Урок «Множественное число имён существительных».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шайбакова Рузиля Айратовна

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Множественное число имён существительных».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zach.urok_.mn_.chislo_is.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Множественное число имён существительных».

Цели:    1. Обобщить  знания об изменении существительных по числам, об окончаниях

                  существительных в именительном падеже множественного числа; закрепить

                  знания о категории множественного числа имён существительных.

2.Формировать умения правильно склонять существительные

    во множественном числе, умения употреблять в речи имена

   существительные, изменять их по числам; развивать мышление, память.

3. Воспитывать любовь и интерес к русскому языку; уверенность в себе,      

                   объективность в самооценке.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Форма урока: традиционная.

Методы и приёмы: по источнику получения учащимися знаний: слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ (разбор), работа по карточкам, упражнения; по характеру работы (методы устной и письменной работы).

Оборудование: карточки с текстом, карточки с индивидуальным заданием, компьютер, запись музыки из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса».

Литература:

  1. Материалы к уроку «Изучение множественного числа имен существительных»//http://festival.1september.ru
  2. Материалы к уроку «Категория числа имён существительных»//http://www.4stupeni.ru
  3. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: Книга для учителя. - М.:Просвещение,2002.
  4. Беляева О.В.Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - М.:ВАКО,2010.
  5. Шафран А.В. Материалы для практических занятий в 5-9 кл.// Русский язык в школе. - М.:Просвещение, 2005.

 План урока:

1.Оргмомент (2 мин).

2.Работа над текстом (20)

3.Занимательные упражнения (10-13мин)

4.Итог урока. Рефлексия(3мин)

5.Инструктаж по д/з (1мин)

6.Выставление оценок (1мин)

Ход урока (40 мин)

Этап урока

Деятельность учителя

Предварительная деятельность учащихся

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Сегодня мы продолжаем тему «Множественное число имён существительных».

(Звучит музыка из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса») 

- К нам в гости пришли Шерлок Холмс и доктора Ватсон. Все мы прекрасно знаем, что они могут разрешить любую ситуацию из разных областей жизни. Они   отправили нам задания  для проверки знаний по мн. ч. ИС.

2. Работа над текстом.

1. Китайская тень в единственном числе.

В поэме «Сашка» М. Ю. Лермонтов подробно описывает слугу героя — арапа Зафира, прототипом которого был слуга в доме Лопухиных.  Зафир «жил у Саши как служебный гений, Домашний дух (по-русски домовой)».

В 133-й строфе поэмы герой дает ему поручение: И, наконец, он подал знак рукой. И тот исчез быстрей китайской тени. 

Не странно ли сочетание этих слов? Ведь тень может быть густой, длинной и т. д., но не русской, французской и др. Ответ на этот вопрос требует не только языковых фактов. Надо вспомнить также, что среди видов искусств существует такой, как театр теней, род игрушечного картонного театра, при котором между «показывающим» экраном и источником света используются плоские куклы из бумаги или кожи, создающие на той или иной декорации различные силуэты. Родился он в Азии, к нам попал из Китая, откуда и пошло его название китайские тени. Оборот китайские тени как наименование театра употребляется только во множественном числе.

Задания:

1.Что вы узнали из этого текста?

2.Что интересного вы знаете о каком-либо другом фразеологизме?

3.Объясните значение слов арап, домовой, прототип.

 

- Выпишите из 3 абзаца все имена существительные во множественном числе. Поставьте их в ед.ч. Составьте с 3 ИС предложения.

- Сделайте морфологический анализ слов Зафир, силуэты.

- Определите постоянные признаки ИС 1 абзаца (собств./нариц., одуш./неодуш., род, склонение).

- Арап - по племени чернокожий, чернотелый человек жарких стран, особенно африки; мурин, негр. | при дворе, это должность, занимаемая иногда и белым служителем: придверник, припорожник.

- Домово́й (славянская мифология) — дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живёт в каждом доме, в каждом семействе.

Прототи́п (от греч. protos — первый и typos — отпечаток, оттиск) — прообраз, образец, оригинал.

- Слова, фактов, видов, искусств, куклы, силуэты.

Слово, факт, вид, искусство, кукла, силуэт.

Эту куклу Маше подарила ее мама.

Я выписываю журнал «Силуэт».

Слово искусство неразрывно связано с такими понятиями, как культура и история.

I. Зафир – сущ. (кто?).

II.Н.ф. – Зафир; собств., одуш., м.р., 2 скл., в Им.п., в ед.ч.

III.Жил (кто?) Зафир.

I.Силуэты – сущ. (что?).

II.Н.ф. – силуэт; нариц., неодуш., м.р., 2 скл., в Им.п., мн.ч.

III.Создающие (что?) силуэты.

- Поэма (нариц, неодуш,ж.р.,1 скл.), Сашка (собств., одуш., м.р.,

1 скл.), слуга (нариц., одуш., м.р., 1 скл.), герой (нариц., одуш., м.р., 2 скл.), арап (нариц., одуш., м.р.,

2 скл.), прототип (нариц., одуш., м.р.,2скл.), дом (нариц., неодуш., м.р.,2 скл.), гений (нариц.,одуш.,м.р.,2 скл.), дух (нариц.,одуш.,м.р.2 скл.).

3.Занимательные упражнения.

- Ребята, мы успешно прошли первое задание Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Продолжаем работу.

2.Физкультминутка.

- Я буду называть существительное единственного и множественного числа.

Если назову существительное единственного числа, то приседают девочки.

Если назову существительное множественного числа, то приседают мальчики.

Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадка, загадки, земля, лебедь, горы.

3. Игра "Поединок знатоков".

Содержание игры. Соревнуются два ученика. Один из них получает карточку с существительными в единственном числе, другой – с существительными во множественном числе. Поединок ведется устно. Первый читает существительное в единственном числе, а второй изменяет число и называет это же существительное во множественном числе. Затем второй читает существительные во множественном числе, а первый игрок должен произнести их в единственном числе. Класс оценивает работу игроков.

Материал для игры:

1) утенок, кот, мышонок, тополь, щенок, улей, рог, пень, зеркало, сосед;

2) цыплята, стулья, края, поленья, сны, поросята, перья, жеребята, дни, звенья.

4. Упражнение “Просклоняйте”.

- К доске приглашаются два ученика. Им предлагаю просклонять на доске слова во множественном числе: березы, ели.

- Остальные работают в тетрадях (склоняют слово: города)

- Можем ли мы определить склонения этих слов?

  1. утята, коты, мышата, тополя, щенята, ульи, рога, пни, зеркала, соседи.

      2)  цыплёнок, стул, край,

          полено, сон,   поросёнок,

          перо, жеребёнок, день,

          звено.

Им.п. берёзы      ели

Р.п.     берёз        елей

Д.п.    берёзам     елям

В.п.    берёзы       ели

Тв.п.   берёзами   елями

П.п.    о берёзах   о елях

- березы (1 скл.), ели (3 скл.), города (2 скл.)

4.Итог урока. Рефлексия.

- Урок подошёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял.

Сегодня мы с вами закрепили знания о множественном числе ИС, выполнив все задания Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Уверена, они остались нами довольны.

Поаплодируем  себе за хорошую работу!

5.Инструктаж по д/з.

Домашнее задание: упражнение 552 (стр.209)

6.Выставление оценок.

Спасибо за урок!