Пошаговая работа с текстом на уроках литературы
методическая разработка по теме

Развитие читательской компетенции становится серьезной проблемой. Данная статья предлагает некоторые пути выхода из сложившейся ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ps.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

   Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многослойной российской культуры.

   Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его таким важным умением, как умение учиться, что не может быть осуществлено без развития читательской компетенции — постоянно развивающейся совокупности знаний , навыков и умений, т.е.качества человека которое совершенствуется на протяжении всей жизни человек.

    Нужно отметить, что проблема развития интереса к чтению у учащихся становится проблемой целого поколения: книга в любой форме отдаляется, интерес к чтению падает. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10-15 лет назад. Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и, как следствие, отказывается от чтения. Хотя известно, что воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Школьная программа по литературе для основной школы ставит задачу научить школьников 5-7 классов «осмысленно и бегло» читать научные и учебные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей.  В 8-9 классах обучение чтению программой уже не предусматривается, поэтому позитивное отношение ребенка к чтению должно начать формироваться в начальной школе и окончательно оформиться к концу 7 класса.  

       «Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли — вот чтение»- говорил С.Соловейчик. Любование, смакование, восторг, изумление, волнение и составляют феномен, называемый читательским интересом.

     Что такое читательская компетентность? Под умением читать подразумевается следующее:

  1. умение вычитывать информацию;
  2. умение размышлять о прочитанном;
  3. умение давать оценку прочитанному.

   Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

  1. формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
  2. начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание, знание произведений из круга детского чтения, предлагаемых в детских хрестоматиях для каждого класса;
  3. умение работать с книгой: определение и выбор книг по жанрам, темам и т. д., знание элементов книги и произведения;
  4. навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию и оценку художественного произведения как искусства слова на доступном школьникам каждого года обучения уровне.

   В основе развития этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Ученик должен проникнуть «внутрь» произведения, чтоб литературные герои ожили, заговорили, и тогда они будут приняты душой ребенка. Для обогащения субъектного опыта учащихся могут использоваться следующие приемы работы с текстом:

  1. анализ образа конкретного героя;
  2. создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту;
  3. составление детьми аналитических вопросов по тексту;
  4. рассказ от имени героя;
  5. работа с иллюстрациями, в т.ч.созданными детьми;
  6. театрализация;
  7. составление плана текста, как краткого, так и развернутого;
  8. выявление и графическое оформление системы образов произведения;
  9.  составление кроссвордов по тексту;
  10. проведение викторин и конкурсов и т. д.

   Целенаправленная и систематическая работа развивает учащихся нравственно и эмоционально, формирует положительный интерес к чтению.