли, ваше хорошее настроение. А снежинка - символ вашего смятения, может кто-нибудь не проснулся еще, не успел что -то выполнить или не до конца успел раскрыть себя.  На счет три поднимите вверх вашу оценку. Молодцы, спасибо!

Ребята, вижу что солнышек очень много сегодня в классе. Это хорошо, это значит что у вас хорошее настроение и  вам все понравилось. И в память о сегодняшнем уроке я хочу подарить каждому из вас вкусный памятный  подарок.

Беседа

-Мы должны были научиться правильно писать окончания у существительных во множественном числе

Р: осуществление самооценки, самоконтроль

Этап 8. Домашнее задание(1 мин.)

Беседа

Записывают домашнее задание, при необходимости задают  учителю  уточняющие вопросы по ДЗ.

Прощаются  с учителем.

Параграф  98, Упражнение 555

Спасибо за урок, ребята! можете быть свободны.

Благодарит за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, правила по татарскому языку.Исемнең күплек саны (Множественное число имён существительных)

Правила по татарскому языку в виде презентации. Исемнең күплек саны (множественное число имён существительных)...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"...

Урок английского языка по теме "Множественное число имён существительных"

Урок английского языка по теме "Множественное число имён существительных"...

Урок «Множественное число имён существительных».

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Множественное число имён существительных»....

Пятиминутка для проверки знаний множественного числа имён существительных

Небольшая проверочная работа для проверки знаний по теме множественное число имён существительных во 2 классе...

Множественное число имён существительных в алгоритме.

Правило образования множественного числа имён существительных в английском языке представлено в виде алгоритма....

Презентация "Множественное число имён существительных для учащихся 2 класса"

Данный ресурс предназначен для проведения уроков английского языка в начальных классах с целью зрительного запоминания образования множественного числа.Прилагается описание к презентации для учителя....