Коннотация: понятие, свойства, формы языковой объективации
статья по русскому языку (11 класс)

Коннотация: понятие, свойства, формы языковой объективации

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коннотация: понятие, свойства, формы языковой объективации

Понятие коннотации возникло в схоластической логике и вошло в языкознание в 17 веке через грамматику Пор – Рояля для обозначения свойств в отличие от субстанций. В лингвистике с конца 19 века термином «коннотация» стали обозначаться все эмотивно окрашенные элементы содержания выражений, соотносимые с прагматическим аспектом речи. Тем не менее, несмотря на длительную историю использования данного термина его определение в лингвистике до сих пор неоднозначно [Строженова 2007: 117].

Понятие коннотации стало объектом исследований таких лингвистов как Л.Ельмслев, Р. Барт, А.А. Залевская, Ш. Балли, И.А. Стернин, Е.М Верещагин, Н.Г. Комлев, В.Н. Телия, В. И. Шаховский, Ю.Д. Апресян и многих других. В настоящее время, в современном языкознании существует множество различных определений понятия коннотации.

В Словаре лингвистических терминов под руководством О.С. Ахмановой [Ахманова 2005: 203 – 204] коннотация рассматривается в качестве добавочного значения, окраски, окрашенности. И.А. Стернин считает, что коннотация – часть системного значения знака, это отражение в значении условий акта общения, отношения говорящего к предмету речи или участникам акта речи, и рассматривает коннотативно – семантический компонент, выражающий отношение говорящего к предмету в форме эмоции и оценки [цит. по: Кропотова 2010: 39]. По мнению В.И. Шаховского коннотация – это аспект лексического значения единицы, с помощью которой кодировано, выражается эмоциональное состояние говорящего и обусловленное им отношение к адресату, объекту и предмету речи, ситуации, в которой осуществляется данное речевое общение [цит. по: Кропотова 2010:38]. Под коннотацией в [Ахманова 2005: 203 - 204] понимается качество выразительности и рассматривает более подробно прагматическое содержание и понятийное ядро в значении слова.

В. Н. Телия дает такое определение коннотации: «…коннотация – семантическая сущность, узуально или окказионально входящая в семантику языковых единиц и выражающая эмотивно – оценочное и стилистически маркированное отношение субъекта речи к действительности при ее обозначении в высказывании, которое получает на основе этой информации экспрессивный эффект [Телия 1986: 5].

В лингвистическом энциклопедическом словаре дается следующее определение коннотации: «Коннотация - (ср.-лат. connotatio, от connoto — имею дополнительное значение) — эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы узуального (закреплённого в системе языка) или окказионального характера. В широком смысле это любой компонент, который дополняет предметно-понятийное (или денотативное), также грамматическое содержание языковой единицы и придаёт ей экспрессивную функцию на основе сведений, соотносимых с эмпирическим, культурно-историческим, мировоззренческим знанием говорящих на данном языке, с эмоциональным или ценностным отношением говорящего к обозначаемому или со стилистическими регистрами, характеризующими условия речи, сферу языковой деятельности, социальные отношения участников речи, её форму и т. п. В узком смысле это компонент значения, смысла языковой единицы, выступающей во вторичной для неё функции наименования, который дополняет при употреблении в речи её объективное значение ассоциативно-образным представлением об обозначаемой реалии на основе осознания внутренней формы наименования, т. е. признаков, соотносимых с буквальным смыслом тропа или фигуры речи, мотивировавших переосмысление данного выражения [Телия 1990].

Языковые проявления коннотации

Коннотации характеризуют, как правило, основные, или исходные, значения слов, а материализуются они в переносных значениях, метафорах и сравнениях, производных словах, фразеологических единицах, определенных типах синтаксических конструкций, семантических областях действия одних единиц относительно других [Апресян 1995: 156].

Таким образом, к формам объективного языкового проявления коннотации относятся:

  1. переносные значения;
  2. метафоры и сравнения;
  3. производные слова;
  4. фразеологические единицы, поговорки, пословицы;
  5. синтаксические конструкции.

