Программа «Выявление и развитие коммуникативных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Винокурова Елена Александровна

Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки.

Цель программы: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx44.48 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Выявление и развитие коммуникативных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

                                                                   Составила: учитель русского языка и литературы

               Винокурова Е.А.

2022г

                                                                 

Пояснительная записка

Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях школьного образования. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.

Результаты стартовой диагностики показали, что средний показатель высокого уровня способностей обучающихся составляет 25%.

Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки.

Цель программы: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.

Задачи программы:

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 5-9 классов.

Основные направления программы

  1. выявление одаренных обучающихся;
  2. создание банка данных «Одаренные дети»;
  3. разработка индивидуальных форм работы
  4. внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий
  5. использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
  6. создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
  7. развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, смотрах;
  8. включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские, всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
  9. разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся

Ожидаемые результаты программы

  1. положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
  2. рост численности обучающихся и принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности

Организация воспитательной работы в рамках программы:

  1. Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
  2. Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
  3. Формирование высокой речевой культуры;
  4. Утверждение здорового образа жизни школьника;
  5. Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

Основные мероприятия по реализации программы

I. Диагностика:

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.

2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.

5. Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Развитие творческих и познавательных способностей:

1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

  • творческие ответы;
  • выполнение творческих тематических заданий;
  • выполнение проблемных поисковых работ;
  • назначение ответственными за проведение предметных недель;
  • приобщение (в различных формах) к работе учителя;
  • повышение степени сложности заданий;
  • интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (молнии-объявления).

2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

Формы работы:

  • проведение диагностики творческих способностей учащихся;
  • анализ проведенной диагностики учащихся;
  • беседы и дискуссии;
  • анкетирование;
  • игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические);
  • викторины, инсценировки;
  • тестирование;
  • индивидуальная, парная, групповая работа, самостоятельная работа;
  • сбор и анализ информации;
  • консультации;
  • проведение предметных недель;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

  1. Повышение качества образования и воспитания школьников.
  2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  3. Качественная организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.
  4. Повышение показателей успешности участия детей в конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях, научно-практических конференциях.
  5. Наличие высокобальных работ на промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
  6. Наличие качественных творческих работ учащихся.

Диагностики:

  1. Оценка уровня школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
  2. «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» (методика Капустина Н.П.)
  3. «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников» М. Ступницкая
  4. «Диагностика направленности учебной мотивации» (Т.Д. Дубовицкая)
  5. «Направленность на приобретение знаний»Е.П. Ильин, Н.А.Курдюкова;
  6. Методика Г.Дэвиса «Определения творческих способностей учащихся»
  7. Опросник «Карта интересов» (Голомшток А.Е., Климов Е.А., Мешковская О.П. в модификации Филимоновой О.Г.)
  8. Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)
  9. Диагностика лингвистических способностей учащихся пятых классов по методике Хорста Зиверта (определение языкового интеллекта)
  10. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой

Педагогические методики:

  1. метод проектов Л.С.Выготский,
  2. метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская,
  3. личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми, предполагает наличие психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности; профессионально-личностную позицию педагога, позволяющую предоставлять учащимся свободу учиться; такие личностные качества педагога, как высокие уровни развития познавательной и профессиональной мотивации, эмпатии, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т. д.

План работы с учащимися

по выявлению и развитию способностей по русскому языку

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки реализации

Формы работы

Проведение диагностики творческих способностей учащихся пятых классов по методике психолога А. А. Лосевой /Опросник для выявления одаренных школьников.

Сентябрь

Разработка вопросов для анкетирования учащихся, проведение диагностики

Проведение диагностики лингвистических способностей учащихся пятых классов по методике Хорста Зиверта (определение языкового интеллекта)

Сентябрь

Анкетирование учащихся, тестирование по предмету

Анализ полученных результатов проведенных диагностик, составление базы данных учащихся, имеющих высокий интеллектуальный и учебно-познавательный интерес.

Сентябрь

Анализ, составление базы данных способных, успешных детей, составление плана по развитию способностей учащихся

Организация индивидуальной работы с детьми.

Сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий.

Подготовка к олимпиаде

Сентябрь - октябрь

Выработка рекомендаций учителя и психолога по подготовке к олимпиаде

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе

Октябрь

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

Подготовка учащихся к участию в муниципальных региональных олимпиадах.

Ноябрь

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

Осуществление анализа участия в олимпиадах

Январь

Коррекционная работа через выполнение заданий

Привлечение способных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

постоянно

Организация работы

Подготовка учащихся к участию в дистанционных конкурсах различного уровня (Русский медвежонок, Пегас и др.)

В течение года

Индивидуальная работа

Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

В течение года

Рекомендации по написанию, оформлению и защите проектных работ

Проектная деятельность учащихся и участие в научно-практических конференциях

В течение года

Индивидуальные и групповые занятия.

Консультирование родителей детей по вопросам развития способностей их детей.

В течение года

Индивидуальная работа

Изучение опыта работы учителей по вопросу работы со слабоуспевающими и способными детьми.

В течение года

Консультации с учителями, заседания МО

Проведение индивидуально – групповых занятий и консультаций с учащимися, имеющими слабые способности (согласно программе)

В течение года

Индивидуальные и групповые консультации

Проведение коммуникативных тренингов, тренингов личностного роста.

В течение года

Тренинги, тестирование

Оказание помощи способным детям. Проведение индивидуальных консультаций.

В течение года

Индивидуальные и групповые консультации

Участие в сетевых конкурсах, олимпиадах, викторинах, в работе творческих мастерских различного уровня.

