Некоторые формы языковой работы с текстом на уроках литературы Учебно-методическое пособие
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Вотрина Марина Николаевна

В данной работе я показываю пример изучения литературного произведения на базе глубокого языкового анализа. То есть понимание идеи текста приходит через осознание конкретных языковых средств, использованных автором текста. По сути, перед вами фрагмент урока словесности, некий симбиоз урока литературы и русского языка. Анализируется глава из трилогии Л.Толстого "Детство".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Некоторые формы языковой работы с текстом на уроках литературы

Учебно-методическое пособие

Вотрина Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ЦО № 556.

I. Обоснование выбора темы

Падение грамотности, нечитающее и не умеющее говорить поколение и как следствие – кризис русской языковой и духовной культуры. Поэтому совершенствование всех видов речевой деятельности в их теснейшей взаимосвязи должно стать центральной задачей школьного курса русского языка. А изучать курс русского литературного языка следует на образцовых текстах, составленных выдающимися мастерами русского слова. Образцовыми текстами должны быть творения мастеров русского слова, русских писателей, поэтов, публицистов, журналистов, артистов и т. п. Тексты должны отражать все жанры и стили русской художественной, публицистической, научно-популярной и учебной литературы, содержать образцы русского ораторского искусства, диспутов и дискуссий, проповедей, лекций и докладов, драматургической и агиографической литературы, устное народное творчество и т. п. Анализируемые тексты-образцы различных жанров литературного языка должны совершенствовать навыки различных видов речевой деятельности учащихся. Необходимо поощрять и самостоятельное составление различных текстов, поэтических и прозаических, монологических и диалогических. Центральным стержнем школьного курса по русскому литературному языку должно быть развитие всех видов речевой деятельности школьника на базе активного усвоения его лучших образцов и глубокого осознания культуры.

II. Отрывок из трилогии Л.Толстого

Глава XV. ДЕТСТВО

   *Счастливая,  счастливая, невозвратимая пора детства! Как не

любить,  не  лелеять  воспоминаний  о  ней?  Воспоминания  эти

освежают,  возвышают мою  душу  и  служат для  меня источником

лучших наслаждений.

   Набегавшись  досыта,  сидишь,  бывало, за чайным столом, на

своем  высоком  креслице;  уже  поздно, давно выпил свою чашку

молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места,

сидишь   и  слушаешь.  И  как  не  слушать?  Maman  говорит  с

кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни

звуки   эти  так  много  говорят  моему  сердцу!*  Отуманенными

дремотой  глазами  я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она

сделалась  вся  маленькая,  маленькая  -  лицо  ее  не  больше

пуговки;  но  оно  мне  все  так  же ясно видно: вижу, как она

взглянула  на  меня  и  как улыбнулась. Мне нравится видеть ее

такой крошечной. Я прищуриваю глаза еще больше, и она делается

не  больше  тех  мальчиков,  которые  бывают  в  зрачках; но я

пошевелился  -  и  очарование  разрушилось;  я  суживаю глаза,

поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно.

Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

   - Ты опять заснешь,  Николенька,  - говорит мне maman, - ты

бы лучше шел на верх.

   - Я не хочу спать,  мамаша,  -  ответишь ей,  и неясные, но

сладкие  грезы  наполняют воображение,  здоровый  детский  сон

смыкает веки,  и  через минуту забудешься и  спишь до тех пор,

пока не разбудят.  Чувствуешь,  бывало, впросонках, что чья-то

нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и

еще  во  сне  невольно  схватишь эту  руку  и  крепко,  крепко

прижмешь ее к губам.

   Все  уже  разошлись;  одна  свеча  горит  в гостиной; maman

сказала,  что  она  сама  разбудит  меня;  это  она присела на

кресло,  на  котором  я  сплю,  своей  чудесной  нежной ручкой

провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый

голос!

   - Вставай,  моя душечка: пора идти спать. Ничьи равнодушные

взоры не  стесняют ее:  она не  боится излить на меня всю свою

нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.

   - Вставай же, мой ангел.

   Она другой рукой берет меня за  шею,  и  пальчики ее быстро

шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои

возбуждены щекоткой и пробуждением;  мамаша сидит подле самого

меня;  она трогает меня;  я  слышу ее запах и  голос.  Все это

заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову

к ее груди и, задыхаясь, сказать:

   -  Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается

своей  грустной,  очаровательной  улыбкой, берет обеими руками

мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.

   - Так ты меня очень любишь?  -  Она молчит с минуту,  потом

говорит:  - Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если

не  будет  твоей  мамаши,  ты  не  забудешь ее?  не  забудешь,

Николенька?

   Она еще нежнее целует меня.

   - Полно!  и не говори этого,  голубчик мой,  душечка моя! -

вскрикиваю я,  целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих

глаз - слезы любви и восторга.

   После этого,  как,  бывало, придешь на верх и станешь перед

иконами,  в  своем  ваточном халатце,  какое  чудесное чувство

испытываешь,  говоря:  "Спаси,  господи, папеньку и маменьку".

Повторяя молитвы,  которые в  первый раз лепетали детские уста

мои за любимой матерью,  любовь к  ней и  любовь к богу как-то

странно сливались в одно чувство.