Метафоризация, словопроизводство, фразеологизация, провербиализация, грамматикализация, семантическое взаимодействие слов — те языковые процессы, которые могут разворачиваться на основе коннотации и в которых коннотации вещественно себя обнаруживают. В результате этих процессов несущественный и прагматический признак исходного значения слова становится существенным и семантическим в переносном значении, во фразеологизме, в производном слове. В коннотациях проявляется, таким образом, важный творческий аспект языка: они являются одним из потенциальных источников его семантического и лексического обновления [Апресян 1995: 169].

Свойства коннотации

Первое и главное внутриязыковое свойство коннотации, может быть условно названо компаративностью. Наличие коннотации у слова можно фиксировать только в тот момент, когда несущественный признак обозначаемого им объекта действительности стал семантическим компонентом в толковании какой-то другой единицы языка. Коннотация, таким образом, становится связующим звеном между двумя разными единицами языка, и отношение, в которое она ставит эти две единицы, есть отношение уподобления.

Другие важные свойства коннотации связаны с особенностями их формирования. На формирование коннотации лексемы решающее влияние оказывают тип восприятия или использования соответствующего объекта действительности, традиции литературной обработки лексемы, исторический, религиозный, политический, психологический или иной культурный контекст ее существования, этимология, или, по удачному выражению В. И. Абаева [Абаев 1948], "этимологическая память слова" и другие внешние по отношению к ее непосредственной жизни в языке факторы [Апресян 1995: 170].

В структуре коннотации выделяется эмоциональность, оценочность и экспрессивность. В отличие от рационально – оценочного значения, объективно характеризующего обозначаемое, экспрессивно окрашенное значение отображает прорыв эмоционального, субъективного, личностно заинтересованного отношения в семантику слова, что составляет экспрессивный эффект этого значения и его целесообразность в языке.

1. 2. Эмоциональность, оценочность и экспрессивность лексики как компоненты коннотации

Эмоциональная лексика – это термин, который имеет несколько значений:

1. Слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окрашенность. Ср.: бабуся, доченька, миленький, родненький, сыночек; вонища, духотища, жарища.

2. Бранные слова. Ср.: мерзавец, подлец, негодяй.

3. Междометия. Ср.: браво! крышка! черт побери!

Некоторые лингвисты (см., например: [Галкина-Федорук 1958]) относят к эмоциональной лексике также слова, служащие обозначением испытываемых чувств, настроений, переживаний или средством выражения эмоциональной оценки (брезгливость, грубость, злоба, ненависть, отвращение, печаль, страх). Пр.: Гадкий, мерзкий, негодный, подлый, противный, скверный; ласковый, любимый, славный, чудесный [Розенталь 1976].

Эмоциональная окраска слов может быть оценочной и экспрессивной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики "Понятие как форма мышления"

Урок информатики для 6 класса...

Презентация к уроку "Понятие как форма мышления".

Данная презентация разработана, как наглядный демонстрационный материал к уроку  "Понятие как форма мышления" по учебнику Л.Босовой, 6 класс....

Некоторые формы языковой работы с текстом на уроках литературы Учебно-методическое пособие

В данной работе я показываю пример изучения литературного произведения на базе глубокого языкового анализа. То есть понимание идеи текста приходит через осознание конкретных языковых средств, использо...

Алгоритм. Понятие, свойства, формы записи

Из истории…Алгоритм – это описание последовательности действий, исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.Алгоритмизация – это процесс разработки алгоритм...

Технологическая карта урока Тема: «Понятие как форма мышления. Как образуются понятия».

Технологическая карта урока по информатике в 6 классеТема: «Понятие как форма мышления. Как образуются понятия».Тип урока: урок "открытие" нового знания.Образовательная...

Статья "Понятие и сущность языковой картины мира"

Языковая картина мира – это национально или индивидуально специфический способ знакового представлений знаний о мире, системы ценностей и моделей поведения средствами общеязыковой системы....