В течение года

Выполнение конкурсных заданий

Проведение нестандартных уроков (урок – интервью, урок – беседа, урок- игра, урок – путешествие, урок – экскурсия, видео – урок…)

В течение года

Планирование и проведение уроков

Создание банка нестандартных разноуровневых заданий по русскому языку и литературе.

В течение года

Разработка нестандартных заданий

Создание банка олимпиадных заданий и исследовательских работ учащихся.

В течение года

Составление – банка заданий и ИР учащихся

Выполнение дифференцированных заданий повышенной трудности по всем видам речевой деятельности, творческих и учебных проектов, создание учебных презентаций и видеороликов.

В течение года

Разработка разноуровневых заданий, тематики учебных, творческих и социальных проектов.

Проведение диагностик

В течение года

Анкетирование учащихся

Анализ полученных результатов проведенных диагностик, составление базы данных учащихся, имеющих высокий интеллектуальный и учебно-познавательный интерес.

В течение года

Анализ, составление базы данных способных, успешных детей

Организация и проведение консультаций по подготовке к ОГЭ.

Апрель - июнь

Индивидуальные и групповые консультации

Публикация творческих работ обучающихся на сайте школы

В конце учебного года

Консультации по оформлению и публикации творческих работ.

Создание языкового портфолио учащихся.

В течение года

Консультации по составлению языкового портфолио

Проведение анализа (мониторинга) уровня компетентного владения всеми видами речевой деятельности путем проведения тестовых заданий и анализа участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

В течение года, в конце учебного года

Разработка показателей мониторинга. Проведение е мониторинга.

Проведения анализа эффективности работы с одаренными детьми.

В конце учебного года

Анализ выполнения плана работы и результативности проведенных мероприятий.

При реализации направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как: разработка индивидуальных планов и составление индивидуальных программ обучения; использование современных информационных технологий; занятия по свободному выбору; дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.

Содержание работы по индивидуальным образовательным планам

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
  • предоставить ученику:
  • название темы;
  • план изучения темы;
  • основные вопросы;
  • понятия и термины, которые он должен усвоить;
  • практические работы;
  • список необходимой литературы;
  • формы контроля;
  • задания для самопроверки.

Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • Предмет;
  • Дата и время консультаций;
  • Главные рассматриваемые вопросы;
  • Время работы с темой по программе;
  • Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
  • Невыясненные вопросы.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней.

В работе с учащимися основной школы учитель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:

  1. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
  2. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Сборники «Русский медвежонок».
  4. Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
  5. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.
  6. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.

И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);
  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
  • морфемики и словообразования (этимология морфем);
  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

В 8-9 классах тренинг включает блок вопросов из истории языка: «Теория происхождения языков», «Языковое древо», «Реформы русского языка», «История развития русского литературного языка», «История возникновения письменности», «Языковая картина мира» и др.

2. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить:

а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними;

б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез.

На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования.

На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных.

Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование проверки гипотезы;
  • планирование результата;
  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задачи в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:

Название раздела, тема

Практическая часть

Форма контроля

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.

  1. Особенности научного стиля.
  2. Подготовка доклада.
  3. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.
  4. Реферат.
  5. Оформление стенда.

Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.

Проверка работ.

Исследовательские умения.

  1. Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.
  2. Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.
  3. Исследовательские умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.

Выполнение упражнений, заданий.

Решение исследовательских задач.

Написание рецензии

Проверка упражнений, заданий.

Проверка решений задач.

Проверка рецензии.

Работа с литературными источниками.

  1. Работа с каталогом.
  2. Работа со справочной литературой.
  3. Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.
  4. Интернет как источник информации.
  5. Этапы работы с литературными источниками.

Практическая работа в школьной библиотеке.

Практическая работа в компьютерном классе.

Этапы выполнения научно – исследовательской работы.

  1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.
  2. Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы
  3. Изучение научной литературы по теме исследования.
  4. Выполнение практической части исследовательской работы.
  5. Анализ результатов. Выводы.

Проверка выполнения работы.

Проверка выполнения работы.

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

  1. Правила оформления исследовательской работы.
  2. Оформление титульного листа и «Содержания»
  3. Разделы «Введение» и «Заключение».
  4. Оформление списка литературы.
  5. Оформление ссылок.
  6. Оформление приложения.

Оформление «Содержания»

Написание разделов.

Оформление списка литературы.

Оформление приложения

Проверка выполнения работы

Научный доклад – итог исследовательской работы школьника.

1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада.

2. Оформление к докладу.

Защита реферата на НПК

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. Планирование на будущий год.

Рефлексия

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • игра-конкурс «Русский медвежонок»;
  • филологический чемпионат;
  • конкурс Чтецов «Живая классика»
  • интеллектуальный марафон.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акатьев В.А. Развитие мотивации молодежи к занятию научно-техническому творчеству // Современные проблемы науки и образования.- 2013. -№ 5.- С. 48.
  2. Бардин В.М. Обучению техническому творчеству как одна из актуальных задач образования // Интеграция образования.- 2002.- № 1.- С. 71-74.
  3. Захарян, М. А. Комплексная диагностика одаренности учащихся по научно-техническому направлению : методические указания / М. А. Захарьян ; Владикавказ, 2014. - 20 с.
  4. Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся:  учеб.-метод. пособие / Полтавец Г. А. [и др.]; М-во образования Рос. Федерации. Центр техн. творчества учащихся. Москва, 2013.
  5. Интернет- ресурсы:
  1. Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети". http://www.dar.aaanet.ru/
  2. "Дар" - Центр по работе с одаренными детьми. г.Ростов-на-дону http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы « Познать себя»

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.  Проис...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Узнай себя»

Выявляемые способности: Моя задача - помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в т...