   После  молитвы  завернешься,  бывало,  в  одеяльце; на душе

легко,  светло  и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем

они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на

светлое  счастие.  Вспомнишь,  бывало,  о  Карле Иваныче и его

горькой  участи  -  единственном  человеке,  которого  я  знал

несчастливым,  -  и  так  жалко  станет, так полюбишь его, что

слезы  потекут  из  глаз, и думаешь: "Дай бог ему счастия, дай

мне  возможность  помочь ему, облегчить его горе; я всем готов

для  него  пожертвовать".  Потом  любимую фарфоровую игрушку -

зайчика  или  собачку  -  уткнешь  в  угол  пуховой  подушки и

любуешься,  как  хорошо,  тепло  и  уютно  ей  там лежать. Еще

помолишься  о  том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были

довольны  и  чтобы  завтра  была  хорошая  погода для гулянья,

повернешься   на  другой  бок,  мысли  и  мечты  перепутаются,

смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом.

   *Вернутся  ли   когда-нибудь  та  свежесть,   беззаботность,

потребность любви и  сила веры,  которыми обладаешь в детстве?

Какое  время  может  быть   лучше  того,   когда  две   лучшие

добродетели -  невинная веселость и  беспредельная потребность

любви - были единственными побуждениями в жизни?

   Где те  горячие молитвы?  где лучший дар -  те чистые слезы

умиления? Прилетал ангел-утешитель, с улыбкой утирал слезы эти

и навевал сладкие грезы неиспорченному детскому воображению.

   Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в  моем  сердце,

что  навеки  отошли от  меня  слезы  и  восторги эти?  Неужели

остались одни воспоминания?*

III. Обоснование выбора текста

Перед нами многоаспектный текст, который, во-первых, программный, во-вторых, позволяет изучать язык на литературной норме, в-третьих, именно в этом тексте языковая работа особенно помогает проникнуть в суть литературного произведения, и, наконец, возможность реализовать важный воспитательный аспект данного текста.

IV. Фрагмент урока

  1. Подготовка к восприятию текста

Дома подбирали и записывали слова-ассоциации к слову «детство»: любые части речи.

Вопрос: с чем у вас ассоциируется детство? (Ответы ребят).

Вывод: детство – это счастье.

Вопрос: а благодаря чему или кому мы счастливы в детстве? (Ответы ребят).

  1. Работа над текстом.  Придерживаемся принципа: от текста – к  грамматике, от грамматики – к более углублённому пониманию текста.

Лексическая работа

Объяснить значения слов и выражений: лелеять, набегавшись досыта, воспоминания освежают, впросонках, грёзы, добродетель.

Вывод: употребление данной лексики показывает нам авторское отношение к описываемому.

Морфемный анализ отдельных слов: креслице, пуговка, Николенька… Выделить суффикс.

Как он называется? (Уменьшительно-ласкательный). Найти ещё слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (крошечной, мальчиков, душечка, папеньку и маменьку, зайчика или собачку). Зачем автор употребляет этот суффикс?

Вывод: ребёнок, детство, нежность к близким, т.е. передача эмоционального состояния рассказчика (как взрослого, так и ребёнка).

Синтаксический и пунктуационный анализ

Восклицательные предложения: где, когда, с какой целью употреблены?

Диалог (культура речи, речевой этикет).

Обращения. Решаем воспитательную задачу: взаимоотношения с родителями. Зачитать выразительно: Николенька, мамаша, моя душечка, мой ангел, милая мамаша.

Вывод: счастливое детство у нашего героя? Мы читаем о чувствах героя – психологизм (дать понятие). Обобщённая картина счастливого детства. Почему же грусть в конце главы? А это грустит уже не ребёнок, а автор, с высоты прожитых лет вспоминая о невозвратимой поре.

Возможно проведение орфографической работы (см. выделенные орфограммы).

3. Подведение итогов

Обращаем внимание, что в этом произведении даны две точки зрения: ребёнка и взрослого. Говорим о чистоте детского воззрения на мир. Диалектика души у Толстого: мысль перетекает от одного к другому.

4. Домашнее задание: подготовка к диктанту по выделенным фрагментам  (* * * *),после написания диктанта прошу подчеркнуть предложения, содержащие авторскую идею.

V. Заключение

Подобные уроки должны содействовать формированию исследовательских способностей, прививать навыки открытия способа организации предмета исследования, ее внутренней логики и специфики. Осознание структуры языка, различных явлений грамматики, орфографии и пунктуации, фонетики и фонологии должно "отталкиваться" от читаемого текста. Развитие речевой деятельности должно идти параллельно с осознанием структуры языка. Детальное изучение структуры разнообразных текстов должно сопровождаться тщательным грамматическим разбором, анализом изучаемых и уже изученных явлений в тексте. Необходимо постепенно переходить от разбора текстов в классе с помощью учителя к самостоятельным всесторонним разборам дома.

Анализ текста должен включать собственно структурно-смысловой, лексико-семантический, синтаксический и морфологический, фонетический и фонологический, орфографический, пунктуационный и историко-филологический разбор.

В работе использован материал по ссылке: http://slovnik.rusgor.ru/rus/shuravlev/13.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пошаговая работа с текстом на уроках литературы

Развитие читательской компетенции становится серьезной проблемой. Данная статья предлагает некоторые пути выхода из сложившейся ситуации....

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....

Работа с текстом на уроках литературы

В презентации представлены виды работы с текстом на уроках литературы...

Работа с текстом на уроках литературы как способ мотивации к чтению (презентация)

Презентация, которая использовалась автором при выступлении на районной НПК педагогов, позволяет иллюстрировать теоретические выкладки сообщения....

Работа с текстом на уроках литературы как способ мотивации к чтению

Сообщение на НПК  педагогов по актуальной теме приобщения к чтению....

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...